Эта новость дежурно прошла в новостной ленте всех агентств и газет. Самый высокий человек России, баскетболист, инвалид, умерший в коммуналке. При этом совершенно невозможно объяснить, кем был Сизоненко для нас, куйбышевских мальчишек восьмидесятых. Символом? Этого слова явно недостаточно. Живой легендой? Наверное. Но и это не совсем точно. Это был наш дядя Степа. Настоящий добрый великан. Но не такой детский и наивный, как у Михалкова. А современный, спортивный и… очень большой.
Благодаря Сизоненко и куйбышевскому «Строителю» в наш очень заkрытый город пришел большой баскетбол. И наши ребята сражались на равных с ЦСКА и Жальгирисом. А Дворец Спорта в такие дни становился не просто центром городской жизни, но ристалищем и храмом одновременно. Попасть на матч, в святая святых. Это было нашей самой заветной мечтой. И что немаловажно – мечтой воплотимой. Хотя, кто сейчас помнит, как гремели фамилии Сабонис, Белов или Еремин?! И Сизоненко. Встретить его на улице было не просто событием. Такая встреча, обычно выдуманная, поднимала авторитет среди одноклассников на невероятную высоту. А тема кроссовок Сизоненко –размер, специально заказывают в фирме adidas, стоят триста (!) рублей – пользовалась на школьных переменах невероятной популярностью. И вот он умер. Забытый в городе, за который столько раз выступал. Мне почему-то кажется, что именно ему нужно поставить памятнику. Он много сделал для нашего города – Куйбышева и Самары. Мы опоздали с благодарностью, теперь уже навсегда. Я так и не увидел Сизоненко, но я всегда буду помнить об том человеке.
Биография
Необычно высоким ростом отличался с детства. В школьные годы по этой причине перенёс операцию на гипофизе, дважды ему делали трепанацию черепа. Но Александр продолжал расти. Свое место в жизни он нашёл, став баскетболистом.
С 1976 по 1978 год Сизоненко выступал на позиции центрового в ленинградском «Спартаке», а с 1979 по 1986 год — в куйбышевском «Строителе», с которым прошёл путь от первой лиги до крепкого середняка высшей лиги чемпионата СССР. Как один из лучших центровых страны, являлся кандидатом в сборную СССР по баскетболу. Специалисты отмечали, что Сизоненко отличался тонким позиционным чутьём и владел искусством паса, однако из-за своего роста не обладал необходимыми для игрока экстра-класса скоростными качествами. Из большого спорта пришлось уйти в 1986 по причине гормонального сбоя.
В последние годы Александр Сизоненко был пенсионером-инвалидом, надомником. Жил в Санкт-Петербурге. Александр до конца жизни продолжал расти: рост 2,43 м, вес 186 кг, стопа 58-го размера. Ни в одном магазине ему невозможно было подобрать одежды и обуви. Из-за сильного остеопороза даже дома ходил на костылях.
В конце июня 2011 года Александр Сизоненко был травмирован, после чего не смог самостоятельно двигаться. Его госпитализировали и хотели оперировать, но от операции из-за начавшегося желудочного кровотечения отказались, так как врачи ввели лекарства, не совместимые с теми, которые он принимал. С 25 июля 2011 года Александр Сизоненко находился дома и был не в состоянии ходить. Помощь самому высокому баскетболисту оказывали «ПБК Спартак Санкт-Петербург», его друзья и волонтёры. 2 августа 2011 года Александр Сизоненко был госпитализирован в клинику в Санкт-Петербурге. В ноябре 2011 года его выписали из клиники и за ним ухаживала сиделка.
Скончался 5 января 2012 года в своей квартире.