Выборы-2010. Хроники наблюдателя

Наблюдатель — это гражданин РФ, достигший 18 лет, назначенный зарегистрированным кандидатом или избирательным объедением представлять его интересы в отдельно взятой избирательной комиссии и уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования и деятельностью комиссии в период проведения голосования. Журналист Светлана Янюшкина, бывшая наблюдателем на 138-м участке 11-го округа Советского района Самары, предоставила НГвП эксклюзивный репортаж о происходившем на избирательном участке во время голосования и после него.

СПРАВКА

Действия избирательной комиссии и наблюдателей на избирательном участке регламентируются Законом Самарской области «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» от 8.06.2006 года №57-ГД (далее в тексте — Закон ) Adm.Samara.ru/documents/zakon/15415/

Наблюдатель — это гражданин РФ, достигший 18 лет, назначенный зарегистрированным кандидатом или избирательным объедением представлять его интересы в отдельно взятой избирательной комиссии и уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования и деятельностью комиссии в период проведения голосования.

Права наблюдателя (п.9 ст.30 Закона)

Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей;

знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

6) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

7) знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

9) обжаловать в порядке, установленном статьей 81 настоящего Закона, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

Член комиссии с правом совещательного голоса — это наблюдатель с расширенными полномочиями.

Права члена комиссии с правом совещательного голоса (п.18 ст. 29 Закона)

Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса (ЧКСГ) вправе:

4) знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательными бюллетенями) , непосредственно связанными с выборами депутатов представительного органа муниципального образования, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением избирательных бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом) , требовать заверения указанных копий;

5) удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки избирательных бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;

6) обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Права представителей средств массовой информации (п.11 ст 30 Закона):

Представители средств массовой информации вправе:

1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;

4) находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Из «Памятки наблюдателя»

«Необходимо прибыть на участок не позднее 7:30, чтобы присутствовать на процедуре проверки и опечатывания ящиков для голосования. Опаздывать нельзя, так как именно на этом этапе легче всего произвести вброс бюллетеней. Приходить к уже опечатанным ящикам — значит провалить дело.»

Место действия — участок №138 округа №11 Советского района г.о.Самара, адрес: ул. Победы, дом 22 (школа №166)

Зарегистрированные кандидаты в депутаты:

Авдеев Алексей (самовыдвиженец, общественное движение «За Самару!»)

Иванов Владимир («Единая Россия»)

Иванов Николай (КПРФ)

Кононов Максим (ЛДПР)

Стариков Владимир («Справедливая Россия»)

Статья 60. Помещение для голосования

2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

11. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.

Избирательный участок располагается в кабинете начальных классов. У доски в два ряда стоят стулья для наблюдателей. Прямо напротив них, у противоположной стены — три стола избирательной комиссии. У среднего окна — два стола с фанерными ширмами, изображающими кабины для голосования. Освещение — естественное. Ручки — на привязи. У ближнего к доске окна, рядом с «кабинками» — стол сотрудника милиции. Заветная урна — прямо у двери, ближе всего к наблюдателям.

Начало

7.30-7.35 Регистрируются наблюдатели и члены комиссии с совещательным голосом от партий и общественных движений («Справедливая Россия», КПРФ, «За Самару!», «За справедливость») — и кандидатов (Виктора Тархова, Владимира Старикова, Алексея Авдеева). ЧКСГ от Авдеева предъявляет также удостоверение корреспондента информационного агентства, что даёт ей право проводить фотосъёмку на участке (п.11 ст.30). Наблюдатели от партии «Единая Россия» и кандидата в мэры Дмитрия Азарова прибывают на участок только к 9.00 ( внося сумятицу в процесс голосования и заслоняя обзор наблюдателям, поскольку им не хватает стульев), поэтому при опечатывании урн не присутствуют. Всего ЧКГС, наблюдателей и представителей СМИ — 15 человек. Против 7 членов избирательной комиссии с решающим голосом, включая вкрадчиво-улыбчивого председателя, который представляется просто Маратом, его невозмутимого зама и секретаря Елену— нервную, язвительную особу.

7.53 Производится осмотр урн. Сначала — переносных, похожих на белые пластиковые канистры, потом — главной урны. Вблизи она очень похожа на ящик фокусника. Председатель с замом открывают крышку, нагибают урну и дают наблюдателям заглянуть внутрь — красное нутро урны пусто. Но мысли о втором дне приходят в голову сразу нескольким наблюдателям — и они её не скрывают. Дежурящая на участке сотрудник милиции — дородная цветущая дивчина — весело советует постучать по дну и по крышке : «а что — некоторые так делают». Пока наблюдатели решают, стучать или не стучать, председатель с помощником закручивают болты на крышке и пломбируют урну.

8.07 Первый проголосовавший

Первые нарушения

7.56 ЧКСГ от Авдеева замечает на столе избирательной комиссии карандаши (что является нарушением — все записи в списках должны производиться только ручкой, что, по идее, должно предотвратить подтасовку записей) и убирает их на стол секретаря. Члены комиссии в шоке. Возмущаются самоуправством.

7.58 Председатель сообщает, что на участке зарегистрировано 1997 избирателей. На участок выдано 2000 комплектов бюллетеней (голубой — за главу города, розовый — за депутата). Он выдаёт членам комиссии по 100 бюллетеней на стол. Наблюдатели требуют до начала голосования убрать со столов посторонние бумаги — на столах не должно находиться ничего, кроме списков избирателей и бюллетеней. Члены комиссии громко возмущаются, доказывая, что это просто листочки, на которых они ведут предварительный подсчёт проголосовавших избирателей — чтобы потом не тратить время и ускорить подсчёт. Их поддерживает председатель, призывая не накалять обстановку и вообще уже пора открывать участок — избиратели под дверью ждут. Наблюдатели уступают.

8.00 Участок открывается. Появляются первые избиратели. Подходят к столам, регистрируются в списке, получают бюллетени, заходят в кабинку, ставят отметку, бросают бюллетени в урны. Забывшие паспорт отправляются восвояси.

А что там пишут секретарь и член комиссии за столом №3

Мёртвые души

8.30 Избирательница Степанова Л.М., расписываясь в списках избирателей, обнаруживает в соседней графе избирателя с несуществующим адресом: некая Рогачёва Н.В. проживает в доме 73 по улице Свободы, в квартире 78 — что крайне изумляет проживающую в том же доме гр. Степанову, которая точно знает, что в доме всего 56 квартир. Этот факт становится известен наблюдателям — двое из них (от кандидатов Старикова и Авдеева) отправляются удостовериться в этом.

8.50 Наблюдатели возвращаются и подтверждают — в доме 73 по улице Свободы всего 56 квартир. Факт наличия в списке фантомного избирателя налицо. А ведь наверняка гр. Рогачёва не одна «проживает» в несуществующей квартире 78. И наверняка у неё и «соседи» есть — в квартирах с 57 по 77. И есть основания предполагать, что все они проголосуют. За кого надо. На стол председателя ложатся два акта о нарушении от разных наблюдателей, которые также требуют от присутствующей сотрудницы милиции разобраться в сложившейся ситуации.

9.30 Председатель объявляет о необходимости сформировать выездную комиссию — поступило 31 обращение о голосовании на дому. Сопровождать члена комиссии с урной-канистрой вызываются наблюдатели от КПРФ, СР и ЕР. Наблюдатели обращают внимание на то, что не только реестр обращений, но и заявления изъявивших желание голосовать на дому написаны одной рукой. Это явное нарушение: заявления должны писать сами избиратели в соотвествии с п.3 ст.64 Закона (« По прибытии членов избирательной комиссии к избирателю данное обращение подтверждается письменным заявлением»). Член комиссии обещает взять с избирателей собственноручно написанные заявления — наблюдатели соглашаются не составлять акт о нарушении. Выездная комиссия берёт с собой 32 бюллетеня — на всякий случай.

10.15 У входа в школу №166 располагается муниципальный духовой оркестр и в течение 15 минут создаёт на участке праздничное настроение. В школьном коридоре уже работает буфет — по всему этажу разносится запах свежеиспеченных пирогов, особенно с капустой.

12.00 Проголосовало 229 человек. Председатель выдаёт членам комиссии ещё по 100 бюллетеней.

11.19 Идёт голосование

Странное совпадение

12.10 На участке появляется кандидат Иванов Владимир (Единая Россия). Он общается с председателем, интересуется, всё ли у него хорошо, не обижают ли его, не мешают ли работать. Потом кому-то звонит. Заметив, что его снимают, интересуется, зачем кому-то понадобились его фотографии — неужели они возбуждают его конкурентов? Высокопарно говорит о том, что на выборах надо вести себя так, чтобы на следующий день было не стыдно смотреть в глаза людям. «А вам, значит, не будет стыдно?» — уточняет один из наблюдателей. «Мне — не будет», заявляет Иванов, покидая участок. По странному стечению обстоятельств именно после визита на участок кандидата Иванова были совершены подряд две попытки вынести бюллетени с участка.

12.26 Старушка чуть было не унесла с собой розовый (депутатский) бюллетень, объяснив это тем, что не хочет ни за кого голосовать. Была остановлена наблюдателями, которые объяснили ей противоправность подобных действий и указали на возможность опустить в урну перечеркнутый бюллетень. Председатель «вступился» за старушку, возмутившись тем, что наблюдатели указывают избирателю, что ему делать.

12.35 Ситуация повторяется с женщиной средних лет, остановленной наблюдателями в дверях с розовым бюллетенем в руках. Председатель опять вмешивается только после того, как нарушение уже пресечено. Убеждает, что избиратели сделали это по неведению, а не умышленно. Акт о нарушении не составляется.

Кандидат Иванов В.

Снова мёртвые души

13.05 Избиратель обращает внимание председателя, что в списках присутствует гр. Рыдаева Е.А., уже год как не проживающая по адресу ул. Свободы д.11, кв. 63. Председатель объясняет, что не успели внести изменения в списки, и уверяет, что обязательно сделают это. Тем не менее при оглашении количества зарегистрированных избирателей в 15.00 к имевшимся на начало голосования 1997 прибавилось 11 человек, но никого из списков не вычеркнули.

До 18.00 была обнаружена ещё одна «мёртвая душа»: гр. Денисов Ю.В. уже 5 лет не проживает в кв.33 дом №16 по ул. Средне-Садовой и выписан из неё, о чём избирательной комиссии было сообщено жильцами этой квартиры ещё во время прошлых выборах — но он по-прежнему числится в списках избирателей этого участка.

Собес атакует

14.50 Возвращается выездная комиссия. Из 30 человек, зарегистрированных в реестре, проголосовало 27. При этом один человек из «пожелавших проголосовать на дому» не проживает по указанному адресу, второй не открыл комиссии дверь, а у третьего не оказалось паспорта. По словам наблюдателей, входивших в выездную комиссию, все «надомники» были явно проинструктированы сотрудниками собеса о том, за кого нужно голосовать. И лишь одна старушка заявила, что проголосует, как хочет, а не как ей велели.

15.00 Председатель объявляет, что на данный срез времени проголосовало 482 человека, а общее число зарегистрированных избирателей выросло до 2008 за счёт впервые голосующих и недавно «прописавшихся» на данном участке. Ещё 100 бюллетеней выдаются члену комиссии за столом №2, в 17.45 — столу №1. Члену комиссии за столом №3 делается замечание — она всё время пишет что-то в списке избирателей, когда никаких избирателей возле её стола нет и писать ей нечего. Она отвечает, что расписывается — так как не успела сделать это, когда избиратели шли потоком.

До 18.00 грубых нарушений не обнаружено. Пара старичков маргинального вида как-то напряженно держалась возле урны, муж бросил свернутые вчетверо бюллетени за себя и за жену. Сделали замечание, но и комиссия и сотрудник милиции отнеслись к этому инциденту равнодушно. ЧСКГ с фотоаппаратом проследила за этой парой, чтобы убедиться, что они не вынесли «лишний» бюллетень и не передали его организаторам «карусели» (так называется методика вброса, когда на первый вынесенный бюллетень ставится галочка в нужном месте, после чего он передаётся следующему избирателю, который получает в комиссии чистый бюллетень, в кабинке подменяет его на уже отмеченный — его бросает в урну, а чистый выносит и продаёт организаторам «карусели» — и так до тех пор, пока на округе найдутся остро нуждающиеся в деньгах алкаши и малоимущие, готовые продать свой голос первому встречному). На улице к ним подошел только молодой человек, проводящий опрос «за кого вы голосовали», после чего старички скрылись за углом.

Неприкаянные наблюдатели с соседнего участка.

Подозрительных лиц, тусующихся возле школы группами, не считая трёх-четырёх студентиков-экзетпуловцев, проводящих соцопрос голосовавших, было две. Первая — две прилично одетые блондинки и брюнетка — оказались наблюдателями с участка №149, располагавшегося в той же школе (в классе не хватило мест для всех наблюдателей, поэтому они дежурили по очереди, непоместившиеся сидели в коридоре или слонялись по двору). Вторая подозрительная группа — мужская — оказалась сотрудниками правоохранительных органов в штатском, один из них показал удостоверение сотрудника следственного отдела и попросил его не фотографировать.

Однако вскоре на участке стали появляться нетрезвые личности, жаждущие проголосовать. На что и комиссия и милиция реагировали снисходительно — не лишать же людей права голоса только из-за того, что они слегка выпили после работы. Ведь всё таки пришли выполнить свой гражданский долг, молодцы!

Нетрезвые избиратели

В 17.30 собирается на выезд вторая выездная комиссия — её состав прежний. На это время поступило 9 заявок о голосовании на дому — по телефону и от проголосовавших родственников (на такое грубое нарушение как голосование за больного супруга, даже при наличии у избирательницы его паспорта, комиссия не пошла). Они берут с собой 10 бюллетеней.

Экзитпул за работой.

Лишние люди

18.05 Комиссия оглашает число проголосовавших на данный срез времени 687 человек. Наблюдатели в шоке — по их подсчетам проголосовало 612 человек. Четверо наблюдателей скрупулёзно отмечают крестиками в блокноте каждого, опустившего бюллетень в урну. Можно отвлечься и обсчитаться на 1-2 человек. Но разница в 75 человек явно наводит на мысли о приписке и готовящемся вбросе. Наблюдатели готовы принимать решительные меры. Комиссия срочно «пересчитывает» списки, «находит ошибку» и извиняется. Не преминув заметить, что «ошибка» совершена по вине наблюдателей, которые своими замечаниями и придирками «мешают работать».

Тем не менее до конца голосования цифры проголосовавших у комиссии и отдельных наблюдателей расходятся всего на 1 человека (с 18.00 считают проглосовавших по крестикам уже 6 наблюдателей).

19.40 Возвращается выездная комиссия. Из 9 заявителей проголосовало 8 — одна старушка побоялась открыть дверь, так как комиссия дошла до неё, когда уже стемнело.

19.55 По данным комиссии (совпадающим с данными наблюдателей-счётчиков) проголосовало 688 человек. Число зарегистрированных избирателей выросло до 2014 человек.

Рокировка

20.00 Председатель заявляет , что наблюдатель от общественного движения «За справедливость» Ольга Новикова лишается статуса наблюдателя на основании того, что это движение не участвует в выборах, и удаляется с участка. Среди наблюдателей проносится слух, что «пеуновцев» дано указание удалить со всех участков — они передают информацию обо всех нарушениях в штаб, который сразу выкладывает её в интернет.

20.30 В дверях появляется девушка в красной кофточке, спрашивает Марата. Наблюдатели интересуются, кто она. Девушка отвечает, что наблюдатель. «От кого?», не отстают находящиеся здесь с 7.30 наблюдатели. «От Тимошенко», отвечает девушка. «Так вам на соседний участок — 149-й», радостно сообщают девушке наблюдатели, «Тимошенко ваш по 13 округу идёт». «Нет, мне сюда — на 138-й, мне Марат нужен», упирается девушка. Наконец, к ней подходит председатель, и после краткого общения с ним девушка «вспоминает», что она от Иванова Владимира (ЕР). Наблюдатели требуют показать её направление — припозднившаяся и путающаяся в кандидатах девица вызывает у них подозрения. В направлении, подписанным В.Ивановым обнаруживаются расхождения — в шапке участок, куда направляется наблюдателем гр. Наконечная, обозначен номером 138, а ниже в тексте — 134. Наблюдатели дружно требуют удалить подозрительную девицу с участка, составляют акты. Председатель принимает акты, обещая «рассмотреть». Гр. Наконечная усаживается среди наблюдателей, не выпуская из рук объёмистую сумочку, ничего не записывает, просто сидит, вцепившись в сумку, лежащую у неё на коленях. В 22.01, после напоминания, что при подсчете голосов посторонним нельзя находиться, председатель сообщает, что нарушение незначительное и в требовании удалить наблюдателя от Иванова В. отказано.

Наблюдатели подают акт о нарушении и жалобу.

Подсчёт

22.00 Голосование закончено. Проголосовало 705 человек, включая тех, которые голосовали на дому.

22.02 Секретарь принимается считать неиспользованные бюллетени, оставшиеся у членов комиссии. Зачем-то листает и что-то считает в списках избирателей — хотя производить подсчёты по спискам члены комиссии должны только ПОСЛЕ погашения неиспользованных бюллетеней. На замечание наблюдателей секретарь разражается истеричными криками, что её сбивают со счёта, что ей весь день мотают нервы и не дают нормально работать (к слову, она весь день очень нервно реагирует на любое приближение наблюдателей к столу комиссии и на фотосъёмку, называя это «вмешательством в её личную жизнь» и требуя удалить снимки, на которых она присутствует). Член комиссии за столом №1 её поддерживает и тоже громко обвиняет наблюдателей в давлении на комиссию и провокациях. Председатель угрожает удалить каждого, кто будет мешать комиссии делать подсчёты.

22.15 Неиспользованные бюллетени со стола №1 убираются в сейф. Секретарь переходит к столу №2. Садится спиной к наблюдателям — так, что никому не видно, что она делает со списком избирателей. Продолжает не только считать неиспользованные бюллетени, но и просматривать списки.

Секретарь считает неиспользованные бюллетени, сверяясь со списком.

22.25 Один из членов комиссии выходит в коридор и говорит по мобильному — хотя законом запрещено членам комиссии покидать помещение с 22.00 и до конца подсчёта голосов. На замечание огрызается и заявляет, что не давал разрешение на то, чтобы его фотографировали.

22.30 Секретарь переходит за стол №3. Подсчитывает бюллетени, сверяясь со списками. Это грубое нарушение, но наблюдатели молчат. Их главная задача сейчас — остаться неудаленными до вскрытия урн. Поэтому никто не хочет рисковать.

22.35 Секретарь что-то замазывает корректором в списке избирателей.

22.40 Секретарь закончила подсчёты.

22.42 Из сейфа достаются коробки с чистыми бюллетенями, они выкладываются на стол, секретарь демонстрирует пустую коробку.

22.47 Бюллетени начинают гасить и считать.

23.02 Секретарь сообщает, что погашено 1294 голубых бюллетеня (за главу города), включая один испорченный на выезде ( его она достаёт из пластикового файла и вкладывает в общую пачку).

23.03 Вскрывается переносная урна №3 — неиспользованная. Она пуста. Процедура снова нарушена — урны должны вскрываться только после того, как погашены и убраны неиспользованные бюллетени и списки избирателей.

23.05 Секретарь передает комиссии для подсчёта пачки розовых бюллетеней и демонстрирует пустую коробку.

23.25 Секретарь оглашает количество погашенных розовых бюллетеней — 1295. Наблюдатели требуют объяснить, почему расходится число голубых и розовых бюллетеней. ЧКСГ от В.Тархова требует пересчитать голубую «мэрскую» пачку.

23.37 После пересчета погашенных голубых бюллетеней 1295 — секретарь забыла посчитать испорченный на выездном голосовании бюллетень. Комиссия принимается за списки избирателей. И занимается ими до 1.05 — у членов комиссии не сходятся три числа:

П. 5. ст.66 Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:

1) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета числа избирателей выбывших по причинам, предусмотренным настоящим Законом) ;

2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей) ;

3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей) ;

1.05 Цифры, наконец, сошлись и оглашаются. Число зарегистрированных избирателей на момент окончания голосования — 2011 человек . При последнем оглашении их было 2014. Наблюдатели интересуются, куда делись трое. Секретарь объясняет, что трое сменили фамилию и поэтому дважды числились в списках — основном и дополнительном. Следовательно, выявленные в течение дня «мёртвые души» из списка убраны не были.

Избирателям на участке выдано 670 комплектов бюллетеней, на дому — 35. То есть, всего проголосовало 705 — что сходится с данными подсчётов наблюдателей. Это как раз ровно разнице между общим числом бюллетеней — 2000 — и количеством погашенных — 1295. Почему эти несложные подсчёты производились четырьмя членами комиссии в течение полутора часов — непонятно.

1.10 Вскрывается переносная урна №1. В ней 27 голубых и 27 розовых бюллетеней.

1.12 Вскрывается урна №2 — 8 голубых и 8 розовых. В сумме 35 — пока всё сходится.

1.14 Вскрывается главная урна. В процессе вскрытия она разваливается (это видно на фото). Вокруг стола — суета. Члены комиссии помогают извлечь бюллетени из разваливающейся урны. Часть бюллетеней всё равно падает на пол. Члены комиссии их подбирают и кладут на стол. Сортируют на две стопки — голубую и розовую.

1.25 Начинается подсчёт отдельно голубых и розовых бюллетеней.

1.50 Голубых — 669, а должно быть 670. Наблюдатели высказывают предположение, что один голубой бюллетень мог оказаться в розовой пачке. Там он и было найден. Розовых после этого осталось 668. После тройного пересчета эта цифра не изменилась — и 2 розовых бюллетеня (депутатских) признаны утраченными («кто-то из избирателей с собой унёс», дружно решили члены комиссии).

Удаление ЧКСГ

2.15 Перед сортировкой голубых бюллетеней по кандидатам ЧКСГ от Тархова напомнила членам комиссии, что при сортировке должна оглашаться фамилия кандидата по каждому бюллетеню. Члены комиссии дружно возмущаются — «да мы всегда сначала сортировали, потом считали, потом оглашали — мы всегда так делали», «мы так до утра не рассортируем!» ЧСКГ от Тархова показывает им соответствующую статью закона: п.14 ст.66 При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.

Тем не менее председатель удаляет ЧСКГ от Тархова из помещения. Чем снова нарушает Закон: п. 21 ст.29 Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии.

Представительницу Тархова, пытающуюся настоять на своих правах, выводит милиция. Наблюдатели негодуют и поддерживают её требование оглашения фамилий кандидатов при сортировке. Председатель нехотя соглашается, но требует полной тишины и грозит удалением всякому, кто ещё вмешается в процесс.

Подсчёт без обзора

п.10 ст.66 Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов избирательной комиссии.

2.20 Комиссия теперь сидит за длинным столом, составленным из двух и стоящим перпендикулярно к наблюдателям. Член комиссии, сортирующий пачку, оглашает фамилию кандидата, отмеченного в бюллетене, но сами бюллетени не показывает наблюдателям, а быстро раздаёт их другим членам комиссии, как крупье за карточным столом. Отметки в бюллетенях при такой «раздаче» наблюдателям отследить невозможно. Однако, никто не хочет последовать за ЧКСГ от Тархова — впереди ещё подсчёт депутатских бюллетеней. Члены комиссии, назначенные быть Азаровым, Тарховым, Синцовым и Коганом, ловко ловят летящие в их сторону бюллетени и складывают перед собой в пачки.

2.40 «Раздача» закончена. Теперь бюллетени считают — по уголкам, а не перекладыванием, как это предписано регламентом процедуры подсчёта.

По результатам подсчётов голубых бюллетеней

  • общее число 704 (включая те 35, что из переносных урн)
  • недействительных (незаполненных, испорченных) — 49
  • действительных — 655
  • утрачено — 1 (в итоговом протоколе в графе «утраченных» стоит 0)
  • за Азарова (ЕР)— 451
  • за Тархова (СР) — 156
  • за Синцова (Патриоты России) — 31
  • за Когана (ЛДПР) — 17

Среди испорченных бюллетеней несколько — за Светлану Пеунову, один — за Михаила Матвеева. В одном бюллетене — в каждом квадратике нарисован «смайлик» и подписано «улыбайтесь, господа!». Большинство — просто перечеркнуты либо галочки-крестики проставлены в двух клетках или во всех сразу.

2.59 Началась сортировка розовых депутатских бюллетеней. Оглашает и «раздаёт» бюллетени сам председатель, сидящий в дальнем конце стола.

3.45 Оглашаются результаты подсчёта:

  • общее число — 703
  • недействительных — 30
  • действительных — 673
  • утраченных — 2
  • за Авдеева (самовыдв.) — 180
  • за Иванова В (ЕР) — 260
  • за Иванова Н (КПРФ) — 49
  • за Кононова (ЛДПР) — 23
  • за Старикова (СР) — 161

И снова странное совпадение: разница между числом проголосовавших за кандидата Иванова В. И его ближайшего конкурента Авдеева — 70 голосов. То есть очень близко к тому числу проголосовавших, на которое в 18.00 «обсчиталась» комиссия — 75.

3.48 ЧКСГ от Авдеева обращается к председателю с требованием предоставить ей пачку бюллетеней, проголосовавших за Иванова В., для проверки правильности сортировки и подсчёта голосов в соответствии с п. 18 ст.29 Закона. В требовании отказано. Аргумент — «мы их уже упаковываем». Пачка бюллетеней «за Иванова В.» в момент требования упакована не была — ею спешно, прямо на глазах ЧКСГ, обвязывают веревочкой кидают в бумажный мешок. ЧКСГ составляет акт о нарушении, принятый председателем, несмотря на совет представительницы комиссии с соседнего 149 участка : «посылай их с их жалобами на хуй — мы своих всех послали». Пишет жалобу в ТИК.

В это время секретарь начинает подсчитывать цифры для заполнения итогового протокола. Она уже в истерике. У неё опять что-то не сходится. В адрес наблюдателей, интересующихся, когда же им выдадут копии протокола, раздаются крики и оскорбления.

Председатель по телефону диктует итоговые цифры представителю информационной системы ГАС «Выборы» — цифры одобрены, протокол подписывается, делаются копии для наблюдателей. Итогового заседания с рассмотрением заявлений о нарушениях в процессе голосования и подсчёта голосов, которое должно быть в обязательном порядке проведено ДО подписания протокола об итогах (п.27 ст.66), не проводится. В графе «сведения о количестве поступивших в УИК в день голосования и до окончания подсчёта голосов избирателей жалоб (заявлений)» стоит ноль.

5.10 Копии протокола результатов голосования выданы наблюдателям. Председатель комиссии с протоколом и милиционер с мешком бюллетеней покидают здание. Возвращаться для пересчёта они не будут — результаты устраивают вышестоящую комиссию.

Выборы-2010. Хроники наблюдателя”: 23 комментария

  1. Где в законе написано, что нельзя уносить бюллетень?
    И какое наказание предусмотрено за это?

    1. да, в законе есть пункт 11 ст.62, предписывающий, что делать с ЗАПОЛНЕННЫМИ бюллетенями (опускать в урну для голосования), но нет пункта о том, что делать с НЕЗАПОЛНЕННЫМИ бюллетенями — это можно объяснить тем, что пункты 7 и 8 той же статьи предписывают избирателю, получившему на руки бюллетень, использовать его для голосования определенным образом — видимо, создатели закона не допускали мысли о том, что человек может прийти на избирательный участок и получить по паспорту бюллетень для каких-то иных целей, кроме голосования. То есть прямого запрета нет, но невыполнение пунктов 7,8 и 11 (заполнение бюллетеня и опускание его в урну) можно считать нарушением закона

        1. извините, я не юрист
          в данном Законе ответственность за нарушение отдельных его статей не прописана
          есть соответствующие статьи в Кодексе об административных правонарушениях, есть статьи УК «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав» и «Фальсификация итогов голосования» — я не юрист, повторяю, поэтому не могу ответственно заявить под какую статью попадает вынос бюллетеня… если учесть, что он — собственность муниципалитета (поскольку отпечатан на средства муниципального бюджета), то можно и под статью у краже муниципального имущества, наверное, подвести…

          1. избиратель расписывается за него и он становится уже его собственностью

          2. спорно — он же его не приобретает и не получает в дар :)

          3. то есть, Вы считаете, что вся муниципальная собственность автоматически принадлежит Вам на том основании, что Вы платите налоги? имхо, Вы имеете право бесплатно пользоваться муниципальным имуществом — например, проходить обследование на томографе в муниципальной поликлинике, но Вы не можете присвоить его и унести с собой — попробуйте вынести томограф :) вы можете бесплатно использовать для отдыха муниципальные скамейки на муниципальной набережной или в муниципальном парке — но Вы не имеете права распоряжаться этими скамейками как своими и выносить их с муниципальной территории… Вы имеете право использовать бюллетень для осуществления своего права на участие в выборах, но у вас нет прав распоряжаться им как своей собственностью и выносить его с муниципальной территории (вы заметили, что все участки располагаются в помещениях, принадлежащих муниципалитету?)

          4. В пособии для членов участковых комиссий, выпущенном Центризбиркомом России к думским выборам под названием «Рабочий блокнот члена УИК», дан такой официальный ответ на вопрос, какие действия может предпринять УИК в случае попытки избирателя вынести бюллетень:
            «В федеральном избирательном законодательстве определено предназначение избирательного бюллетеня, а также определена последовательность действий избирателя с избирательным бюллетенем. В случае выявления попытки избирателя вынести из помещения для голосования избирательный бюллетень член УИК вправе выяснить, что намерен делать избиратель с этим избирательным бюллетенем, разъяснить возможные последствия действий избирателя в том случае, если он пытался вынести избирательный бюллетень с целью передачи его другим лицам, то есть, в конечном счете, в целях фальсификации итогов голосования, и убедить избирателя в необходимости исполнить положения Федерального закона о порядке голосования. Об этой ситуации должен быть проинформирован председатель УИК, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования.»

            И все равно забирать его можно, хотя в открытую не получается…

          5. я считаю, что если до сих пор в законодательстве нет категорического запрета с определенной мерой административной/уголовной ответственности за вынос бюллетеня, значит, кому-то выгодно оставлять эту лазейку для фальсификации итогов

          6. можно ответить: «хорошо я забираю ваше имущество, можете прислать мне счет — оплачу»

          7. попробуйте таким образом — открыто- забрать и вынести из муниципальной поликлиники хотя бы градусник ;) и обязательно напишите о результатах этого эксперимента

  2. Света, ты еще в божеских условиях была! на нашем участке (143, кажется, 12 округ), удаляли всех, кто обращал внимание на вброс. при подсчете голосов вброшенные пачки были видны невооруженным глазом. я оращаю внимание председателя и членов комиссии, а они демонстративно складывают их в пачки. я задаю вопрос, почему расхождения в цифрах, и откуда лишние 100 человек, молчание в ответ. на соседнем участке вообще заявили — пока наблюдатели не уйдут, считать не будем. и сели ждать… Я на выборах несколько лет работала, но такого наглого, беспардонного, демонстративного нарушения закона не видела. и такое, похоже, везде было. а в Ленинском районе? думаете, эта мелкая морская свинка Сурьянинов без вброса прошел? Щаз! В общем, у нас — калька федеральных процессов… грустно.

    1. ласково ты про Сурьянинова :))) интересно, как он сам чувствует себя в кресле депутата — после всего этого позорища на заборах и столбах? или после стольких лет усиленного питания из кормушки СО говорить об адекватном восприятии не имеет смысла?..

  3. ==цитата:
    за Авдеева (самовыдв.) — 180
    за Иванова В (ЕР) — 260

    И снова странное совпадение: разница между числом проголосовавших за кандидата Иванова В. И его ближайшего конкурента Авдеева — 70 голосов. То есть очень близко к тому числу проголосовавших, на которое в 18.00 «обсчиталась» комиссия — 75.
    ==конец цитаты

    всё же 80 :)

    и фотографии развалившейся урны не видно, по крайней мере мне.

    спасибо за статью. жалко, что даже будучи наблюдателем никак нельзя на эту гнусность повлиять.

    1. фото разваливающейся урны и вываливающихся из неё бюллетеней отправляла в редакцию — возможно, качество фотографии не удовлетворило или у них лимит на фотки

  4. Так и есть: выиграть при ТАКИХ выборах можно только имея двукратный перевес.

  5. Светик, отличный текст! У меня на участке творилась такая же хрень… Написали кучу жалоб, всем пох… ОЧЕНЬ жаль…

  6. Светочка, молодец, здорово высказалась! Увы, все подобные и другие нарушения были повсеместными… видимо, без исключений. Беспредел ненаказуем…

  7. Ну вот и все ясно. Строим Охту в историческом центре Самары. Бабло на троих.Рыба арти и донской

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *