В Самаре состоялся первый в России региональный гостиничный конкурс. Конкурс назывался «Комфорт и уют-2014» и проводился в направлении «хаускипинг». «Хаускипинг – это киднеппинг?», — возник сам собой вопрос в головах региональных журналистов. Но нет, ничего похожего, просто соревновались горничные из отелей Самары, Сызрани и Тольятти.
Происходило в гостинице «Граф Орлов». Загадочная из гостиниц города – расположенная в доме постройки 1910 года, она прячется в анфиладе двориков старого города; пройти туда можно как с парадной улицы Куйбышева (художественные музеи и гастарбайтеры чинят мостовые киянками), так и с улицы Степана Разина – простой, малоэтажной, кругом местные кошки и осознавшие алкоголики. Перед гостиничным крыльцом укутаны в ткань предположительно туи – фаллическими символами, что весьма к месту, учитывая графа Орлова и детали его биографии.
Горничные приехали из нескольких отелей Самары, Тольятти и Сызрани. Девушки взволнованы, щеки горят, руки стиснуты, в глазах тревога — а все потому, что один из организаторов конкурса медиадом «Планета Отелей» немедленно сообщил, что выбирается не лучшая горничная, а лучший отель. Одно дело единолично получить по шее за то, что плохо смахнула метелкой пыль с экрана плазменного телевизора, а другое – подвести буквально весь родной коллектив, от последнего охранника до метрдотеля, от младшего администратора до председателя совета директоров.
Двенадцать конкурсанток. Одеты по-разному – в собственную униформу. Удобные комбинезоны пастельных тонов, сложносочиненные фартуки, рабочие костюмы, напоминающие хирургические пижамы. Нет только излюбленного сексопатологами наряда «французской горничной» — чтобы черные чулки на подвязках, высокий каблук и условный фартук на голой груди. Реальная горничная обязана рубашки носить застегнутыми на все пуговицы, и только с длинными рукавами; колготки выбирать телесного цвета, туфли — с закрытой пяткой и носком. Тут надо добавить: речь идет об отеле высокой категории. Сеть гостиниц и саун «Лелик и Болик» вряд ли так уж трясутся над туфлями персонала, чтобы не торчали пальцы.
В хорошем отеле работать горничной сложно. Только правил, чтобы зайти в комнату, несколько: прежде чем переступить порог номера, горничная должна убедиться в том, что гостя нет в помещении; для этого нужно трижды постучать в дверь, громко назвать свое имя и должность, если ответа не последовало, через десять секунд повторить процедуру, и если ответа снова не было, то открыть дверь своим ключом, еще раз громко называя себя. Дверь номера должна оставаться полуоткрытой.
Масса вещей горничной запрещена в служебное время: нельзя садиться на кресла и диваны, предназначенные для гостей, собираться в группы более двух человек, переговариваться вполголоса, жевать жевательную резинку, принимать пищу, прикасаться к украшениям, оставленным в номере, разглядывать вещи гостя, использовать фразы «не знаю», «не могу», «не хочу», «не буду». Чтобы работницы совсем уже не заскучали и не пали духом, им рекомендуется участвовать в различных конкурсах, для повышения настроения и мотивации. Потому что самое главное, что может получить отель от гостя – это хороший отзыв.
В конференц-зале безымянные и пронумерованные конкурсантки демонстрируют пластиковые корзины, заполненные инвентарем для уборки. Чаще используются тележки, но «Граф Орлов» из-за своих архитектурных особенностей (старинное здание! узкие коридоры!) не дает возможности свободного маневра. Горничные помахивают тряпицами разных цветов, жюри проверяет, достаточно ли серьезно девушки экипированы. Каждый отель выдвигает свои стандарты уборки, особо знатные велят использовать губки-щетки определенных цветов. Спонсор конкурса настойчиво предлагает девушкам воспользоваться его продукцией, многие зрители завидуют ассортименту.
Конкурсантки расходятся, каждой предстоит навести порядок в номере, предварительно хорошенько взбодрённом членами жюри, причем с применением изощренных хитростей (называется – закладка): меж кроватью и стеной спрятан носок, на черный подоконник предательски выложены черные же волосы, под подушкой – кольцо. Какие-то еще манипуляции с феном и унитазным ершиком, и опять подброшенные волосы. Уже под матрас.
Камеры видеонаблюдения, временно смонтированные для конкурса, передают картинки на большой экран. Жюри отмечает первые недоработки: никто из девушек не стучит в дверь перед тем, как войти в номер. Разумеется, они знают, что номер пуст. Но постучать обязаны, озабоченно говорят меж собой судьи. Каждая горничная по-своему заправляет постель (лидирует вариант «французский конвертик») и украшает номер в расчете на романтический вечер: открытка на покрывале, бант на подушке, свечи изящно расставлены.
С поставленной задачей горничные обязаны справиться за 25 минут — согласно нормативам Швейцарского союза владельцев гостиниц, на уборку номера, в котором еще проживает гость, отводится 20 минут, на уборку освободившегося номера — 30 минут.
В зале присутствуют представители департамента туризма Самарской области. Говорят, как важно именно сейчас добиться идеального функционирования гостиничных служб региона – в преддверии чемпионата мира по футболу и всего такого. Среди членов жюри неожиданно оказывается заместитель министра спорта и физической культуры Республики Мордовия. В технические паузы организаторы из «Планеты Отелей» развлекают зрителей воспоминаниями о прошлых гостиничных конкурсах; состоялось три общероссийских, а в Самаре вот как раз проходит первый региональный. Один раз, говорит ведущая, в качестве закладки был использован носок, брошенный на основание настольной лампы. И ни одна их горничных его не обнаружила, несмотря на весь профессионализм. Болельщики просто рыдали и кричали, обращаясь к экрану: смотри! там носок! Спасла положение супервайзер, говорит ведущая, в обязанности супервайзеров входит проверка качества работы горничной, вот она и заметила злосчастный носок.
Тем временем в гостях у горничных появляются «неожиданные гости»: подученный журналист требует, чтобы его пустили в номер за забытым паспортом, телерепортер пытается отыскать пропавшее кольцо. Горничные в пререкания с постояльцами вступать не должны никогда, но переадресовывать постояльцев на рецепцию или администратору. От докучливых журналистов горничные избавляются умело.
Ведущая тем временем рассказывает, что на прошлом конкурсе всех удивила одна горничная, после уборки оставившая все ящики и шкафы открытыми. Члены жюри тогда буквально разгневались, но когда после горничной появился супервайзер и спокойно эти выдвинутые ящики закрыл, убедившись в их пустоте, тогда жюри гневаться перестало, а ряд отелей взял себе на вооружение новые технологии.
И если постоялец обращается к горничной с просьбой о помощи, она должна согласиться, используя выражение «с удовольствием». А лучше – «с большим удовольствием», и тогда постоялец чувствует себя как дома, или даже лучше, чем дома, потому что дома все обленились и удовольствие выказывают не всегда. И тогда постоялец чувствует себя дорогим гостем, и, уезжая, пишет тот самый хороший отзыв, который бог гостиничных управляющих и генеральных директоров.
Подводятся итоги. Первое место занимает гостиница «Вега» (Тольятти), второе – «Граф Орлов» (Самара), третье – «У кремля» (Сызрань).
Конкурс состоялся при поддержке департамента туризма Самарской области и государственного бюджетного учреждения «Туристский информационный центр».