Грушинские: антирекорд посещаемости и новые надежды

Сознательно минуем в этой статье тему раскола Грушинского, уже набившую всем оскомину. Развитие событий с момента разделения фестивалей показало, что соединить людей, ежегодно приезжающих на две поляны, вряд ли получится в обозримом будущем. Информационные войны и судебные тяжбы за название уже принесли немалое количество проблем не только околофестивальной общественности со всей России, но и Самарской губернии в целом.

Многие СМИ по итогам мероприятий этого года предельно ясно осветили тот факт, что так мало людей на наши фестивали в первые выходные июля не приезжало уже полтора десятка лет. 22 тысячи на Грушинском на Фёдоровских лугах и 34 тысячи на «Платформе» на Мастрюковских озёрах – это действительно не так уж много, если сравнивать с колоссальными размахами фестиваля до его разделения. Да и меньше, чем в прошлые годы. Но, так или иначе, в масштабах страны – наши фестивали по-прежнему остаются достаточно многолюдными. А в подобном формате – самыми масштабными. Конечно, нелегко тягаться с такими мероприятиями, как, например, «Нашествие» или «Пустые холмы». Но тут нужно учитывать, что на этих фестивалях звучит, скажем так, более молодёжная музыка. Да и вся их инфраструктура завязана на крупнейшем российском мегаполисе, а не удалена от него на 1000 километров.

Конечно, ситуация и скандалы, связанные с расколом, крайне отрицательно сказались на репутации самарского фестиваля. От него отвернулись многие ведущие исполнители авторской песни. Но это далеко не единственная причина, по которой в «грушинские» выходные на берега Волги между Самарой и Тольятти приезжает всё меньше и меньше людей. Нужно понимать, что есть и другие, не менее важные факторы.

Во-первых, это появившаяся конкуренция, которая будет обостряться всё сильнее и сильнее. Если в 1990-е годы Грушинский фестиваль был единственным многодневным open-airом российского масштаба, то сейчас ему появились многочисленные альтернативы совершенно разных музыкальных форматов. Если посмотреть честно на ситуацию, то далеко не все ещё в 1990-е годы приезжали на Грушинский за авторской песней. Для многих это была просто возможность получения нового уникального вида отдыха на свежем воздухе. Сейчас же есть огромное разнообразие музыкальных «палаточных» мероприятий, от закрытых трансов на сотню человек до начисто коммерциализированного «Нашествия» с большим набором топовых отечественных рок-звёзд. В такой ситуации всякий желающий послушать музыку на природе может выбрать альтернативу Грушинскому на свой вкус.

Во-вторых, следует понимать, что фестиваль, формат которого построен на авторской песне, в принципе в «десятые» годы не может быть столь многолюдным, как в 1980-е или даже в 1990-е. Поколение страстных поклонников авторской песни постепенно уходит. А молодёжи, искренне преданной туристическому фольклору, просто не набирается достаточное количество. Вряд ли сейчас фестиваль музыкального формата «Вудстока» смог бы повторить успехи легендарного мероприятия 1969 года. Просто меняются времена… Например, на крупнейшем джазовом фестивале в швейцарском Монтрё, который на год старше Грушинского, помимо звёзд мирового джаза выступают рэпер Coolio, пост-роковый коллектив «Mogwai» и хедлайнеры прошлогоднего «Рока над Волгой» «Deep Purple».

Одним словом, нужно понимать, что, с одной стороны, Грушинский до сих пор является хоть и изрядно дискредитированным, но до сих пор чуть ли не самым узнаваемым самарским брендом. С другой стороны, масштабный фестиваль, приносящий губернии солидные дивиденды, сделанный по старым правилам, не возможен.

Поэтому, как ни странно, кажется, что разделение фестиваля отчасти даже пошло ему на пользу. На Фёдоровских лугах собралась компания представителей классической авторской песни вроде Олега Митяева. Даже такие музыканты, как бывший вокалист «Грассмейстера» Тимур Ведерников, выглядели на общем фоне как экспериментаторы. В целом же фестивалю по сравнению с прошлыми годами явно не хватило громких имён, чтобы привлечь сюда достаточное количество публики. Программа выступлений даже не была оглашена перед фестивалем. А организаторы сделали странное заявление о том, что не видят смысла озвучивать программу, поскольку публика им и без того доверяет. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что в итоге на Мастрюковских озёрах собралось в полтора раза больше публики.

На «Платформе» на Мастрюковских озёрах собрался очень разношёрстный состав участников. Помимо собственно представителей авторской песни здесь были самые разнообразные музыканты. Начиная с гуру русского фолка Сергея Старостина и заканчивая постмодернистским акыном Псоем Короленко, которые сыграли чуть ли не на всех фестивальных сценах. А появление Псоя Короленко на главной сцене фестиваля, легендарной плавучей гитаре, и вовсе можно считать новой страницей в истории фестивального движения на Мастрюках. А ведь ещё несколько лет назад курьёзы, связанные со строгостью музыкального формата на этой площадке, доходили даже до полного запрета на ударные инструменты.

В целом можно сказать, что у такого фестиваля могут быть довольно радужные перспективы. Вкупе с чудесной волжской природой разношёрстный состав участников может привлекать сюда многих любителей музыки. Только пока не совсем понятно, в чём изюминка «Платформы» по сравнению с подобными мероприятиями, проходящими по соседству. Пока фестиваль мало чем отличается, скажем, от «Баранки», которая успешно существует в 50 километрах от Казани. Хочется верить, что «фишка» «Платформы» ещё будет найдена.

Нужно заметить, что оба фестиваля прошли при резкой нехватке средств. И это не могло не сказаться на их качестве. Им не хватало достаточного количества громких имён и внятной рекламы. Можно сказать, что те без малого 60 тысяч человек, которые все же приехали на Мастрюки и Фёдоровку, сделали это, скорее, по старой памяти. А хотелось бы, чтобы фестивали заиграли новыми красками, чтобы привлечь новую и действительно заинтересованную в музыке публику.

17 thoughts on “Грушинские: антирекорд посещаемости и новые надежды”

  1. Согласна, что разделение послужило очищению…
    Я впервые за многие годы волей случая побывала на Фёдоровских лугах.
    Да, Гора пела, да в воскресном концерте прекрасно слушали стихи Егорова, кричали "Браво!" песням Григория Донского и Ольги Качановой… Но небольшая поляна перед воскресной сценой был и на треть незаполнена…
    Да, не было пьяных и м.б. вообще случайных людей. Но кузнецы всё куют… ?чьё счастье? Продавцы на Поляне продают что угодно…

    И по-прежнему мультиформат: этноджаз "Птицы Тылобурдо" и народное пение квартета "Калины красной" и блюзы Тимура Ведерникова…

    Многие традиции фестиваля утеряны и неизвестно, что попытаются сохранить организаторы. Что уж говорить, если на табличке перед Поляной пишут "Груша" — скоро новички не будут знать, откуда такое название фестиваля… Да, сколько-то лет ещё бренд будет работать, но существует ли стратегия развития — ну очень сомневаюсь… Живут по привычке… Нужно новое вИдение, в которое стОит взять то лучшее, что пытался сделать Старцев в "Поэзия. Гитара. Голос.".

    Самое обидное — вытаптываются 2 огромных поляны… На лугах палатки ставили на ландыши, которые кажется занесены в Красную книгу… И ради чего?!

    И ещё: друзья на разных полянах!.. Хотя есть и перетекающие туда-сюда. Но очень обидно раз в году и не встретиться…

    Я бы запретила проводить фестивали одновременно.

    Ответить
    • Думаю, что для того, чтобы выжить всем, Фёдоровке нужно формат сужать, а Мастрюкам расширять. И даже не обязательно разводить эти мероприятия по датам. У каждого из фестивалей будет своя публика, которой, скорее всего, будет даже легче друг без друга. 

      Ответить
      • Может быть, может быть…

        Кстати, наверху снимок девушек "Птицы Тылобурдо" из Йошкар-Олы. Правда, другого года, видимо.

        Могу прислать свежий снимок ;) Они, возможно, как Митяев, успели и туда и туда… ?

        Ответить
  2. «Птицы» с Ижевска (к слову) и снимок этого года (судя по составу).
    Меня формат Платформы полностью устроил, разве что расписание всех сцен слишком свободно плавало. Уверен, что ветхозаветные бардовские песни будут продолжать течь вверх по Волге на Фёдоровку, а экспериментаторы будут больше кучковаться на Мастрюках, вот так и публика со временем расползётся по интересам, трагедии в этом не наблюдаю. Сомневаюсь, что на это можно как-то повлиять извне, если только на очень высоком уровне.

    Ответить
    • Местная публика расползётся. Только хотелось бы, чтобы приезжало и побольше гостей губернии. А для этого нужно, чтобы фестиваль был чем-то уникален. Пока ни у того ни у другого ничего уникального не вышло. Надеюсь, что это только пока. 

      Ответить
      • Не пока, а скорее теперь уже. В программе О!строва были заявлены те же самые музыканты, что в прошлом году, только чуть поменьше. Не вижу смысла ездить на повторение. Разве что ради компании и тусовки.

        На мой взгляд, Грушинский фестиваль еще может быть интересен детским клубам авторской песни, для них это рост — принять участие в конкурсах самого главного бардовского фестиваля страны, и дай Бог, выйти на гитару. Для тех, кто постарше, после разделения фест утратил свою значимость, дискредитировал себя. И как ты и написал в статье, появилась куча других фестивалей. Летом сейчас хоть каждую неделю теперь можно ездить куда-нибудь.

        Ответить
        • Думаю, первое, что необходимо сделать, это сдобрить музыкальную составляющую дополнительными фишками, чему в этом году на Грушинских не уделялось должного внимания. 

          Ответить
      • Я вот думаю на следующий год не разползтись ли мне в первые выходные июля в НиНо на Шарабан, чтоб больше не разрываться между двумя полянами и не объяснять никому, что «Платформа» != Груша». Настроение в отношении «груш» постепенно захватывает такое — «умерла так умерла». В осуществление наполеоновских планов Кожекина я не верю, да и напоминает мне это всё пляски на костях.

        А артистов хороших на той же Баранке послушаю (хотя и за ней шлейф раздорный есть — именно из-за него Ведерников никогда не покажется на Мастрюках).

        Ответить
  3. «Думаю, что для того, чтобы выжить всем, Фёдоровке нужно формат сужать, а Мастрюкам расширять. И даже не обязательно разводить эти мероприятия по датам. У каждого из фестивалей будет своя публика, которой, скорее всего, будет даже легче друг без друга.
    ondryushka Чт, 07/07/2011 — 11:10.»

    Полностью согласен!

    Ответить
    • Не в цифрах дело, хотя хвастаться "крупнейшим фестивалем" уже смешно..
      В вск стало понятно, сколько же примерно настоящих любителей авторской песни ;)

      Грушинскому клубу точно надо свежее дыхание наконец настоящее внимание к новым авторам и к совсем юным исполнителям!
      Дети год готовятся к фестивалю, а в ответ получают деление на лауреатов и нет без толковых объяснений…
      Это — стиль фестиваля?

       

      Ответить
  4. Долго и безуспешно искал подобный сайт . Благодарю за статью и комментарии. А что с 3-м фестивалем(Старцева)?
    ps Люблю «ветхозаветные» вещи- проверено временем, знаете ли..Лишь бы организаторы не » отпали» . И, согласен, надо «развести эти 3 фестиваля- Самара только выиграет

    Ответить
    • Первое — по статье: цифры — полная отсебятина, ГУВД насчитал 43-44 тысяч на обеих площадках, а именно более 22,5 тыс на ГФ и 21,5 на Мастрюках. Это официальные данные. Автор не ссылается, откуда он взял другие цифры, на основе которых осуществляет свои построения. Еще момент — и в годы запрета ГФ, и потом всен время существует мощный фестиваль АП «Ильменский». Там второй год численность стабильна — по 40 тыс участников. Так что, говоря и о тенденциях фестов АП, автор исходит из неполной картины.
      По так наз. «3-му фестивалю»: «Мир бардов» проходит вне связи с ГФ и МФ, с самого начала — за неделю до них. Формат МБ отличается от других фестов — практически он проводится 8 месяцев, сначала — виртуально, и 4 дня в реале. Как прошел МБ, читайте на сайте феста.

      Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.