Из Самары с любовью

Очень стран­ная моя память. Она не хочет удер­жи­вать фак­ты и собы­тия, ей боль­ше нра­вят­ся лица и ощу­ще­ния. В моем дет­стве мама рабо­та­ла зав­ли­том теат­ра дра­мы, а я ужас­но люби­ла нахо­дит­ся на ее рабо­те, там было таин­ствен­но и инте­рес­но. Были там длин­ные кори­до­ры и две­ри, за эти­ми две­ря­ми взрос­лые люди меня­ли обыч­ные костю­мы на ска­зоч­ные, рас­кра­ши­ва­ли лица и ста­но­ви­лись совсем дру­ги­ми, непо­хо­жи­ми на себя. Про­стран­ство сце­ны каза­лось огром­ным и таин­ствен­ным, я еще не очень пони­ма­ла, зачем оно нуж­но и поче­му меня туда не пус­ка­ют. Моло­день­кие девоч­ки-бута­фо­ры с удо­воль­стви­ем забав­ля­лись со мной, навер­ное, я была для них живой кук­лой: они напя­ли­ва­ли мне на голо­ву огром­ную золо­тую коро­ну, дава­ли поиг­рать с пред­ме­та­ми, спе­ци­аль­но сде­лан­ны­ми для спек­так­лей. Пом­ню клет­ку и с шикар­ным боль­шу­щим попу­га­ем (бута­фор­ским, есте­ствен­но) и яркую под­зор­ную тру­бу (в нее нель­зя было смот­реть, но играть-то с ней было мож­но). Ни один игру­шеч­ный мага­зин не мог срав­нить­ся с этой вол­шеб­ной ком­на­той. Это был фан­та­сти­че­ский мир еще и пото­му, что боль­шин­ство тамош­них взрос­лых с непод­дель­ным инте­ре­сом обща­лись со мной, совсем еще малень­кой и несмыш­ле­ной. Я их запо­ми­на­ла — у кого име­на, у кого лица. Со мно­ги­ми людь­ми сво­е­го дет­ства я впо­след­ствии во взрос­лой жиз­ни зна­ко­ми­лась зано­во. Кто-то остал­ся или воз­вра­щал­ся в самар­ский театр, а кого-то встре­ча­ла на теле- или кино­экране. И я срав­ни­ва­ла эти свои ощу­ще­ния. Пом­ню, как при­е­ха­ла на вечер памя­ти Н.Н. Засу­хи­на его вдо­ва, Нина Ильи­нич­на (я не виде­ла ее ни после их отъ­ез­да в МХАТ). Вошла в зал седая жен­щи­на, а я вдруг уви­де­ла ее моло­дое лицо. Я не зна­ла, что я его так хоро­шо помню.

Предыстория

Зри­те­ли стар­ше­го поко­ле­ния пом­нят, что совсем недол­го в теат­ре дра­мы в нача­ле семи­де­ся­тых рабо­та­ла моло­дая пара: Жан­на Вла­ди­мир­ская и Алек­сей Ковалев.

Дома рас­ска­зы­ва­ли (или я запом­ни­ла это сама), что я запла­ка­ла, когда уви­де­ла на теат­раль­ной лест­ни­це новую моло­дую актри­су. Мама была крайне недо­воль­на моей невос­пи­тан­но­стью. До эпо­хи Интер­не­та было еще очень дале­ко и ниче­го нель­зя было про нее узнать, но имя это – Жан­на Вла­ди­мир­ская, я запом­ни­ла. Вспо­ми­наю, как летом на даче мое семей­ство слу­ша­ло «Голос Аме­ри­ки», кра­си­вый низ­кий жен­ский голос назвал­ся этим име­нем, и я пыта­лась спро­сить у домаш­них: она или это нет. Про­шло не одно, деся­ти­ле­тие. На какой-то интер­нет-стра­ни­це я обна­ру­жи­ла инфор­ма­цию: Жан­на Вла­ди­мир­ская чита­ет сти­хи Анны Ахма­то­вой, но что она чита­ет, где и как я так и не поня­ла. Но фото сохра­ни­ла поче­му-то, и оно не зате­ря­лось в моих мно­го­чис­лен­ных бумагах.

Знакомство

И вот совсем уже недав­няя исто­рия. Есть такой извест­ный рос­сий­ский аудио­фонд «Ста­рое радио», там мож­но най­ти мас­су все­го инте­рес­но­го: музы­ку, спек­так­ли, запи­си ста­рых пере­дач и пла­сти­нок. Как-то в фейс­бу­ке набре­ла я на не очень новые куль­тур­ные про­грам­мы «Голо­са Аме­ри­ки». Я нача­ла слу­шать и заслу­ша­лась: и инфор­ма­ция была инте­рес­ной (кажет­ся, что-то о мюзик­лах) и голос веду­щей заво­ра­жи­вал. Пере­да­ча, к сожа­ле­нию, быст­ро кон­чи­лась и этот ни кого непо­хо­жий голос про­из­нес: «Автор и веду­щая Жан­на Вла­ди­мир­ская». Во мне просну­лось мое веч­ное любо­пыт­ство, так захо­те­лось позна­ко­мить­ся. Но тогда я не решилась.

Через два меся­ца, побо­ров совсем не про­фес­си­о­наль­ное сму­ще­ние, я все-таки напи­са­ла ей пару слов: я из Куй­бы­ше­ва, вы и ваш муж рабо­та­ли моей в нашем теат­ре, моя мама вас пом­нит хоро­шо, и я немножко.

Ответ был почти мгно­вен­ным и любез­ным . Жан­на Вла­ди­мир­ская напи­са­ла, что пом­нит город, театр, и маму и вос­по­ми­на­ния эти при­ят­ные. Через какое-то вре­мя пред­ло­жи­ла она посмот­реть их с А. Кова­ле­вым сайт. Я в тот же вечер про­чи­та­ла био­гра­фию и послу­ша­ла чуть-чуть запи­си, несколь­ко сти­хо­тво­ре­ний Цве­та­е­вой. И на меня обру­ши­лась сти­хия. Сти­хи были мне извест­ные, и чита­ла актри­са бы их вро­де совсем про­сто, а впе­чат­ле­ние было чрезвычайным.

Только факты

Жан­на Вла­ди­мир­ская –актри­са, певи­ца, жур­на­лист, радио­ве­ду­щая. Окон­чи­ла Ленин­град­ский госу­дар­ствен­ный инсти­тут Теат­ра, Музы­ки и Кине­ма­то­гра­фии. Дебю­ти­ро­ва­ла на сцене теат­ра им.Станиславского в заглав­ной роли в спек­так­ле «Медея» при­нес­шей ей теат­раль­ную пре­мию Моск­вы и шум­ную сла­ву. Рабо­та­ла в Мос­ков­ских теат­рах и Куй­бы­шев­ском дра­ма­ти­че­ском им. Горь­ко­го. В шести­де­ся­тые и семи­де­ся­тые годы о ней мно­го писа­ли и гово­ри­ли. Она игра­ла тра­ди­ци­он­ные спек­так­ли, а так же и поэ­ти­че­ский «Есть час души» (По про­из­ве­де­ни­ям Цве­та­е­вой). В спек­так­ле «Там вда­ли» (инсце­ни­ров­ка по про­из­ве­де­ни­ям Шук­ши­на) Жан­на испол­ня­ла 5 песен Высоц­ко­го. Тогда впер­вые на совет­ской афи­ше было напе­ча­та­но имя Высоц­ко­го, как авто­ра песен. Сни­ма­лась Жан­на и в кино. С 1981 года живет семьей в США. Сыг­ра­ла Моцар­та в пуш­кин­ской малень­кой тра­ге­дии в теат­ре обще­ства Гно­зис при Колум­бий­ском уни­вер­си­те­те (на англий­ском язы­ке). Био­гра­фию Жан­ны Вла­ди­мир­ской, ни чело­ве­че­скую, ни твор­че­скую, нель­зя отде­лить от био­гра­фии ее мужа Алек­сея Кова­ле­ва акте­ра, жур­на­ли­ста писа­те­ля и музы­кан­та. С 1984 по 2006 год они рабо­та­ли на радио­стан­ции «Голос Аме­ри­ки» в Вашинг­тоне. Жан­на – автор и веду­щая про­грамм «В мире кино», «Музы­ка кан­три», «Шедев­ры Бро­д­вея», «Джа­зо­вый клуб», «Путе­ше­ствия по Аме­ри­ке». Ею были под­го­тов­ле­ны чте­ния двух книг Н. Ман­дель­штам «Вос­по­ми­на­ния», на про­тя­же­нии двух лет зву­чав­шие в ее испол­не­нии на вол­нах «Голо­са Аме­ри­ки». Одна из про­грамм Жан­ны и Алек­сея ‚пове­щен­ная Бек­ке­ту, полу­чи­ла Золо­тую медаль меж­ду­на­род­но­го кон­кур­са радиопередач.

О послед­них годах подроб­но: у Жан­ны и Алек­сея регу­ляр­но выхо­дят спек­так­ли и музы­каль­ные, поэ­ти­че­ские и теат­раль­ные дис­ки. В 2002 была осу­ществ­ле­на запись песен Алек­сея Кова­ле­ва на сти­хи и пере­во­ды Гер­ма­на Пли­сец­ко­го, вышел аль­бом «Что нуж­но для чуда…» с запи­сью Рож­де­ствен­ских сти­хов Брод­ско­го. В 2006 — музы­каль­ный аль­бом «В вечер­ний час» с запи­сью ста­рин­ных роман­сов. В 2007 — в Вашинг­тоне состо­я­лась пре­мье­ра моно­спек­так­ля Жан­ны Вла­ди­мир­ской «В то вре­мя я гости­ла на зем­ле. Анна Ахма­то­ва: жизнь и судь­ба». В 2010 году выпу­щен диск «Моим сти­хам… Наста­нет свой черед» — теле­спек­такль по про­из­ве­де­ни­ям Цве­та­е­вой. В 2012 году создан новый моно­спек­такль «Моно­лог. Иосиф Брод­ский. «С бере­гов неиз­вест­но каких»

Одна маленькая история

Даже по это­му корот­ко­му спис­ку вид­но, что жизнь у Жан­ны Вла­ди­мир­ской была необыч­ной. Рас­ска­зы­вать мож­но бес­ко­неч­но. Есть уди­ви­тель­ные вос­по­ми­на­ния док­то­ра тех­ни­че­ских наук В.Г.Сыркина о встре­че моло­дой актри­сы и А.И. Цве­та­е­вой. Он рас­ска­зы­ва­ет о том, как в сто­лич­ную боль­шую квар­ти­ру собра­лась моло­дежь. Это был совет­ский не совсем неле­галь­ный спек­такль в боль­шой мос­ков­ской квар­ти­ре. Моло­дая, но уже извест­ная актри­са при­го­то­ви­ла моно­спек­такль по сти­хам Мари­ны Цве­та­е­вой. Одной из хозя­ек того дома была А.И. Цве­та­е­ва — явно недо­воль­ная всем про­ис­хо­дя­щем. Она не дала актри­се начать выступ­ле­ние и ста­ла читать собрав­шим­ся отры­вок из толь­ко что напи­сан­ных мему­а­ров, где гово­ри­лось как раз о том, что не сле­ду­ет ника­ким акте­рам касать­ся сти­хов ее сест­ры и вели­ко­го рус­ско­го поэта. Не по уму им это и не по талан­ту. Одна­ко спек­такль состо­ял­ся, и имел успех у пуб­ли­ки. Жан­на побе­ди­ла. Побе­дил ее талант и уди­ви­тель­ный харак­тер. Потом неожи­дан­но для всех Ана­ста­сия Ива­нов­на ска­за­ла Жанне наедине, что во вре­мя чте­ния актри­са была очень похо­жа на Мари­ну. В одном из интер­вью Жан­на Вла­ди­мир­ская ска­за­ла: «Долж­на ска­зать, что потряс­ли меня не толь­ко сло­ва, кото­рые она ска­за­ла мне, но и то, что она для меня, для моей про­грам­мы сде­ла­ла. Она свя­за­лась с извест­ным цве­та­е­ве­дом Львом Мну­хи­ным, кото­рый высту­пал с неофи­ци­аль­ны­ми лек­ци­я­ми о Марине, и по ее насто­я­тель­ной реко­мен­да­ции он при­гла­сил меня участ­во­вать в сво­их поезд­ках. Так нача­лась неофи­ци­аль­ная жизнь программы».

Жанна

Не зна­ла я этой исто­рии, когда слу­ша­ла сти­хи Мари­ны Цве­та­е­вой на сай­те. Ну и хоро­шо, что не зна­ла, пото­му что вряд ли тогда я реши­лась после пяти­ми­нут­ной запи­си писать актри­се свои вос­тор­ги и ахи, чего они сто­ят после слов Ана­ста­сии Цветаевой…

Все рав­но мне было неудоб­но лепе­тать что-то несу­раз­ное про ее рабо­ту. И тут слу­чи­лось чудо, в кото­рое я не верю до сих пор. «Вам это инте­рес­но? Не нужен Вам сайт, не смот­ри­те там ниче­го. Я хочу, чтоб в моем люби­мом Куй­бы­ше­ве уви­де­ли хоро­шие запи­си…». И мне неожи­дан­но быст­ро при­шла бан­де­роль из шта­та Вир­ж­жи­ния, где было пять заме­ча­тель­ных дис­ков. Теперь я имею пол­ную воз­мож­ность их смот­реть и пока­зы­вать сво­им дру­зьям и знакомым.

Эти дис­ки – одно из моих самых силь­ных теат­раль­ных впе­чат­ле­ний за послед­ние вре­мя. Цве­та­е­ва, Брод­ский, Ахма­то­ва – три вели­ких име­ни и три потря­са­ю­щих спек­так­ля. Да, это спек­так­ли, где про­ду­ма­но все до послед­ней мело­чи и при этом слы­шит­ся живой голос поэта и голос заме­ча­тель­ной актри­сы. Она не меня­ет сво­ей внеш­но­сти и не игра­ет роль, а ста­но­вит­ся геро­и­ней на вре­мя спек­так­ля. Как это про­ис­хо­дит? Не знаю. Каж­до­му зву­ку ее голо­са, каж­до­му жесту – веришь.

Так нача­лось наше зна­ком­ство, кото­рое про­дол­жа­ет меня удив­лять и радо­вать каж­дый день. Харак­тер у Жан­ны Вла­ди­мир­ской осо­бен­ный. Совет­ские чинов­ни­ки от искус­ства, кото­рых непри­ят­но пора­жа­ла уди­ви­тель­ная внут­рен­няя сво­бо­да актри­сы, гово­ри­ли об ее «излиш­ней инди­ви­ду­аль­но­сти», это инди­ви­ду­аль­ность им меша­ла, ее нель­зя было ни под­чи­нить, ни сло­мать. Несво­бо­да и Жан­на – две вещи сов­мест­ные, как гений и зло­дей­ство. В Жанне Вла­ди­мир­ской нет ни грам­ма высо­ко­ме­рия и сно­биз­ма. Она ост­ро­ум­на и язви­тель­на, но при этом очень вни­ма­тель­на и добра к собе­сед­ни­ку. Общать­ся с ней боль­шое удо­воль­ствие, толь­ко труд­но ей соответствовать.

Послесловие

Боль­ше трех десят­ков лет живут в США Жан­на Вла­ди­мир­ская и Алек­сей Кова­лев, жизнь их там сло­жи­лась вполне бла­го­по­луч­но, и во мно­гих интер­вью Жан­на повто­ря­ет, что Аме­ри­ка — ее стра­на. Навер­но, это так. Жан­на и Алек­сей любят и ценят куль­ту­ру Аме­ри­ки. Но если бы наши сооте­че­ствен­ни­ки так боле­ли и пере­жи­ва­ли за Рос­сию, и за все то, что тут про­ис­хо­дит, как Жан­на, живу­щая в дале­ком шта­те Вир­джи­ния, может быть, мы жили бы немно­го ина­че. Рав­но­ду­шие пуга­ет меня боль­ше, чем пат­ри­о­ти­че­ские вопли, они часто неискренны.

Так сло­жи­лось в Рос­сии, что любовь к поэ­зии и сво­бо­до­мыс­лие очень часто сов­па­да­ют. Навер­ное, это не слу­чай­но. Еще Н.Я. Ман­дель­штам писа­ла в сво­их «Вос­по­ми­на­ни­ях»: «Одна­жды О.М. спро­сил меня, вер­нее, себя, что же дела­ет чело­ве­ка интел­ли­ген­том… И тогда, как реша­ю­щий при­знак, он выдви­нул отно­ше­ние чело­ве­ка к поэ­зии. У нас поэ­зия игра­ет осо­бую роль. Она будит людей и фор­ми­ру­ет их созна­ние… Это золо­той фонд наших цен­но­стей. Сти­хи про­буж­да­ют к жиз­ни и будят совесть и мысль».

Очень бы хоте­лось поже­лать встре­тить­ся Жанне и нам, самар­ским зри­те­лям (она о нас все­гда гово­рит хоро­шо). Неуже­ли это невозможно?!

Оль­га Идельсон

Из Самары с любовью”: 2 комментария

  1. Бед­ное «Ста­рое радио»! Оно бук­валь­но сто­нет под гнё­том всех этих «куль­тур­ных пере­дач» VOA и про­чих «Сво­бод». Глав­ный поток тяже­ло от это­го слушать.

    Что же каса­ет­ся всех этих «глу­бо­ко­мыс­лен­ных умо­за­клю­че­ний» о пат­ри­о­тиз­ме геро­и­ни очер­ка, ска­жу что те, кто Рос­сию дей­стви­тель­но любят, живут в ней. А все эти «граж­дане мира» в луч­шем слу­чае зара­ба­ты­ва­ют на жизнь при помо­щи сво­е­го рос­сий­ско­го про­ис­хож­де­ния. Хотя, воз­мож­но, по сво­е­му они и любят её. При­мер­но как воро­бей свою кор­муш­ку, но это какая-то не слиш­ком воз­вы­шен­ная фор­ма люб­ви. Меня это нисколь­ко не тронуло.

  2. Вик­тор! «Ста­рое Радио» отнюдь не «сто­нет», в т.ч. и от пере­дач т.н. «Сво­бод». У нас нет цен­зу­ры! Весь пласт рус­ско­языч­но­го насле­дия в зву­ке — это и есть наша тер­ри­то­рия. Имен­но поэто­му, Вы нахо­ди­те пере­да­чи, кото­рые Вам кажут­ся род­ны­ми. Если пой­ти по Ваше­му пути — то мы быст­ро пре­вра­ти­лись бы в то радио, какое мы сего­дня повсе­мест­но име­ем. Ори­ен­ти­ро­ва­ние на «вкус» редак­то­ра напри­мер, при­ве­ло бы к тому, что на радио не оста­лось бы ни одной пере­да­чи хоть как-то свя­зан­ной с рево­лю­ци­он­ным, ком­му­ни­сти­че­ским про­шлым, верят­но полю­бив­ших­ся Вам. Что же до «пат­ри­о­ти­за­ма» геро­и­ни очер­ка — для нача­ла, потру­ди­тесь узнать обсто­я­тель­ства выез­да из СССР, и не дай Вам бох такой dolce vita! Ю.Метелкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.