Свежее письмо минздрава редакции «Новой» по теме фанфуриков начинается так: «Министерство здравоохранения Российской Федерации разделяет вашу обеспокоенность проблемой распространения спиртсодержащих жидкостей» и является хорошим, грамотным рерайтом предыдущего ответа ведомства.
Следующим абзацем минздрав бесстрастно констатирует, что «по данным роспотребнадзора в период с 2012 по 2014 год зарегистрировано 156 201 случай острых отравлений спиртсодержащей проукцией, в том числе 41 961 – с летальным исходом».
Но в 2013 году, сдержанно радуется минздрав, «показатель острых отравлений снизился на 1, 1% в по Российской Федерации в целом и составил 33,6 случаев на 100 тысяч населения».
Шесть десятых случая – прекрасный бюрократический речевой оборот, это так удобно, когда есть шесть десятых случая, а нет реального трупа с выблеванной поджелудочной железой рядом.
Разделяющий беспокойство минздрав предлагает идти уже обозначенным им ранее неблизким путем: «В целях снижения уровня отравлений, связанных с потреблением спиртодержащих лекарственных препаратов в качестве суррогатов алкогольной продукции в настоящее время министерством здравоохранения РФ предполагается регулирование спиртсодержащих лекарств по двум направлениям: 1) установление ограничения отпуска спиртсодержащих лекарственных средств не более двух флаконов в одни руки без рецепта (а иногда и одного флакона достаточно, а руки могут запросто выпить два флакона и вернуться за третьим и четвертым, прим.ред), 2) ограничение объема тары спиртсодержащих средств».
Вот это второе минздравовское направление, по сути, и является хоть чем-то новым и способным изменить ситуацию в лучшую сторону: сейчас 100 мл 75% настойки «Горького перца» можно с легкостью приобрести за 20-25 рублей (20 рублей! дешевле билета на автобус), а если в склянке будет плескаться 10 мл по этой же стоимости, распитие перца сотоварищи станет финансово невыгодным целевой группе. Раз уж почему-то речь вообще не заходит о запрете производства и продажи убивающей россиян продукции, пусть она хотя бы дорого стоит.
Заканчивает минздрав тем, что считает целесообразным внести изменения в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с тем, чтобы разрешить субъектам РФ самим принимать решения о розничной продаже фанфуриков (спиртсодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25%) в регионе и ввести на это дело лицензирование.
Однако ни сроков, ни ответственных исполнителей, ни вообще чего-то конкретного. Считать целесообразным что-то сделать и что-то действительно сделать – совершенно разные вещи, это знают все. Вот Роспотребнадзор, к примеру, однажды решил, что грузинские, молдавские вина и белорусское молоко вредны российскому рабочему и служащему, так мгновенно запретил ввоз соответствующего продукта. Кружева на трусах приравняли чуть не к государственной измене, и немедленно ввели в России и странах Таможенного союза в силу запрет на производство и продажу нижнего белья, изготовленного из синтетических тканей. А если фанфурики существуют, то это кому-нибудь нужно.
Прощаясь, минздрав сообщает, что «в настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предпринимаются необходимые меры по регулированию розничной продажи и предупреждению её нецелевого использования» и (а вот это неожиданно) – приглашает к сотрудничеству редакцию: «Будем рады, если вы сочтете возможным принять участие в данной работе». Разделяет, в общем.
Подписано «директор департамента общественного здоровья и коммуникаций О.О. Салагай»