Остановимся на определении качества жизни, сравнивая ее с зеброй, когда за светлой полосой обязательно следует темная. Пессимист считает, что темная обычно значительно длиннее светлой. А если нет видимых смен цвета? Тогда мы говорим: мол, везунчик. Но в искусстве, смею утверждать, везения не существует. То есть, конечно, можно найти точки «везения», когда человек (читай – Художник) оказался в нужном месте в нужное время. Но и здесь можно привести массу примеров, когда Художник уже оказался там, где нужно, а потом пропал. Если же Художник, несмотря на все предсказания и опасения людей, верящих и зависящих от предрассудков, продолжает творить и получать за это награды в виде признания публики, критики и коллег, то это уж точно – не просто везение. Вот живой пример.
Простое перечисление фактов и дат: 7 октября прошедшего года он защитил диссертацию на звание «кандидат культурологии» на тему «Театр как грань города: Хронотоп, поэтика, фестивальное пространство». 8 октября (в день рождения) художник его театра Елена Соловьева завоевала Гран-при за костюмы к спектаклю «Таня-Таня» на «Васильевских сезонах». 29 декабря Денис был назван «Человеком года» в Новокуйбышевске.
В эти же дни он получил приглашение принять участие в Лаборатории молодых режиссеров при Театре на Таганке. Результат этой работы был показан 18 января этого года, и он получил предложение о постановке спектакля в этом прославленном театре. В первых числах февраля его театр отправится на Володинский фестиваль в Санкт-Петербург со спектаклем «Таня-Таня»; а весной этот же спектакль примет участие в конкурсной программе самого именитого фестиваля «Золотая Маска». Что это? Везение? Или результат, к которому долго шел и который заслужил?
Речь идет о Денисе Бокурадзе, после смерти Эльвиры Анатольевны Дульщиковой (по ее художественному завещанию) он возглавил новокуйбышевский театр-студию «Грань», добился перевода этого коллектива в статус профессиональног
Прошло всего пять с небольшим лет, выпущено всего шесть спектаклей (в репертуаре их несколько больше, так как восстановлены спектакли Эльвиры Анатольевны), проведено два фестиваля «ПоМост». А вот театральные фестивали, на которых завоеваны призы и лауреатские звания, я уже перечислить не смогу, просто не вспомню.
Его уход из самого живого и самого художественного для многих самарцев, в том числе и для меня, театра СамАрт был неожиданным и огорчительным. Мне казалось, что Денис – один из самых интересных и перспективных актеров сильной и яркой труппы. Он умел, как мне казалось, в один короткий момент сыграть судьбу и даже тему. Помните, небольшая роль Бобчинского развивалась в спектакле «Ревизор» правильно – традиционно, но вот в сцене прощания с Городничим он, боязливо выдвинувшись, просит, чтобы там, в Петербурге, узнали, что, мол, есть на свете такой Петр Иванович Бобчинский? И вся тоска, и вся хрестоматийная тема «маленького человека» сыграны и схвачены мной, зрителем.
Денис умело и доверительно вел/рассказывал/
Как же получилось, что молодой режиссер небольшого театра из маленького города – спутника Самары подписал контракт на постановку в одном из самых прославленных театров страны? Вот это и есть тот самый момент совпадения времени и места: совсем недавно директором Театра драмы и комедии на Таганке стала Ирина Апексимова.
Одна из первых ее идей – обновление репертуара и художественного языка театра. Ежемесячно в театре проходит Лаборатория молодых режиссеров. Им создают условия для показа эскиза будущего спектакля. Пьесу выбирает сам режиссер, ему предлагают актеров из труппы Таганки – и вперед. На всё про всё дается восемь дней, а показать надо весь спектакль. Заявка проходит два обсуждения: зрители решают, хотят ли они смотреть этот спектакль, а экспертный совет принимает окончательное решение.
Всего за сезон должно пройти семь лабораторий. Денис Бокурадзе принимал участие в четвертой. Первая сложность, как вы понимаете, была в том, чтобы получить приглашение на участие в лаборатории. Здесь и сыграло роль участие «Грани» в разного рода фестивалях. Главным экспертом лаборатории Апексимова пригласила Елену Грумову, эксперта «Золотой Маски» и Фестиваля театров малых городов. В этом качестве Елена Георгиевна уже была знакома со спектаклями новокуйбышевског
Дальше начиналось самое сложное: доказать состоятельность творческой заявки. Денис предложил давно и хорошо, может быть, даже слишком хорошо известную пьесу Александра Вампилова «Старший сын».
Заочно, по Интернету, были отобраны актеры, как потом оказалось, подобраны верно. И начались репетиции. Шли они, по словам Бокурадзе, в полную силу и продуктивно. Актеры старались понять постановщика с первого слова, споров не возникало. Наверное, как говорит Денис, они поняли, что режиссер готов к репетициям, что у него уже все сложилось.
Пьеса привлекала Дениса Бокурадзе давно, он уже много лет, что называется, ею «болеет»: «Я рад, что актеры мне доверились. Я не знал, произойдет ли это, но творческую группу заинтересовал мой замысел, и ребята пошли за мной. Это очень важный момент. Актеры смело вошли в процесс и стали пробовать те вещи, которые им были несвойственны».
Самая большая сложность для него заключалась в том, чтобы зритель, столкнувшись с хорошо известной историей, узнал в ней что-то про себя сегодняшнего. Ведь дело в том, как считает Денис, что никто уже не живет с открытой дверью, но процесс распада самых сплоченных человеческих сообществ зашел так далеко, что остается, может быть, последнее мгновение собрать все воедино, соединить семью.
Замысел понятен, заявка принята. Сейчас идут переговоры о сроках, о постановочной группе. Пока точно известно, что художником спектакля станет Елена Соловьева.
А в это время в Новокуйбышевске кипит работа по подготовке к выезду в Санкт-Петербург на фестиваль «Пять вечеров», а потом – в Москву на фестиваль «Золотая Маска». Казалось бы, уже не страшно, в прошлом году театр уже возил на этот фестиваль «P.S.» по Ж.-П. Сартру, но то была внеконкурсная программа, а нынче – полноправное участие в конкурсе. Ну что ж, приготовим кулаки, будем болеть, болеть за наших.
А потом – опять напряженная работа. В начале нового сезона надо показать премьеру нового спектакля. Что это будет, Денис пока держит в тайне. Правда, обещает, что труппа сможет пополниться новыми актерами, их будет немного, ведь штат новокуйбышевског
Совсем недавно радиожурналистка спросила меня: почему билеты в театр стоят так дорого? Имелись в виду билеты на московские антрепризы. Билет на спектакль театра-студии «Грань» стоит триста рублей, если, конечно, вы сможете его купить.
В своем отечестве пророков нет?
Галина Торунова *
* Театровед, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой режиссуры и искусств Академии Наяновой, член СТД РФ.
Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 2 (90) за 2016 год