Очень старая Самара. Как будут устаревать город.

Рабочая группа по изучению исторических материалов и определению даты основания города Самара была организована по распоряжению губернатора ещё в июле 2006 года. Очевидно, что пришло время подводить хотя бы первые итоги её работы. Мы встретились с одним из членов рабочей группы кандидатом исторических наук, учёным секретарём Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина Дмитрием Сташенковым. Темой разговора стал не только возраст Самары, но и судьба и перспективы исследования памятников археологии на территории города.

— За прошедшие 4,5 года с момента основания рабочей группы в медиапространстве появлялась самая разная информация о новых фактах, связанных с основанием Самары. Хотелось бы узнать о том, что было сделано за это время.

— Я могу говорить только о последних двух годах, потому что в первоначальном составе рабочей группы меня не было. Самое главное, что были собраны и проанализированы источники, уже известные до момента появления рабочей группы. Были обработаны коллекции, которые хранятся в музеях и научных учреждениях города. Была проведена та самая подготовительная работа, которая необходима для того, чтобы принимать дальнейшие решения. Всё, что можно было сделать на общественных началах до сегодняшнего дня, было сделано. Сейчас встал вопрос о том, что нужно проводить дальнейшие работы, для которых необходимо финансирование. Поэтому деятельность группы на новом этапе обретает более жёсткие рамки. Недаром в состав рабочей группы был введён глава города Самара Д.И. Азаров, а руководителем ее стал вице-губернатор, руководитель аппарата правительства Самарской области А.И. Бендусов. Пришло время принимать конкретные решения.

Сейчас разрабатывается программа работ на 2011-2012 годы. И туда уже закладываются конкретные суммы, которые необходимы для реализации программы. В первую очередь, это археологические работы. Необходимо провести подробное обследование и инвентаризацию тех памятников археологии на территории города, которые уже известны на данный момент. В тех местах, которые перспективны для выявления памятников археологии золотоордынского времени, с которыми может быть связано поселение Самар, известное по картам XIV-XV веков, необходимо провести археологические разведки. Конечно, необходимо провести и дополнительные исследования в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. В частности, в Государственном архиве древних актов можно найти документы, в которых может упоминаться поселение Самар до 1586 года. Многое сейчас зависит от объёма средств, которые удастся изыскать для проведения первоочередных работ.

И, на мой взгляд, ставить вопрос о переносе даты основания города можно будет только в случае обнаружения новых исторических источников и археологических подтверждений существования золотоордынского поселения на территории современного города.

— Кем будут финансироваться исследования? Губернией или городом?

— В основном финансирование должно идти за счёт губернских средств. А город заинтересован в том, чтобы самарцы знали как можно больше об истории места, где они живут. Поэтому город в данный момент готов обсуждать и, возможно, финансировать из своего бюджета работы по созданию археологической выставки, которая бы рассказывала о памятниках археологии, известных на территории современной Самары. Но пока наш рассказ о золотоордынском Самаре будет не полон — мы даже не знаем, где именно он находился.

— Какие есть предположения о том, где могло находиться золотоордынское поселение? Где археологи будут искать его в первую очередь?

— Предположений не так-то много. Потому что удобных мест, которые располагались бы близко к впадению Самары в Волгу, у нас немного. Самая реальная гипотеза о том, где могло располагаться поселение, – это район современной Барбошиной поляны.

Там располагается Барбашинский могильник, который начинал исследоваться ещё в начале XX столетия. На нём раскопано несколько сотен погребений. Исходя из полученных в ходе тех исследований результатов, можно сделать вывод, что общее количество погребений на этом могильнике около 5 тысяч. Соответственно, рядом с могильником должно располагаться крупное поселение. Возможно, городского характера. Работ на этом поселении, к сожалению, никогда не проводилось. И наша первоочередная задача – выяснить, есть ли культурный слой этого поселения в районе Барбошиной поляны. Если он будет найден, то уже в этом и следующем году мы намерены произвести там археологические работы. Раскопки могут дать представление о том, было ли это крупное поселение или одно из рядовых селищ. И если оно было крупным, то имело ли оно городской характер. И самое важное – будут ли найдены среди материалов предметы, которые позволят дать четкую датировку памятника в пределах XIV-XVI столетий. Для нас сегодня нет сомнений, что на территории современной Самары в золотоордынское время располагалась сеть достаточно крупных объектов. Но та датировка, которая сегодня имеется, – это пределы XIV столетия. То есть в XIV веке на карте Пиццигано мог быть отмечен реально существующий населённый пункт, который мог располагаться в районе Барбошиной поляны. Но мы не знаем, существовало ли это поселение в более поздний период. Отражает ли карта Фра Мауро, созданная в 1459 г., реальную ситуацию середины XV столетия, или на этой карте отмечен населённый пункт, который к этому времени уже перестал существовать? Такое тоже возможно, и учёным, работающим в других регионах Поволжья и юга России, известно, что зачастую на таких картах помещалась информация, запаздывающая минимум на 50 лет.

Экскурсия курсантов-внешкольников на раскопки на Барбашиной поляне 1919 г.

— Насколько я помню, в могильнике на Барбошиной поляне похоронено в основном мордовское население…

— В основном да. Но оно своеобразное. Потому что среди раскопанных погребений было несколько мужских захоронений с конем. Это совершенно не мордовский обряд погребения. Среди предметов, встреченных в мужских погребениях, есть поясные наборы, которые, по мнению крупнейшего специалиста по золотоордынской археологии Марка Григорьевича Крамаровского, могут являться собственно монгольскими. Таким образом, мы можем говорить о том, что в районе Самары мог располагаться военный гарнизон, где находилась небольшая группа монголов, контролировавших эту территорию. Если это так, то речь может идти о достаточно крупном поселении. Потому что военные гарнизоны в стратегически значимых местах монголы располагали либо в крупных городах, либо в непосредственной близости от них.

Предметы из Барбашинского могильника

— Если вспомнить теорию казанского археолога Альфреда Хасановича Халикова о регулярном расположении поселений на торговых путях на берегах рек в золотоордынское время, то на территории города можно найти сразу несколько поселений. Наш город сейчас сильно вытянут вдоль Волги, и в том, что в разных его местах мы находим свидетельства пребывания людей в золотоордынское время, нет ничего удивительного…

— Те золотоордынские памятники, которые сейчас известны на берегах Волги или её крупных притоков, находятся на расстоянии одного дня пути – в 20-30 км один от другого. Но если учесть, что часть населения нашего региона должна была выполнять функции бурлаков, занимаясь сопровождением грузов, то понятно, что день пути в таком случае – это не 20-30 километров, а гораздо меньше. На данный момент на территории города известны 4 места, где встречены золотоордынские материалы, и эти места находятся в десятке километров одно от другого. Но стоящая перед нами задача – не просто найти памятник золотоордынского времени, а обнаружить такое поселение, которое могло бы считаться средневековым городом. Это гораздо сложнее. И если у нас получится решить эту задачу, то можно будет ставить вопрос об изменении даты основания города. Если необходимых данных получить не удастся, то мы сможем говорить только о первом упоминании города Самар в письменных источниках в 1367 г., а дата основания русской крепости Самара останется прежней.

— Если будет найден этот золотоордынский город – это будет большим научным открытием. Тем не менее, он будет иметь к русской крепости Самара и выросшему из неё городу такое же отношение, как, скажем, палеолитическая стоянка, обнаруженная в Постниковом овраге.

— Возможно, это и так. Мы знаем, что после похода Тимура в конце XIV столетия городская жизнь в нашем регионе практически прекращается. Поэтому, исходя из исторического контекста, сейчас мы не можем утверждать, что город на территории Самары мог существовать после этого времени. Но все факты нужно проверять. И если мы найдём слои последующих исторических эпох, то можно предположить, что часть населения этого города могла войти в состав посадского населения русской Самары. Но пока это из области фантазий.

— Думаю, что даже если эти слои и будут найдены, будет очень трудно доказать факт вхождения населения, учитывая скудность письменных источников, в которых упоминается первое столетие существования русской Самары.

— Прежде всего, нам хотелось бы получить достоверную информацию, чтобы либо раз и навсегда прекратить разговоры о возможном удревнении города, либо добыть аргументы, которые позволят вести эти разговоры на более серьёзном уровне. Это общая позиция членов рабочей группы, и никто из них не намерен без серьезных оснований заявлять о том, что город Самара был основан в XIV столетии. Никто не хочет показаться неквалифицированным специалистом, поэтому рабочая группа пока не может принять окончательного решения. Хотелось бы сначала проверить все аргументы.

— Тем не менее, один из членов рабочей группы депутат Губернской думы Михаил Матвеев, уже даже определил для себя новую возможную дату основания Самары. Он пишет в своём блоге о том, что нам необходимо отметить 650-летие города, для того чтобы в связи с этими торжествами в 2017 году город мог «затащить мундиаль». Складывается ощущение, что для себя из работы комиссии он уже сделал выводы. Каково Ваше отношение к этой идее?

— Я считаю, что никакое политическое решение не обоснует отступление от исторической правды. Если у нас не будет объективных свидетельств о том, что городское поселение на территории Самары продолжало существование в XV-XVI веках, рабочая группа не примет решение об изменении даты основания города. Сейчас мы можем определённо говорить только об одной дате — 1586 год. И если нам хочется жить в городе старом, то четыре с лишним века для российского города – это и так довольно почтенный возраст. На территории города сейчас мы знаем три десятка памятников археологии, которые позволяют увеличить время появления людей в этом месте на 15-20 тысяч лет – это то, чем наши жители могут по праву гордиться. Таких насыщенных культурных слоёв, которые отражали бы разные эпохи, нет в большинстве городов России.

А, например, палеолитические памятники очень редки не только на территории городов, но и их вообще нет в некоторых регионах.

— Если уж мы заговорили о палеолите, то можно констатировать тот факт, что территория палеолитического памятника в Постниковом овраге находится под угрозой застройки. Более того, Вы сами осматривали это место.

— В нынешних условиях очень многое зависит от позиции руководства города. По крайней мере, мы сейчас разработали программу инвентаризации памятников археологии на территории Самары, которая должна пойти в этом году. На каждый из известных нам сейчас памятников будет составлен охранный документ. Они будут включены в Реестр памятников истории и культуры. Вся документация будет передана в городскую администрацию, и за сохранность памятников будут отвечать конкретные организации, ведомства и люди. Думаю, что и в ситуации с Постниковым оврагом возможен поворот к чему-то лучшему.

— В каком состоянии сейчас находится палеолитический памятник?

— Сейчас — в ужасном. Хаотичная застройка ещё 20-х годов прошлого столетия привела к тому, что территория комплекса памятников Постников овраг (известно 11 пунктов) находится под индивидуальной жилищной застройкой.

Но хочется ещё раз повторить, что изменения в городе у нас сейчас начинаются в лучшую сторону. На протяжении последних 2 лет мы уже проводили обследования на территории Постникова оврага. И если начатая работа будет доведена до конца, то осуществить застройку на этой территории без спасательных археологических работ будет невозможно.

— Как простые жители Самары могут помочь сохранить археологическое наследие на территории города? Если неравнодушный прохожий увидит в строительной траншее, например, человеческие кости или следы культурного слоя какого-то поселения, что он должен сделать? В ситуации с нынешней неразберихой с Росохранкультурой трудно понять, кто за что отвечает. Думается, что этот вопрос особо актуален, если в месте, где стояла крепость Самара, на стрелке Самары и Волги, начнут строить новый стадион.

— Во-первых, охраной памятников на территории области, в том числе и находящихся на территории города, занимается областное министерство культуры, которому Росохранкультура передала необходимые полномочия.

Если речь идёт о уже выявленном памятнике археологии, то специалисты правового и кадрового управления министерства культуры Самарской области имеют право отреагировать на его разрушение. Если же памятник не находится под охраной, то процесс разрушения остановить сразу же не удастся. Нужно сначала оформить на него документы, чтобы он считался выявленным объектом культурного наследия. Это займёт как минимум несколько дней. Поэтому у меня огромная просьба ко всем жителям Самары и Самарской области: если вы станете свидетелями уничтожения памятника археологии, то, пожалуйста, не поленитесь и позвоните в министерство культуры или к нам в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Мы в течение нескольких часов постараемся выехать на место. У меня лично есть Открытый лист на право проведения археологических работ на территории городского округа Самара и некоторых районов Самарской области. Мы составим необходимые документы, и с момента их подачи в министерство этот объект будет считаться выявленным памятником истории и культуры. Соответственно, он будет спасён для следующих поколений. Это действительно очень важно. К сожалению, мы просто не успеваем контролировать все строительные работы, которые ведутся на территории нашего большого города. И если жители нам будут помогать, то многое мы сможем сохранить вместе.

3 thoughts on “Очень старая Самара. Как будут устаревать город.”

  1. Не забудьте про памятник на Воронежских озерах. Там бы тоже надо провести раскопки, так как идет достаточно мощная деятельность по благоустройству этой территории

    Ответить
  2. Несколько лет назад, в процессе строительства вот этого объекта: http://www.indest.ru/objects/13/15/ , когда был отрыт котлован, заглядывал за забор и видел на глубине нескольких метров остатки срубов. Возможно, это были остатки построек бывшей пристани, а возможно и что-то другое.

    Ответить
  3. Господа, мордовского населения в природе не существует. Пишите прямо — в Барбашинском могильнике похоронены преимущественно эрзянское население. А несколько «монгольских» поясных нашивок никак не могут говорить о монгольском гарнизоне.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.