Сегодня, в день рождения Владимира Путина около нескольких станций метро в Самаре прошли одиночные пикеты с требованием отставки именинника. Корреспондент «Новой газеты в Поволжье» на публичных акциях побывал. Без эксцессов не обошлось.
Правовой парадокс
По информации одного из активистов Владимира Авдонина, изначально предполагалось провести массовый пикет. Протестная группа подала уведомления на проведение подобного мероприятия. Администрация несколько раз предлагала явно глухие места. В связи с этим согласование акции и подача уведомлений на новые места заняли много времени. Последнее из уведомлений было подано 3 октября, в крайний по срокам подачи день. Утвердительный ответ был получен на следующий день.
Самарская оппозиция ликовала. Ведь местная власть одобрила антипутинский пикет, который должен был пройти в день рождения президента. Но радость эта была преждевременна. «Каково же было мое удивление, когда оказалось, что на основании п.2 ч.4 ст.5 54-ФЗ я должен был проинформировать администрацию о принятом решении не позднее, чем за 3 дня до проведения публичного мероприятия – рассказывает Авдонин – Выходит, что крайний срок согласия на перенос был 3 октября. Но я предложение о переносе получил только 4 октября! То есть, я должен был дать согласие на изменение места за день до того, как получил само предложение об изменении места!».
В виду правового парадокса пикет был признан несогласованным. Однако протестная группа решила пойти другим путём – провести серию одиночных пикетов на разных станциях метро. «Так, чтобы никто не смог придраться, дескать, это массовая акция. Расстояние между пикетчиками – как минимум, один километр. Возле активиста листовки никто не раздаёт. Проходу граждан, выходящих со станции метро, мы не мешаем. Всё честно и законно» – делится планами перед началом мероприятия Авдонин. Однако не удалось сегодня пикетчикам избежать эксцессов.
Зловещие черепа и профиль Путина
Возле входа на станцию метро «Московская» расположился Владимир Авдонин с плакатом «Импичмент! Люстрация! Десоветизация!». Сфотографировав его с разных ракурсов, я спустился в метро и направился на станцию «Алабинская». Здесь второй пикетчик – Леонид – ходит с плакатом «Путин! Гаага! Трибунал!». Интересуюсь всё ли у него в порядке. Отвечает, что подходил «метровой» полицейский, документы спрашивал. Ничего страшного в общем, но всё же первый тревожный звоночек прозвучал.
Сфотографировав Леонида, снова спускают под землю, чтобы направиться к третьему пикетчику, который стоит у входа на станцию «Гагаринская». В вагоне получаю уже настоящий тревожный звонок от Авдонина: «Езжай скорей туда! Сашу задержали!». Благо в Самаре одна ветка метро, поэтому добираюсь до места происшествия довольно быстро. Выбегаю из подземки и натыкаюсь на трёх полицейских и двух сотрудников Центра по противодействию экстремизму, окруживших Александра.
Достаю фотоаппарат, чтобы запечатлеть задержание активиста. Один из цепэшников, завидев фотокамеру, «налетает» на меня. Спокойно показываю ему документы журналиста. Однако он не остывает: «Я запрещаю вам фотографировать!». Говорю: «Я журналист. Хочу сфоткать активиста. Вас и ваших коллег я, конечно же, в объектив не возьму». Цэпешник не успокаивается: «А вы знаете, что именно собрались фотографировать?! Это изображение экстремистской направленности. Вот вы опубликуете его у себя в издании, а мы потом вас привлечём!». Резонно замечаю: «Это будут уже мои проблемы, согласитесь». Мою позицию принимает, но фотографировать всё равно запрещает. Чтобы не разжигать конфликт, подчиняюсь.
В это время к нам уже направляются другие активисты. В руках цэпешника вибрирует телефон. Он берёт трубку и начинает объяснять суть проблемы кому-то: «Да вот тут плакат с черепами вокруг профиля президента. Это ведь оскорбление государственного лица!». Действительно, на плакате – профиль Путина, окружённый черепами, а также надпись: «Палачи и чкисты не должны править Россией!».
Найти здесь оскорбление государственного лица достаточно трудно. Вот и человек, с которым разговаривал «мой» цэпешник, видимо, тоже ничего зловещего в содержании этого плаката не заметил. Так как сразу после телефонного разговора цэпешник даёт команду «отбой» и покидает место попрания чести государственного лица, как ни в чём не бывало. Полицейские тоже ставляют активиста.
Обиженный зам начальника
К тому времени как Александр освобождается от прессинга хранителей закона и порядка, подтягиваются Владимир и Леонид. Отходим в сторонку, чтобы обговорить ситуацию. Тут к нам присоединяются три сотрудника полиции. Просят показать плакаты. Активисты отказываются, сославшись на то, что пикет официально закончен.
В разговор вступает мужчина средних лет в штатском, который представляется как зам начальника полиции. Участок свой он не указывает. Фамилию свою не называет. Говорит, что сейчас находится не при исполнении и, дескать, не обязан всем разглашать персональные данные. Зато этот зам начальника нахально требует от активистов плакат развернуть. Они вновь отказываются.
Тогда зам неизвестного начальника полиции отводит Авдонина в сторонку на несколько минут. Как потом признался Владимир, его предупредили, что если ещё раз со стороны активистов к сотруднику полиции будет такое неуважительное отношение, то пикетчиков задержат. В этот раз он, якобы, проявил милосердие и отпускает активистов. После разговора с Авдониным обиженный «полицейский» забирает с собой сослуживцев и отправляется восвояси.
Штиль свободы
День рождения президента самарские активисты завершают установкой небольшого мемориального комплекса в память об убитой в этот день ровно десять лет назад журналистке «Новой газеты» Анны Политковской.
На фонтан, что на улице Ленинградской, они ставят фотографию журналистки, которая стала символом свободы и справедливости в современной России. Возле фотографии ставят свечи, которые никак не удаётся зажечь. Дует сильный ветер. За этим действием с наветренной стороны наблюдают два полицейских. Свечи так и не удаётся зажечь, а фотография сильно трепыхается на ветру.
Мемориальный комплекс памяти Анны Политковской приходится убрать, не успев его установить. Лениво блуждающие по Ленинградской прохожие так и не вспомнят о свободе и справедливости. Думаю, сегодняшний именинник был бы этим доволен. С днём рождения, Вова!