«Пять шиллингов»: Не совсем средневековые, но веселые!

Уже несколько лет в Самаре на различных фестивалях выступает необычная музыкальная группа, играющая на аутентичных волынках раннего и позднего средневековья и старинных барабанах. Группа эта называется «Пять шиллингов» (Five Shillings). Мы решили встретиться с ее лидером и вдохновителем Евгением Jack, чтобы расспросить его о старинной музыке, реконструкторах и, конечно же, волынках.

 

— С какой целью образована группа? Как я понимаю, это пошло ответвление от основного увлечения исторической реконструкцией, когда еще существовал клуб «Старый свет».

— Изначально это именно так и было. Потом уже музыка стала чем-то автономным, отдельным проектом. Так что мы далеко не сразу создали группу, поначалу даже идеи такой не было. Все случилось своим чередом. Сначала просто играли на блокфлейтах, дудочках, потом решили попробовать сами сделать себе инструмент. И играли так где-то в парках, да в общем, где только ни приходилось. Постепенно какие-то люди стали к нам приходить и говорить: «О, прикольно, а можно поучаствовать?». Мы были не против. Так, потихонечку собирались люди, которым это интересно, приходили и уходили, и приходили новые… Коллектив формировался методом проб и ошибок. Сейчас у нас стабильный состав. В то же время, если вы меня спросите, сколько у нас человек в группе, мне будет не так-то просто ответить на этот вопрос. Так скажем, «золотой» состав, постоянный, это пять человек. Это две волынки и три барабана. Без каждого из них просто не состоится выступление.

 

— Но периодически у вас появляются новые участники? На разных фестивалях – разные люди… Это, получается, сессионные музыканты?

— Вот новые барабанщицы появились. На фестивале «Протока» с нами играла одна девушка… Она очень хорошо играет, но с ней мы очень мало играли, поэтому пока не успели сыграться до нормального уровня. Надеюсь, у нас и дальше будут появляться и новые участники, неравнодушные к такой музыке.

 

— А что это за музыка? Это ирландский фолк или какие-то средневековые шотландские мелодии?

— Волынка вообще инструмент мультинациональный. В Ирландии она, кстати, не очень популярна. Самая известная волынка – шотландская, это при том, что в Шотландию она попала достаточно поздно.

 

— Как вы учились играть на волынке, у нас же и учителей таких нет, чтобы могли обучить…

— Это не секрет, что у нас ни у кого нет музыкального образования. Мы все самопальщики, самоучки. Начинали с блокфлейты, у нас собственно все умеют играть на ней. Вот на гитаре никто не играет. А, например, Саша, барабанщик, на барабанной установке играл когда-то, в былые года, в молодости, и теперь перешел на аутентичные средневековые барабаны. Так и мы – по аналогии с флейты перешли на волынку.

 

Барабаны у вас тоже очень интересные, расскажите, откуда они?

— Да, они очень своеобразные, как и волынки имеют аутентичный дизайн, некоторые более или менее современные. Мы их тоже делаем самостоятельно, по средневековым эскизам 16 века, шкуры заказываем в Африке, на пластике не играем. Хотя отдельные экземпляры у нас есть и покупные. Есть уникальный большой барабан, бывший популярным среди ландскнехтов, немецких наемников, с которым те ходили в бой и использовали для того, чтобы перестраивать большие баталии. Называется он ландскнехт-тромль. Еще есть у нас интересный такой барабан – довали. Он присутствует на различных средневековых изображениях, и интересен тем, что имеет две рабочие мембраны. На нем можно играть с двух сторон хлыстиком, который одновременно дает и хлесткий звук, и басы.

 

— С барабанами концерты зрелищнее получаются?

— На концертах барабаны в сочетании с волынками смотрятся очень зрелищно. Мы стараемся как-то двигаться во время концертов. Это, конечно, очень сложно, потому что надо еще и что-то играть в это время. Хореографии у нас пока никакой нет, все идет на импровизации. Но в будущем стоит задуматься об этом, это было бы интересно!

 

— Что лучше всего звучит в аккомпанементе с волынкой и как играли раньше? Барабан-то понятно, это как бы «классика жанра»… Но, может быть, вам доводилось импровизировать и пробовать сыграться с другими инструментами?

— Современный человек привык видеть симметричные вещи, прямые углы, наш глаз привык к идеальным, гармоничным формам. Если вы вдруг услышите флейту, вы сразу же понимаете, как примерно должна она звучать, потому что где-то когда-то вы ее точно слышали и примерно знаете, как она звучит. Средневековые люди имели неискушенные уши, не знали, как что звучит, и если вдруг приезжали музыканты и что-то худо-бедно состроившись играли, для них уже был праздник. Я вот сомневаюсь, что исполнение тогда было на высшем уровне. Так что говорить, что ЛУЧШЕ звучало с волынкой, не имеет смысла. Люди настроились друг под друга и играют. Все. Ну не было раньше тюнеров, потому и не было возможности их по-человечески настроить. Кстати найденные инструменты не отличались четким строем. Были найдены блокфлейты, у которых все отверстия одинаковые. Любому музыканту понятно, что она не будет нормально строится. Сейчас инструменты настроены 440 Герц, всего 9 нот, минор-строй, и в принципе волынка «строится» с любыми инструментами. Можно сыграть и с гитарой, и скрипкой, да с чем угодно. В принципе что успешно делают наши немецкие коллеги – и с электро-инструментами, и с гитарами, и с басами. In Extremo, например, они можно сказать, «отцы» этого направления в музыке. В апреле они приезжали в Самару и можно было их послушать в живую.

 

— Где вы выступаете, куда приглашают?

— Везде, на всех областных площадках, которые у нас есть, мы уже играли. Постоянно, каждый год мы играем на фестивале «Барабаны мира» и «Пластилиновом дожде». Играем не только на фестивалях, но и просто на улице. Хотя на улице мы играем теперь достаточно редко, потому что готовимся к фестивалям…и потому что это стали у нас запрещать. Сейчас на Ленинградке гоняют музыкантов, и нам что-то не очень хочется рисковать лишний раз. Хотя это очень интересный опыт. Увлечение волынками не самое дешевое увлечение, как собственно и любое, и требует финансовой подпитки. Поэтому мы, конечно, играем и на свадьбах, на корпоративах. Не для того, чтобы обогатится, а просто чтобы как-то окупить свое хобби. Ведь если вдруг на барабане порвалась кожа, надо заказывать, а у нас такой нет, и мы бежим заказывать в Африке. При этом нам очень хотелось бы развиваться. Мы хотим на сцене быть мобильными, передвигаться, какие-то вещи делать. Для этого нужны микрофоны, радиосистема… Нужны деньги и неплохие. По мере возможности нас приглашают в клубы. Так, например, мы играли в «Party hard», а недавно открылся стимпанк-бар, нас пригласили играть там.

 

— Значит, ваша музыка пользуется определенным спросом…

— Не сказать, что прям нарасхват, но она интересна. Наверное, просто необычно, у нас в области нигде больше не услышишь таких вещей.

 

— А как же тольяттинский коллектив «Shannon»? Лет 10 назад он был довольно популярным.

— Да, мы раньше несколько раз пересекались с ними. Не могу сказать, что прям знаком с ними, да слышали, играют они. Но они другие. У них скорее шотландский фолк, есть шотландская волынка, а у нас – средневековый фолк. То есть и композиции совершенно разные, разные совершенно инструменты, да и звучим мы, естественно, по-разному.

 

— Понимаю, у вас свое, средневековое направление… Мне интересно, вы общаетесь с любителями средневековой музыки? У нас же в Самаре много лет подряд проходят концерты барочной музыки… Это и клавесин, и барочная скрипка, и барочная гитара… Приезжают исполнители из других городов.

— Кто понимает в средневековой музыке, таких людей очень и очень мало. Есть ценители. Но у нас есть и такой момент. Мы играем не прям уж такую средневековую музыку. У нас скорее средневековый фолк с современными аранжировками. Поэтому у нас часто даже возникают непонимания с любителями и группами, которые играют чисто средневековую музыку, с заунывными мотивами, такими в точности, как были раньше. Они их пытаются воссоздать, мы – нет. Мы пытаемся сделать интереснее, осовременить. Поэтому они нас хают, говорят, что мы не аутентичные. Да, мы не аутентичные, но мы веселые! Ведь даже на закрытых реконструкторских фестивалях люди современные же. Им что охота вечером эту скукоту слушать? Да никому не хочется! Все устали уже, хочется выпить, что-то там поделать руками-ногами. И в этот момент никому не интересны академические музыканты. Поэтому как правило, приглашаются два коллектива – академическая средневековая музыка и заканчиваем уже мы, современными ритмами.

 

Наверное, первое место по концертам – как раз такие реконструкторские фестивали!

—  Есть разные площадки, где волынки были бы интересны. Есть фестивали живой истории, там собираются такие ортодоксальные реконструкторы. Есть фестиваль «Ратное дело», а есть закрытые мероприятия, где все для своих и зрителей нет вообще. Там мы как-то встретились с коллективом, которые занимаются научной деятельностью, они в архивах раскапывают мелодии вагантов 13 века, о которых в современном мире никто слыхом не слыхивал. Они воссоздают их песни, мелодии, делают аранжировки в средневековом стиле, чтобы коллектив по-старинному звучал. Я их очень уважаю!

 

Приходится ли бороться за слушателя?

— Я считаю, что любой коллектив найдет свою аудиторию, какой бы он плохой ни был. Мы не жалуемся на нехватку аудитории. Мы даже не боремся за нее. Мы делаем то, что мы делаем. Для меня лично это всегда удивление, когда приезжаешь на концерт, а люди, оказывается, именно на нас пришли. Вот ездили мы на Тольяттинский конвент ролевых игр, нас приглашают на него каждый год играть, и там нас прям ждали. Нас любят любители этно-музыки. Но мне кажется, нас стоит развиваться в сторону In Extremo. То есть брать электро-инструменты, современные барабаны, гитары… Вокал какой-то интересный взять. И все это пробовать совместить с игрой на аутентичных инструментах. Тогда мы покрываем не только ряд слушателей, которые любят этническую музыку, но и тех, кто слушает металл, треш и другие современные направления.

1 thought on “«Пять шиллингов»: Не совсем средневековые, но веселые!”

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.