Реквием по ипподрому

Ипподрома в Самаре больше нет. Он пережил Великую Отечественную войну, но не устоял перед алчностью самарских коммерсантов и коррумпированностью самарских властей. Даже если формально всё было сделано в рамках закона — то тем хуже для закона, который допускает уничтожение спортивных объектов и обрекает на мытарства лошадей и детей.

Не будем припоминать историю самарского ипподрома с дореволюционных или довоенных времён, когда он был окончательно отстроен на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова. Отследим его историю с 2008 года — с того момента, когда акции ОАО «Самарский ипподром» были проданы Росимуществом одной частной компании, а потом перепроданы другой. Отметим, что объект был продан с обременением арендой на 14 лет и невозможностью перепрофилирования (по федеральному законодательству). Характерно, что прокуратура сейчас занимается тем, что устанавливает, является ли ипподром объектом для занятий физкультурой и спортом и подпадает ли он под действие соответствующего федерального закона. Может и не установить. Ведь новый собственник сделал всё, чтобы ипподром перестал функционировать как спортивный комплекс. В этом смысле весьма примечательно, что последние объявления о «рысистых испытаниях» на сайте самарского ипподрома http://www.ippodromsamara.ru/ относятся к февралю 2008 года — то есть новый собственник сразу же перестал поддерживать профильную деятельность ипподрома.

Прокуратура ещё не сказала своего последнего слова. Но найдёт ли она нарушения закона там, где власти приложили руку? Ведь не сами по себе новые «владельцы» ипподрома провернули это дельце. При попустительстве одних властей была проведена приватизация спортивного комплекса. При соучастии других — сменено зонирование земельного участка, на котором находится ипподром, на зону коммерческой застройки: теперь само нахождение там спортивного объекта как бы и не по закону.

Именно после принятия тарховской администрацией новых Правил застройки и землепользования, где втихую, под шум предвыборной кампании, было изменено зонирование ипподрома, «собственники» окончательно решили судьбу «постояльцев» — спортсменов-конников и их лошадей. Фактически «собственник» мог делать всё, что угодно — торговать шиномонтажным оборудованием или вообще засеять все поле кукурузой. Но активно выселять их начали лишь в октябре: видимо, выжидали до окончания предвыборных баталий — ипподром мог стать козырем в колоде нежелательного кандидата и спутать карты.

В середине октября на ипподроме перекрыли воду, рассчитывая, что арендаторы поймут намёк и съедут. Но сотрудники конюшен и владельцы лошадей на себе таскали воду, подняли шум в прессе и интернете, написали в прокуратуру. И тогда «хозяева» заторопились: 2 ноября арендаторам выдали письменное требование покинуть территорию ипподрома под предлогом аварийного состояния конюшен. И на словах намекнули, что если не съедут, то найдут своих лошадок погребёнными под обломками. Конники не сдавались и надеялись на поддержку властей до последнего. Директор КСК «Авангард» Галина Коршунова говорила прессе: «Мы надеемся на справедливость и здравый смысл. Больно за детей. Они приходят, плачут, задают нам вопросы и умоляют что-нибудь сделать». 13-летняя Даша Ревякина написала письмо президенту Медведеву с просьбой спасти ипподром.

Нынешние городские власти не сразу определили свою позицию. Сперва первый замглавы Самары Виктор Кудряшов, к которому ходили искать справедливости представители самарского конного спорта, обещал им поддержку и защиту (в виде круглосуточного дежурства милицейских нарядов). Но когда в один из праздничных дней обнаружилось, что в одной из конюшен (уже освобожденной от лошадей) разрушены денники, вызванная милиция даже следов взлома не обнаружила: хозяйские наёмники ломали хозяйское имущество — всё законно.

Ещё 12 ноября замглавы заявлял в газете, являющейся рупором городской администрации: «Ситуация с самарским ипподромом сложная. Что по «Буревестнику», что по ипподрому – и там, и там собственник земли не нарушает закон – из-за смены зонирования все их притязания легальны. Однако большое значение имеет морально-этическое содержание проблемы. Нас не устраивает нынешняя ситуация на ипподроме. Мы намерены сохранить конно-спортивные клубы Самары. Мы в достаточно ультимативной форме предложили собственникам продлить договор аренды на год, они высказали предварительное согласие. Если ООО «Строй-Ка» не продлит договор, мы будем задействовать административный ресурс – вплоть до Президента России», — заявлял Виктор Кудряшов.

Но, видимо, «ресурс» собственников оказался сильнее административного. Всю прошлую неделю в городской администрации «решался вопрос» и «велись переговоры». Результатом стал комментарий мэра Дмитрия Азарова одному из городских информационных порталов: «Ипподром находится в частной собственности. И более того, после принятия новых Правил застройки и землепользования за участком официально закреплена зона с возможностью строительства объектов коммерческого назначения. Поэтому, если собственник решит построить на территории ипподрома торговый центр, мы ничего не сможем сделать». Таким образом, горадминистрация умыла руки.

А областное правительство сделало хорошую мину при плохой игре, сообщив 15 ноября, когда истёк срок ультиматума собственника, что вопрос сохранения конного спорта в Самаре у него под контролем. Тем не менее, вариант сохранения конно-спортивного клуба и школы верховой езды на ипподроме даже не рассматривался. Зато спортивное министерство проследило, чтобы скаковых лошадей вывезли на 9-ю просеку, в действительно аварийные конюшни — без стёкол на окнах, отопления и канализации, которые ООО «Строй-Ка» пообещало отремонтировать (фактически сделало косметический ремонт). В обмен на своё невмешательство в разрушение ипподрома областные власти взяли с ООО «Строй-Ка» обещание построить к лету другой ипподром в пос. Кряж. Так областное правительство расписалось в бессилии сохранить крупнейший в Поволжье спортивный объект в центре губернской столицы.

И вряд ли стоит ожидать, что президент Медведев въедет в Самару на белом коне и всех спасёт. Теперь в это не верят даже дети.

Запомните эти имена:

Алексей Хохлов, председатель совета директоров ОАО «Самарский ипподром»

Игорь Архипов, директор ОАО «Самарский ипподром»

Андрей Козлов, директор ООО «Строй-Ка»

Эти люди

В течение месяца лошадей морили жаждой и вывезли их в холодные, сырые конюшни с грибком на стенах, лишили сотни самарских детей возможности заниматься любимым спортом, отняли у Самары ипподром (и вряд ли построят новый).

3 thoughts on “Реквием по ипподрому”

  1. Светлана. Ну что ж?
    Это и есть первый итог деятельности новой городской администрации за первый месяц. Очень понятный и очень показательный.
    Умывать руки — это такая философия невмешательства.

    Ведь убит не просто ипподром. Убивается ШКОЛА! Школа смены поколений, школа воспитания тех людей, которые любят и заботятся о лошадях, убивается история самарского ипподрома.

    Ипподром был той изюминкой, что отличал Самару от всех прочих городов. Ипподром наполнял этот Город Жизнью. И то, что лошадей поставили в статус бездомных собак, даже не дворовых, а одичавших, на окраине города — говорит о нравственном и культурном уровне лиц принимающих решения (ЛПР). Увы, как показала история самарского ипподрома он очень и весьма невысок.

    Ответить
  2. ну редактор, ну (вырезано цензурой)! ради красного словца (в прямом смысле слова) исказили смысл концовки :(
    не «дети хоронят коня» — ипподром похоронили вот эти три (написать «человека» рука не поднимается, ибо люди такого не сделали бы) — Хохлов, Архипов и Козлов!
    короче, в текст вкралась редакторская правка: вместо «дети хоронят коня» нужно читать «именно эти люди»

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.