Об управлении на транспорте в Самаре

Хотелось бы еще немного написать о процессах управления. Причем эпиграфом тут можно выбрать высказывание К.Маркса "Их общественное бытие определяет их сознание". А для затравки рассказать историю из жизни, про тракториста на лесозаготовке.

Дело было в 80-х годах, в морозный зимний день, когда директор хозяйства вкупе с инструктором райкома, главным инженером и начальником участка съездить в лес на лесозаготовки с небольшой такой проверкой. На узкой дороге им встретился трактор, который вез заготовленный лес. Трактор съехал на обочину, чтобы пропустить УАЗ с начальством, но начальство вышло покурить, а заодно подозвало к себе тракториста. И о чудо — инструктор принюхался, и обнаружил, что тракторист — пьян. "Ну все", — сказал тогда директор, — "Ты трактор отгоняй, сдавай, и завтра ко мне — будешь уволен по статье…"

Тракторист начал протестовать, указывая на трактор без окон и дверей, а так же мороз на улице. Но начальство было непреклонно — пьяным за управление сесть, это ж серьезное нарушение все таки! Во общем тракторист понял, что их не прошибить, поэтому пошел к своем трактору и вернулся оттуда уже с монтировкой. Нет, он не стал бить ей начальство, как можно было бы подумать — он просто высадил в УАЗике все стекла. Отнес монтировку, и вернулся с початой бутылкой водки, которую и презентовал директору. Сам сел на трактор и уехал.

До поселка было 45 километров, на улице было минус тридцать, и водку начальство выпило всю уже на пятом километре всю. Поэтому доехав до базы, они первым делом уволили механика участка, предупредив главмеха, что следом пойдет и он, если в течении двух дней все трактора на участках не будут оборудованы стеклами, дверьми ну и конечно печками. Тракториста, естественно, никто и не вспоминал.

Это я к тому, что очень сложно ожидать результативной работы от начальства, которое имеет представление о проблеме в основном по результатам проверок и отчетов. Это логический уровень восприятия информации — а есть еще чувственный — и он гораздо более действенный. Логикой и директор понимал, что зима и холодно, а еще он понимал что попалят с проверкой, и ему будет плохо. И все это — в рамках логики — выстраивалось в неверную картину о том, что тракторист потерпит. А как только разговор перевели на чувственный уровень — сразу стало ясно, что тракторист не потерпит, и надо что-то менять.

Начальство города никогда не пользуется общественным транспортом, которым пользуется 80% жителей города. Подчеркиваю — никогда. Я не могу всерьез рассматривать в качестве использования общественного транспорта поездки в "день без машин". На общественном транспорте в Самаре не ездит мэр, его первые заместители, его заместители, включая начальника Департамента транспорта. На общественном транспорте никогда не ездит директор ТТУ, директор ПАТа, более того, на нем не ездят даже начальники служб соответствующих предприятий. У них у всех есть служебный или личный автотранспорт.

Поэтому они занимаются реформой транспорт на уровне логики — понимают, что надо бы обновлять подвижной состав, потому что сами знают, что на новой машине ездить удобней, чем на старой. Это их личный чувственный опыт, перенесенный из сферы пользования служебным и личным автомобилем на транспортную систему города. Они лихо подкрепляют его логичными фактами — снизятся затраты на ремонт, снизятся простои… При этом у них нет чувственного опыта о том, что значит 40 минут ждать автобус на остановке зимой, а потом сесть в неотапливаемый салон и ехать еще 40 минут. Поэтому выделить три копейки (в масштабах закупки 100 автобусов) на установку отопителей в салоне и копейку, на размещение на остановках расписаний им в голову не приходит.

В Самаре замечательный мэр — совершенно серьезно. И я совершенно согласен в том, что на данном этапе развития транспортной системы, если лично он будет каждый день ездить по работе на общественном транспорте, то транспорт не улучшится, а работа встанет. Это факт. Но было бы очень полезно, если бы директор ТТУ хотя бы раз в неделю находил два часа на то, чтобы побыть пассажиром собственного транспортного предприятия. Говорят мудрый Соломон делал такие ходки в народ — может быть это придавало ему дополнительной мудрости, по крайней мере ничего не отнимало. Я уж не говорю о всяческих замах, которых надо регулярно выгонять на линию — водителями, кондукторами, диспетчерами. Потому что эти кабинетные работники, передвигающиеся на служебном транспорте, в Самаре вообще забыли о том, чем они собственно взялись руководить.

Мне кажется, что 12 часовая смена в неотапливаемом трамвае, в должности кондуктора, произвела бы неизгладимый оздоравливающий эффект на заместителя директора ТТУ по эксплуатации. Еще я хотел бы видеть на остановке автобуса в выходной день руководителя Департамента транспорта и директора МП ПАТ. Дело в том, что по выходным дням у нас интервалы автобусов в межпиковое время составляют теперь в среднем 25 минут, а так и до 40 минут. Это я говорю предельно серьезно.

Вот картинка:

?При этом в дептрансе вообще такого понятия как "интервал в обед" не существует. Его никто не пытается оценивать. Никто — кроме пассажиров на остановках.

Я понимаю, что у нас нет водителей в нужном количестве.. поэтому выходные, особенно обеденное время, просто не прикрыты выпуском. Но давате тогда проблему поиска водителей объявим наконец главной? А пока она не решена разместим хотя бы расписания движения транспорта на остановках — заставим наконец службы движения пошевелить мозгами и рассчитать усредненные реалистичные графики движения по времени суток? Может быть тогда у этих замечательных служб будет меньше времени на вредительство и саботаж, вроде запуска "новых маршрутов троллейбуса"?

В Самаре среднее звено управления на транспорте по прежнему оторвано от реальности и витает в каких-то облаках, а у руководства не хватает смелости разогнать этот "дом престарелых", набрав нормальных людей на нормальную зарплату. Блок экономистов и юристов гоняют, и выстраивают — потому что понимают, как он работает. А вот уничтожающую предприятия службу движения, некомпетентных и ленивых руководителей технических и производственных служб держат как священных коров — потому что ничего не понимают в их работе и боятся, как бы не сделать хуже. При этом сами "пойти в народ" и узреть результаты работы своих подчиненных почему-то не решаются. А ведь пары не подготовленных заранее поездок хватило бы, чтобы на планерке разнести в пыль соответствующие службы.

Перепечатано с разрешения Антона Буслова. Оригинал:http://mymaster.livejournal.com/264729.html#cutid1

1 thought on “Об управлении на транспорте в Самаре”

  1. И главного инженера ТТУ Виктора Снегирёва и зам.по эксплуатации ТТУ Сергея Шепилова — я каждое утро вижу в трамвае 3 маршрута ! Так , что всё вышесказанное им до боли знакомо,но они из команды Владимира Водолазова… и повлиять на ситуацию ни, как не могут ! Их новое руководство ТТУ просто не слышит ! Да,юристов и экономистов с собой притащили… А вот специалистов в ТТУ ,с такими зарплатами и с таким отношением нового руководства к людям,скоро совсем не останется !

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.