Ночной кошмар скульптора Манизера

Ровно год назад «Новая» писала о переименовании площади Куйбышева и планах по ее реконструкции. В августе этого года тема реконструкции площади, которая обсуждается уже не один десяток лет, вновь стала актуальной. Поводом для обсуждения стало обращение министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой к самарскому ЖЖ-сообществу с вопросом по поводу переноса памятника Куйбышеву в один из скверов возле оперного театра.

Как и следовало ожидать, мнения по этому поводу у жителей города разделились, однако что стало причиной такого вопроса министра? Не секрет, что площадь Куйбышева, одна из крупнейших площадей Европы, имеет огромнейшее значение для Самары как в архитектурно-градостроительном отношении, так и в культурной жизни города. Пространство площади ежегодно используется для проведения различного рода мероприятий и является одним из любимейших мест отдыха горожан и гостей Самары. Многие специалисты считают, что площадь в нынешнем, «аутентичном» состоянии требует обновления.

Неудавшиеся попытки реконструкции

Первые попытки реконструировать главную площадь города были предприняты еще в 1980-х. Среди прочего для «оживления» площади предлагалось разбить ближе к улице Чапаевской фонтаны. При этом вопрос о переносе памятника Куйбышеву, естественно, не поднимался. Участвовавший в разработке данного проекта член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук Ваган Каркарьян рассказал, что проект не был согласован партийным руководством, и идея реконструкции площади была отложена. В то же время Ваган Гайкович выступает против переноса памятника и тем самым уничтожения архитектурного ансамбля площади, созданного более 70 лет назад. В своем комментарии газете «Коммерсантъ Волга» Каркарьян отметил: «Мне самому не очень нравится этот памятник, но надо понимать, что это часть нашей истории, символ эпохи и часть архитектурного ансамбля всей площади».

«Сюрреализм»

Следующим к вопросу переустройства главной площади города обратился самарский архитектор Леонид Кудеров. К счастью, информации о том, что реализация этого проекта обсуждалась или планируется к обсуждению, нет (будем надеяться, и не будет). Проект предполагал активное включение площади в структуру городского центра, что, с одной стороны, хорошо. Однако это планировалось сделать за счет размещения на площади подземного городского музея (Музея истории храма), в зоне двух скверов расположить на различных уровнях объекты культурно-рекреационного значения и ресторан, а «фоном» театру послужило бы высотное здание на улице Галактионовской, на верхних этажах которого располагается гостиничный комплекс. Воистину, нет предела человеческой фантазии…

Матвей Генрихович Манизер

(1891—1966), советский скульптор. Народный художник СССР (1958). Вице-президент АХ СССР (1947—1966). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1943, 1950). М. Г. Манизер создал ряд произведений, ставших классикой соцреализма. Автор посмертной маски Сталина. (Материал из Википедии)

Одной из самых известных работ Манизера в Москве является скульптурная группа на станции метро «Площадь Революции».

Соборная площадь

Следующее «посягательство» на площадь Куйбышева предполагалось в виде восстановления ней Кафедрального собора, снесенного в 1930-х. Администрация мэра Тархова поддерживала эту инициативу, однако идея с восстановлением собора была отвергнута городским сообществом, а новый мэр города эту идею не поддержал, несмотря на слухи о давлении на него со стороны самарской епархии. В любом случае, проект строительства собора на время отложен. Благодаря новой администрации не состоялось и переименование площади Куйбышева в Соборную.

От храма к Храмовым

Наконец речь зашла и о новом проекте, предлагаемом Дмитрием и Марией Храмовыми. Интересный во всех отношениях проект не предполагает кардинальных изменений на площади и строительства грандиозных сооружений. Именно идея Храмовых стала основанием для обсуждения переноса памятника. Дмитрий Храмов согласился вкратце описать проект возможной реконструкции и высказал свое мнение по поводу переноса памятника в сквер:

«Наше предложение по переносу памятника Куйбышеву с площади в прилегающий к ней сквер является не самоцелью, связанной с какими-то политическими и идеологическими предпосылками. Этот шаг – один из этапов предлагаемой нами реконструкции и благоустройства центральной площади города.

Современное состояние площади не отвечает функции ее как резервуара культурных событий и места ежедневного времяпрепровождения и отдыха горожан. Сравнивая ее с европейскими площадями, которые насыщены активной повседневной жизнью, грустно видеть нашу площадь в образе плаца, ведь у нее большой потенциал общественного пространства. Активизацию этого потенциала мы предлагаем осуществить путем реконструкции четырех скверов с четким их функциональным назначением и планировочно-пространственным раскрытием их в город, созданием пятого сквера по оси ул. Рабочей на ул. Галактионовской и созданием рекреационного пространства с интерактивными свето-музыкальными фонтанами вдоль всего главного фасада театра. Используя новые технологии, ППУ трубы, изоляция стыков которых повышает прочность трубопровода, фонтан предлагается перекрыть решеткой в уровне мощения площади, скрытые чаша и конструкции фонтана не будут мешать обычным мероприятиям на площади, тогда как объемно-пространственное решение самих струй может быть срежиссировано в зависимости от событий на площади.

Такая пространственная доминанта гораздо сильнее композиционно будет «держать» весь ансамбль площади, соответствуя как классицистическому симметричному построению ее относительно фасада театра, так и модернистскому мощному движению пространства от ул. Красноармейской к ул. Вилоновской. Существующий памятник Куйбышеву, созданный скульптором для восприятия вблизи и снизу проходящими колоннами демонстрантов, не выполняет необходимой композиционной роли пространственной доминанты площади. Для сохранения исторической памяти и связи поколений памятник предлагается сохранить, перенеся его в прилегающий к театру Мемориальный сквер, создав ему соответствующее пространство для восприятия, выгодно подчеркнув его как произведение искусства в замыслах скульптора. Мы знаем, что по поводу переноса существует множество полярных мнений общественности. Выявив их, можно пойти на компромисс и вписать памятник в концепцию реконструкции, но наше предложение по переносу, своего рода реабилитация его, на наш взгляд, более честное и чистое решение».

В беседе с Дмитрием Храмовым мы обсудили плюсы и минусы существующего ансамбля площади и в частности расположенного на нем памятника Куйбышеву. Художественные качества памятника работы известного советского скульптора Матвея Манизера мы не обсуждали. Несомненным является то, что памятник является историческим и художественным наследием Самары, и вопрос его ликвидации даже не может быть рассмотрен. Как заметил Дмитрий Храмов, критике можно подвергнуть любое произведение. Объективной критики заслуживает и работа архитекторов Каценеленбогена и Троцкого, как перегруженное массивными декоративными элементами здание театра, так и расположение памятника Куйбышеву и его восприятие с различных точек площади.

«Не им убирать то, что не они создавали», — отметил Ваган Каркарьян в комментарии «Самарской газете». Приблизительно это же мы обсудили и с Дмитрием. Возможно, ленинградские архитекторы допустили ошибки при проектировании площади Куйбышева, однако исправлять их ошибки спустя более чем 70 лет нелогично.

Куйбышев Валериан Владимирович

(1888-1935), революционер, советский политический и партийный деятель. Учился в Омском кадетском корпусе, Санкт-Петербургской военной академии и на юридическом факультете Томского университета. С 1906 по 1917 год за революционную работу арестовывался и сбегал как минимум 7 раз, пока окончательно не был освобожден во время Февральской революции. Руководил обороной Астрахани против войск Колчака. Являлся руководителем осуществления плана ГОЭЛРО, председателем Госплана СССР, одним из советников Иосифа Сталина по вопросам экономики. Был трижды женат. В 1935 году обвинен в троцкизме. Вскоре после этого скончался от закупорки тромбом сердечной артерии. Похоронен в Кремлевской стене.

И волки сыты, и овцы целы

Архитектурный ансамбль площади сформирован, и любое посягательство на его целостность будет исторической ошибкой. Возможно лишь дополнение существующего ансамбля, оживление площади и включение ее в жизнь города, что и предлагают Храмовы. При этом перенос памятника Куйбышеву не является обязательным условием. Архитекторы готовы рассматривать реконструкцию площади с учетом памятника. На мой взгляд, это было бы самым правильным решением. Нужен компромисс, и он достижим. Давайте строить новое, не разрушая то, что было сделано до нас. Давайте уважать историю и труд наших предшественников, и тогда наш город, я уверен, будет еще краше и лучше.

4 thoughts on “Ночной кошмар скульптора Манизера”

  1. Был и еще один вариант. В 1995 году директор радиостанции Европа Плюс Самара предлагал змаенить голову памятника Куйбышеву на скульптурное изображение своей головы.

    Ответить
  2. ломать не строить, лучше бы вместо реконструкций что то новое создавали, а то на весь город полтора места для досуга культурного.

    Ответить
  3. Надо придавать статус достопримечательного места, причем регионального значения, дабы слова о крупнейшей площади Европы имели основание и предполагаемый парад 7 ноября обрел бы исторические корни 1941 года. Имидж места легко разрушить, воссоздать порой невозможно. Уже исторический профиль площади уродует строящаяся высотка. А в Казани создана специальный орган-Префектура, следящий за историческим центром Казани.

    Ответить
  4. ломать не строить, лучше бы вместо реконструкций что то новое создавали!!!

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.