Читатель начинает и проигрывает

1 апреля начинается подписная кампания на второе полугодие; из-за объявленного государством отсутствия бюджетных субсидий эта кампания обещает стать волнующей. Если не последней: специалисты предсказывают рост цен на подписные издания в крупных городах в два раза, в райцентрах – в пять раз, а на территориях Крайнего Севера – в восемь.

Главпочтамт Самары после ремонта выглядит солидно: электронная очередь, диваны пастельных расцветок. Свежих расценок на второе полугодие вечером 31 марта еще нет, но по просьбе клиентов администратор покидает свою стойку и выносит каталог.

— Здесь расценки для физических лиц и льготников, — говорит администратор, — а юридические лица будут завтра. Приходите завтра? Если вы юридическое, конечно, лицо.

Я объявляю себя физическим лицом, а пожилой и очень худой мужчина рядом сообщает, что он как раз юридическое, причем из Кошек. Кошки – населенный пункт в Самарской области, и там живут восемь тысяч человек. До Кошек можно дойти пешком со станции Подгрузная, недалеко – всего три с половиной километра, или попросить водителя автобуса Самара-Нурлат тормознуть в нужном месте. Администратор вздыхает и обещает принести условия подписки для юридических лиц через полчаса.

С мужчиной из Кошек листаем каталог.

Подписная цена на «Новую газету» во втором полугодии 2014 года составит 1727, 34 рубля. Если забирать газету в почтовом отделении «до востребования» — то 1675, 98 рубля. Пенсионеры заплатят соответственно 1578, 84 рубля и 1527, 48. При этом в таблице появилась новая графа «каталожная цена», у «Новой газеты» она равна 1188 рублей. Столько хочет издатель за газету, включая стоимость магистральной доставки, до почтового отделения. Доставлять газету до почтового ящика – работа Почты России.

В первом полугодии за «Новую» платили 1685, 70 простые подписчики, 1441,50 – льготники. Цена «до востребования» была 1638,36 и 1394, 16 соответственно.

Любители «Комсомольской правды» вместо прежних 907,2 заплатят 1214, 52 рубля. Если подписчику почему-то не лень идти за свежей «Комсомолкой» на почту, то это будет 1151, 46 рубля.

— Дорого, — говорит мужчина из Кошек. – Хорошо, что мне эта их «правда» не нужна. Тысяча рублей! Да меня бабы живым закопают. Мне велели на местные подписаться. Местные тут есть?

Местные тут есть. Областные газеты «Волжская коммуна» и «Самарские известия» в списке.

Мужчина из Кошек, юридическое лицо, изучает цены и мрачнеет. Резонно предполагает, что расценки для юридических лиц, обещанные администратором через полчаса, будут еще выше.

— Да вы очумели, — говорит он громко, волнуя оформленные просторы главпочтамта. – Это почему. Это зачем?

Говорю, что вот раньше государство дотировало доставку, давало почте три миллиарда в год, а теперь вот не дает, и почта повышает цены.

— А вы не знали? – спрашиваю. – Интернет прямо давно шумит.

— Откуда мне знать, — сердится мужчина из Кошек, — да у нас никто и не знал, на автобазе. У нас интернет только в школе, на этой, как их? Информатике.

Вынимает мобильный телефон старого образца. Отходит, чтобы совершить звонок.

Переписываю на всякий случай цифры по «Известиям» — при каталожной цене 1630, 86 рубля теперь стоимость подписки 2272,08 рубля, абонентский ящик – 2210,7. Для пенсионеров 2143,8 и 2094, 72 рубля.

Какой-то нелепый миф — считать все население страны поголовно мобилизованными и призванными сетью интернет. По данным Фонда «Общественное мнение», интернетом ежедневно пользуются сорок три процента совершеннолетних жителей страны. Доля городов с населением менее ста тысяч жителей составляет двадцать шесть процентов, двадцать процентов пользователей интернета живут в селах и поселках городского типа.

Двадцать процентов населения Кошек смогут прочитать новости в сети (в школе? где информатика), а остальные малоразвитые крестьяне, механизаторы и монтажники металлосборочных конструкций отдохнут, и не будут волноваться лишнего. Не об этом ли мечтает государство, вдохновенно работая, чтобы сделать свежую прессу труднодоступной в регионах. Ну что же, потренируем почтовых голубей.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.