Мысль об этих плюсах у меня возникает при взгляде с любой позиции, в которой я оказывался на протяжении этого года:
1. С точки зрения политика, введение единого — госэкзамена это реальная борьба с проявлениями коррупции. Если раньше родители примерно представляли, куда податься в школе и в вузе за хорошими оценками, то теперь — либо учись, либо списывай. Причем я настаиваю, что все беды этого года с повальным списыванием из Интернета, с использованием телефонов, с засылом подсадных сдающих — это беда, способная возникнуть при любой системе сдачи выпускных-вступительных экзаменов. Например, на не ЕГЭ-образных студенческих сессиях творится примерно то же самое. То есть сии беды являются отражением состояния общества, а не формой сдачи.
Еще один плюс — это прозрачность, все знают в итоге, какие задания и как выполнены, не согласен – апелляция. Малореалистично в шифрованных работах прибавлять баллы, что за красивые глазки, что по просьбе важных родителей.
2. У школьных педагогов тоже есть плюсы: значительная часть школ избавлена от внутренних экзаменационных организационных страданий, все претензии в субъективности оценивания переносятся в другое место, нет осады со стороны родителей, нет этого внутреннего давления «мы не должны быть хуже остальных школ», и, как слествие, едва ли не принудительное завышение оценок в борьбе за честь мундира.
3. Как родитель я в принципе был спокоен: почти нет шансов на экзаменах испортить аттестат. Собственно, его содержимое вообще становится почти не нужным, аж медалистов немного жалко. Страдания в ожиданиях оценок теперь односерийные, а не как раньше — и в школе, и в вузах. Сейчас можно спокойно подать документы в несколько вузов одновременно, причем не дожидаясь выдачи сертификатов с итогами ЕГЭ.
Конечно, как и у любой системы, в Едином госэкзамене есть элементы, которые можно совершенствовать:
Сроки выдачи результатов. Привычнее, конечно, выходя с экзамена, знать оценку, и недельные ожидания изматывают. Но это мировая практика, например наши лицеисты сдавали выпускные экзамены по программам международного бакалавриата еще в начале мая, результаты же им придут в середине июля.
Расширение форм зачисления. Конечно, уже сейчас есть возможность у вузов проводить зачисление по итогам своих предметных олимпиад либо вводить дополнительные конкурсные испытания. Но, на мой взгляд, было бы рационально расширять перечень таких возможностей, например разрешить зачисление по итогам предметных областных олимпиад и научных конференций.
Содержание заданий. Я вообще преклоняюсь перед любым стобалльником, ибо по целому ряду предметов существуют в некоторых вариантах такие задания, которые и заслуженному учителю сложно выполнить. Ответы на некоторые вопросы по истории мы с коллегами часами затем искали в Интернете, а школьник должен выкрутиться за 3-4 часа. Задание С6, которое сын принес после экзамена по математике, ТРИ преподавателя высокого уровня решали два с половиной часа.
Но вот экзамены сданы, итоги ясны, место продолжения учебы выбрано.
По окончании этого учебного года могу, как родитель, сказать, что процесс всегда содержательнее и интереснее, чем итог. Чтобы процесс был результативным, а итог не болезненным, дам несколько советов кроме тривиального, что учиться полезно.
1. Изучите условия поступления. Заранее зная о том, какие олимпиады дают льготы при зачислении, сын весь учебный год готовился и ходил по этим вузовским состязаниям. Итог: из десятка попыток — три призовых диплома, каждый из которых в худшем случае означает сто баллов за экзамен по данному предмету, а в лучшем – прямое зачисление. В результате главная задача сына на ЕГЭ состояла в том, чтобы не написать на двойку.
2. Определитесь с предметами, которые надо выбрать на ЕГЭ. Например, мы были очень удивлены, что ни на одну специальность, связанную с информатикой, компьютерной безопасностью и программированием НЕ нужен экзамен по собственно информатике! Все вузы хотят почему-то физику.
3. Слушайте президента. Вот кроме шуток. Сказал же товарищ, что стране нужны не юристы-менеджеры-финансисты, а инженеры. А что имеем? Самарские вузы предложили в этом году более 6 тысяч мест на технических специальностях, и это только на бюджете. А учащихся, выбравших в качестве ЕГЭ физику, на две тысячи меньше. Ну и кто за кем будет бегать? Все «физики» сейчас выбирают из имеющегося, а значительная часть «лириков» будет ждать, что там останется…