Расширяя границы сознания, можно твердо сказать, что сегодня у каждого есть своя любимая история не только про сугробы-убийцы и встречи с запрещенными в России сырами, но и непременно про попытки дозвониться в какие-то присутственные места. В такие, знаете, специальные присутственные места, где в трубке включают прекрасную музыку, и девушка каждые пятнадцать-шестнадцать минут говорит вкрадчиво: «ваш звонок очень важен для нас!». В голосе её играют электронные переливы, а еще необходимо перевести телефон в тональный режим на нажать цифру один, если вы – физическое лицо. Два – если вас беспокоит баланс лицевого счета. Три – если вы умеете сворачивать язык в трубочку. Четыре – если вы предпочитаете красное вино белому. Пять – если состоите в моногамном браке более десяти лет. Шесть – во всех остальных случаях.
К искаженному Моцарту или теме из «Эммануэль» все уже более-менее притерпелись, но жизнь не стоит на месте, и каждое утро мы вправе надеяться на что-то новое. Вчера моей подруге очень повезло. Подруга звонила в медицинское учреждение, хотела воспользоваться постпраздничной новогодней акцией и пройти комплексное обследование всего тела и внутри. Учреждение было непростое, не вот там первая городская больница имени Пирогова, где приходишь в любое время суток и сидишь себе мирно в приемнике, отдыхаешь. Крутое это было медицинское учреждение, типа «европейская клиника в Самаре» или «американская клиника в Самаре», или даже «израильская клиника в Самаре» — кто как любит.
И вот подруга звонит. И ей нежно признаются в любви и желают всяческого здоровья, под музыку. Но что-то подругу смущает. И с каждой секундой все сильнее и сильнее. Она просто даже встает и ходит с трубкой по квартире. И смотрит в окно. И считает падающие снега. И не может понять. И понимает вдруг. Мелодия, проигрываемая в трубке, оказывается саундтреком к русской народной песне «Хас-Булат удалой». Чудесная песня, очень её люблю, повествует об адюльтере с трагическим финалом, включающим гибель всех действующих лиц. (На самом деле, эта песня никакая не русская народная, а написана на основе стихотворения Александра Аммосова«Элегия», впервые опубликованного в ноябре 1858 года в журнале «Русский инвалид». Стихотворение создано автором под впечатлением от Кавказской войны, в которой Аммосов принимал участие под командой. И вот тут уже подсуетился русский народ, стихотворение стало песней. В девяностые годы девятнадцатого века устоявшуюся мелодию обработала О. Х. Агренева-Славянская, этот вариант и известен современному меломану. Что характерно, в авторском варианте гибнет только жена Хас-Булата, в народных – и жена, и сам Хас-Булат, а иногда еще и князь.)
Так вот, современная клиника и «голова старика покатилась на луг». Подруга начинает хохотать, не дожидается ответа, и выбирает первую городскую больницу имени Пирогова, где постпраздничных скидок нет, зато в телефоне быстро гудки, а потом ор: «Справочная!»
«Как-то, — говорит, — это надежнее, понимаешь?» И я её понимаю.
Другая подруга служила менеджером по продажам. И вот она готовилась к звонку в какую-то крупную фирму, чтобы огласить свое коммерческое предложение лично генеральному директору, а у фирмы мини-АТС была коммутирована с радио. Подруга настроилась на серьезный и деловой лад, а ей в трубку как грянет: «Ну что ж ты страшная такая, что ж ты страшная?! Ты ненакрашенная страшная и накрашенная!». Разговора с генеральным директором не состоялось.
Коллега как-то названивала в страховую компанию. Хотела выяснить насчет автомобильной страховки. Страховая компания своей музыкальной заставкой выбрала «Прощание славянки».
«Как это можно?», — коллега чуть не плакала. Она и вправду расстроилась. Она была славянкой, и не хотела прощаться. И вообще ничего такого не планировала: вокзал, строй солдат, марш, последнее объятие, смазанный поцелуй, стук колес, серый конверт с официальным извещением. Она насчет автомобиля хотела! А тут такое.
У меня тоже были случаи. Но поскромнее. В конце прошлого года позвонил электронный голос и пригрозил немедленно подать в суд за задолженность в размере одной тысячи восьмисот пятидесяти семи рублей перед неизвестной компанией-провайдером интернет-услуг. Я никогда не слышала о существовании этой компании-провайдера, громко выругалась, и стала решительно набирать ее нелепый номер: разобраться же надо!.. Там мне включили неожиданно послушать Адриано Челентано с его «Итальянцем», это было так мило, так неожиданно и прекрасно, обожаю эту мелодию, какое-то доброе вспоминается детство, белые гэдээровские носочки с каемочкой и молочный коктейль по цене 20 копеек. Я даже возмущаться в трубку передумала. Успокоилась. И как-то неожиданно быстро со всем разобралась.
Или вот: заблокировали мобильный телефон. Ничего особенного, просто исчерпала свой кредит, в этом случае номер отключают плотно, вернуть его к жизни можно только соединившись с Оператором Связи. Звоню, слушаю какую-то музыкальную глупость, потом еще музыкальную глупость, а потом Оператор Связи человеческим голосом меня спрашивает заботливо: «Наталья, вы понимаете, куда позвонили?»
Буквально опешила. Как это они меня быстро раскусили, думаю.
И еще. Чтобы закончить на оптимистичной ноте. Некоторая служба заказа такси ставит своих абонентов в очередь, и балует разными песнями. Точнее, одной – во все времена звучит Елена Ваенга, и по кругу желает, чтоб все были здоровы, и чтоб над нами сияло солнце ярче, чем на Мадагаскаре. Там еще продолжаются слова. Чтоб дети наши нас радовали. Плохо ли?