UNDERSTANDING MEDIA

Последний год в средствах массовой информации и социальных сетях все чаще стала появляться информация о новых медийных носителях и так называемой идее «смерти газет». Антон Меркуров, эксперт Institute for State Ideologies (UK), основатель ряда IT-компаний, среди которых системный интегратор NetArt и интернет-провайдер RosInterCom, напротив, считает, что рано прогнозировать исчезновение газет и журналов из медиапространства. В своем интервью «Новой в Поволжье» он рассказал о способности блогосферы влиять на ход событий, о полном разочаровании в российском телевидении и о формате будущих СМИ.

— Сейчас многие говорят о том, что функции СМИ перехвачены блогосферой. В чём Вы видите причины происходящих изменений в медиапространстве?

-Пока единственная функция СМИ, которую иногда подхватывает блогосфера, – это так называемая «гражданская журналистика». Да, формально любой оказавшийся на месте событий благодаря техническому прогрессу может стать «репортером на день». Но, подчеркиваю, это не носит систематический характер, так как СМИ — все же регулярный, профессиональный процесс.

— Считаете ли Вы, что современная блогосфера способна влиять на ход событий? Если да, то насколько сильно?

— Способна повлиять, и с этим нельзя поспорить. Вон блогеры, во главе с Алексеем Навальным вовсю сражаются с коррупцией. Часто бывает так, что источником и каталогизатором новости выступает исключительно блогосфера. Причем отрасли становятся самыми разными. Вспомнить того же «Кремлевского червяка».

— Медиа-аналитики говорят о том, что официальные СМИ не удовлетворяют потребностей общества в самосознании. В чём Вы видите причины этого явления?

— Это скорее не про официальные СМИ, а про телевидение. Хотя, конечно, и газеты с журналами сейчас не являются такими «оппозиционными», как хотелось бы. Причины: самоцензура, руководство каналов, которое считает, что народ должен потреблять плохой продукт. Главная тенденция – это полное разочарование в российском телевидении как в источнике информации, ибо опять же по причинам цензуры или просто медлительности новостная картинка в телевизоре сильно отличается от той, что мы видим в Интернете. Есть и позитивные примеры: Russia Today — более чем хороший телеканал российского производства. Другой вопрос, что ориентирован он исключительно на Запад, а широкой российской аудитории мешает незнание английского языка.

— Лёгкость доступа в Интернет порождает «шум». Каким образом, по Вашим прогнозам, сетевые медиа будут меняться, дабы сохранить и расширить свою аудиторию?

— Это главная загадка, как фильтровать этот шум. Шумов бывает много, как и способов фильтрации. Например, сейчас объем поступающей информации фильтруется социальным фильтром. Это и Like в Facebook, и собственно ленты Twitter или Google Reader, где друзья размещают ссылки. И дайджесты прессы еще вполне живы и успешны. Еще одна задача СМИ – это фильтровать и отбирать пользовательский контент. Тут, увы, грамотных алгоритмов по определению авторитетности источника и качества сообщения пока мало. Так что все пока делает человек. Для всего этого необходим компьютер и этим тоже занимается человек — человечество уже сильно компьютеризировано.

— Каким, по Вашему мнению, будет формат будущих СМИ?

— Пример газеты The Daily, появившейся на экранах iPad второго февраля, которая по типу — газета, по формату журнал, говорит о том, что эксперименты в этой области еще продолжаются. Пока, пожалуй, самой нераскрытой нишей является real time издание. Т.е. не ежедневное, не еженедельное и не ежеквартальное. Но тут есть вопросы по способам производства.

Сильно меняется дистрибуция и платформа и содержание: газета/журнал могут существовать на разных платформах, содержать большое количество мультимедийного контента, видео может быть интегрировано с телевизором. Традиционные форматы, какими мы их привыкли видеть в прошлом тысячелетии — размываются.

— Каким образом и как, по Вашему мнению, происходит переоценка роли информации в обществе? Какие факторы Вы можете выделить помимо того, что количество информации неуклонно растет?

— Собственно, этот фактор рождает требование получать самое нужное, важное и интересное. Плюс, учитывая технические возможности сети и поляризацию мнений, — люди часто хотят иметь полный обзор события: новость, мнение одной стороны, мнение другой, мнения очевидцев, мнение народа и так далее. Так как источников много — есть задача их аккумулировать и давать какую-то максимально полную и объективную картинку. С другой стороны, часть информации до нас не доходит, растворяется, и мы, в общем-то, не очень сильно переживаем. Все равно технически невозможно посмотреть, например, все ролики на YouTube, что появились сегодня.

— Какими критериями должен обладать современный качественный информационный продукт?

— Удобство потребления. Мне вот, например, все тяжелее ориентироваться в пестрых, мигающих интерфейсах, хочется потреблять чистый контент, удобный для глаз. Ещё один критерий — мультиплатформенность. Читатели или зрители уже не собираются в одном месте. Они все разные, с разными устройствами и паттернами потребления. Это касается и разнообразных мобильных устройств, смартфонов, планшетов. Компьютеры ещё пока никто не отменил. Телевизоры и игровые приставки все плотнее интегрированы с сетью и становятся видоизмененным каналом доставки информации. И как это не смешно — любители бумаги тоже вполне процветают. Так что основная задача — поймать потребителя, где бы он ни находился.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *