Мы сидим на редакционной кухне и едим торт «Киевский», запивая очень приличным испанским красным. У нас небольшой праздник, редакция поздравляет своих сотрудников, ставших победителями и лауреатами первого губернского конкурса «Блогер года». Из шести финалистов трое — постоянные сотрудники «Новой в Поволжье». Ну и победитель тоже наш.
Рядом со мной на тонете, крашенном белой масляной краской, сидит Наталья Апрелева. Она же Безобразная Эль — победившая в конкурсе с огромным отрывом. Напротив Андрей Кочетков, известный как Ондрюшка. Нина Дюкова (seleste_rusa) придет чуть позже и сразу же расскажет несколько замечатель- ных историй со встречи мэра Азарова со сту- дентами СГАУ. Мы работаем вместе почти два года, притерлись друг к другу, но их возможно- сти в сфере медиа меня до сих пор поражают. Со смехом вспоминаем, как в своем блоге де- партамент информации областного правитель- ства пишет про «свои пять копеек блогеров». Нина Дюкова спросила у Владимира Артякова, будет ли он участвовать в выборах губернато- ра. На следующий день ответ был напечатан во всех газетах, прозвучал со всех экранов. И ни- где никто не упомянул про Нину. Пять копеек блогеров. Спрашиваю Нину, не обидно ли ей. Нина, кажется, даже удивлена. Нет. Мне же самой интересно было. Это, пожалуй, главное преимущество блогеров перед журналиста- ми. Они делают то, что им самим интересно. Андрей, например, собирается прожить сутки в средневековом жилище. Землянке с очагом. Едет в этнографический лагерь в Ульяновскую область. Благодаря Андрею «Новая газета» — единственное в области издание, следящее за событиями в местной археологии. Кому это надо? Как выясняется, тысячам людей. Историческая память приходит ведь не только через патриотические блокбастеры с Безруко- вым. Ночь на земляном полу в средневековом жилище предков — прекрасный повод для репортажа.
А для Наташи Апрелевой даже поход на угол в магазин — это не просто повод для репорта жа, но и несколько образов, которые тысячам читателей запомнятся надолго. Наташа — та самая кухарка, которая должна управлять государством. Я могу вызвать гнев ее много- численных онлайн-поклонников, но в реаль- ности Наталья Апрелева гораздо интересней и оригинальней, чем в своем блоге. В ней есть очарование подростковой хрупкости, то, что в изящном французском можно назвать comme des garcons, а в грубом русском вспомнить, что до старости щенок. При этом Наталья одна из самых взрослых и серьезных женщин, от- ветственная, ну и коня на скаку тоже остановит. Мы болтаем за редакционным столом, и я пытаюсь понять, что же делает этих людей такими привлекательными в их виртуально- сти. Неравнодушие, искренность, внимание к мелким темам — эти люди практически не больны профессиональными журналистскими болезнями. И они выражают мнение. Мнения сегодня практически ушли из печатных СМИ, замененные объективной подачей, мутной аналитикой и публицистикой на грани истерии. Казалось бы, о чем может сообщить нам домохозяйка Апрелева? Или организатор концертов Кочетков? Или домохозяйка Дюкова? Прежде всего, о том, что им небезразлично. Напри- мер, об оральном сексе. Это апрелевщина, как говорят у нас в редакции. Наташа не согласна: а что такого в этой теме необычного? Мы спорим, но на стороне Апрелевой vox populi. Что объединяет этих авторов, кроме блогосферы — единого пространства приложения интеллектуального и творческого ресурса. Можно ли, глядя на них, составить некий обобщенный портрет нашего успешного блогера? Итак, в «энтронетах» прежде всего интересна личность. Наташа и Нина хрупкие и не самые яркие женщины. С детьми, которые почти уже выросли. С огромным грузом повседневных забот. Казалось бы, что может быть неинтересней? Только космос для Нины, только общение для Наташи. Блоги дают людям возможность стать немного больше.
Это дополнительная личность, которая связана с нашим миром, но не до конца, и наше празднование — это немного безумное чаепитие. Люди празднуют победу, но не свою, а своих электронных альтерэго. Сказочная картина. Демоны на отдыхе, если пользоваться образами Пелевина. Ну или столпы гражданской журналистики, если добавить пафоса. Впрочем, пафос этим людям чужд. Я подшучи- ваю над Наташей насчет того, что за нее про- голосовал столичный гламур. Ей тыкали этим гламуром весь период голосования. Наташа неожиданно с улыбкой? но вполне серьезно заявляет: никогда больше не пойду ни на какие церемонии. Никогда! — Почему? Тебя же по- здравляют дарят подарки и цветы. Ведь дарят? — Ага, цветы подарила девушка с которой вме- сте я на церемонию пришла… Что ж, выход в оффлайн частенько снижает наш уровень при- влекательности, да и обходительности. Грязная конкуренция царит даже здесь, но победителей не судят. Мы пьем вино и вспоминаем о тех временах, когда не было социальных сетей, ЖЖ и сотовых телефонов. Нина восхищенно рассказывает, как собирались после занятий студенты, даже не имея домашних телефонов. Все помнят, что так оно и было. Но никто не помнит, как так у нас получалось. Будущее уже здесь, просто в настоящем оно распределено неравномерно. На редакционной кухне будущего много.
Здесь собрались лидеры общественного мнения, люди, имеющие вес. И пусть те, на кого он имеют влияние, находятся где угодно, это влияние существует. Знаменитая фраза Маклюэна про medium is the message за последнее время превратилась в трюизм, но актуальности сказанного это не меняет. И если сегодня самым популярным блогером становится неравнодушная домо- хозяйка, готовая управлять государством, то есть в этом некий глубокий смысл. Хотя сама Апрелева это отрицает. Но, по нашему мне- нию, люди, пишущие в блог не ради попадания в члены правительства виртов, не ради бабок, не ради… А ради чего? Я спрашиваю об этом у Андрея Кочеткова, который в ЖЖ вот уже шесть лет. Андрей не знает, зачем ему это нуж но. То есть знает, но на конкретных примерах. Я, когда еду в путешествие, не знаю многого о тех местах, которые описываю, и уже потом, возвращаясь и сочиняя пост, узнаю так много, что открываю для себя эти места заново. Как будто я и не там был. Нездешность происходя- щего. Девочка, подарившая цветы Апрелевой и ехавшая с ней в маршрутке при церемонии, при появлении в маршрутке двух пьяных лыжников только и могла сказать Наташе: я как будто в блоге у тебя! Убежать в другую реальность.
Да, блогеры помогают в этом, они большие мастера по созданию миров, и в этом отношении Наташа, Нина и Андрей мало отличаются от Голливуда или ОРТ. Ну только что ресурс поменьше, бюджеты поскромней. Зато миры их гораздо ближе нам и понятней. Соприкасаются друг с другом и с нашими. Например, встреча Азарова со студентами СГАУ. Оказывается, мэр плохо ходил на лекции. Кто бы мог подумать, такой примерный на вид. Но, согласитесь, этот маленький штрих делает его чуть ближе и понятней. Спасибо, Нина! Слава блогу!
чудесная Наташа!
Вот просто супер! Человек хочет пожить в средневековых условиях. Я бы не смог. Покончил бы жизнь самоубийством часа через два, максимум — три. Сетевая наркомания. Тут на две минуты интернет пропал — уже стресс.
А чего Апрелеву назвали домохозяйкой, она разве не рабочая и служащая? домохозяйка по определению ведет дом, и другими делами занимается в виде хобби, апрелева же пишет в куче изданий, бумажных и электронных, это не работа?
Наташа Апрелева — внештатница. Официально она ни в одном из этих изданий не трудоустроена, нигде не лежит её трудовая книжка (если она у неё есть). Мужчина в той же ситуации называется "неработающим", а женщина — домохозяйкой. Так что Илья нигде не погрешил против истины.
Очевидно, все-таки договор авторский она подписывала? Или у вас в Самаре предпочитают до сих маловразумительные устные договоренности? Журналистке Я. следовало бы ознакомиться с КЗоТ, чтобы хоть сколько-нибудь быть в теме. Авторский договор, с которого выплачиваются отчисления в социальные фонды, автоматически переводит его подписанта в разряд служащих.
Наташа и Нина хрупкие и не самые яркие женщины. -неосмотрительно как то так сказано. Очень яркие. но не в плане макияжа, вы же понимаете. Теперь насчет цветов-проясним все)) Это была одна роза, темно-красная, как венозная кровь. Символ моей благодарности Наташе, за наше чудное общение. Наконец мне предоставился повод отблагодарить ее-потому что она пока радует меня больше, чем я ее) На встречи блогеров точно больше с ней не пойдем))) Не скажу почему. И не называйте так упорно Наташу кухаркой, она писатель, писатель. Нина тоже чудная, красивая женщина!
Я могу объяснить популярность блога Натальи Апрелевой — он интересный. Каждый день пополняется, ни одной скучной заметки. Люди читают интересное. Это так просто!
Удивлена тоном статьи — откуда этакая снисходительность? Я, женщина, проживающая далеко и от Самары, и от России, в частности, посещаю конкретно этот сайт и другие ваши городские только из-за Натальиных статей. Они преркасны = каждая равно маленькой сказке, виртуозное исполнение. Хороши же у вас кухарки, мосье редактор!
Губернский конкурс? Что это значит? Областной, телеканала губерния? Сообщество самара ру читаю, конкурс проводила насколько знаю телекомпания Терра и ваши журналисты выиграли в ее номинациях и получили ее призы
жаль, что текст, очевидно задуманный как похвала, вышел не снисходительным даже, а каким-то топорно неотёсанным. на месте автора я не стала бы смотреть сверху на людей, обращающихся со словами настолько изящнее, что никогда не позволили бы себе таких досадных проколов.
Ну зря Вы так. На самом деле Илья их любит и уважает. Он просто очень сдержан.
это как раз печальнее всего ) говорю же, то, что текст задумывался как похвала — очевидно, но как же он беспомощен интонационно. планировалась нежность, а вышла — бестактность, наверняка задевшая обеих женщин-авторов.
Условности — самое большое зло на свете. Они мешают нам жить…
Абсолютно правильно сказано — неизвестно почему, чем привлекателен жж безобразной эль, но он привлекателен. Иллюзией сопричастности к личной жизни? Не знаю, но читаю регулярно. И мне все равно, как и кто ее назвал — что обидного в слове домохозяйка, что тут все подхватились?! Нормальное слово.
наташа пишет лучше))). и я бы не назвал нину неяркой женщиной. ты блеск в глазах ее видел? черт, да ее взгляд любого мужика с ума свести может! а ты пишешь — "не самая яркая"… с наташей не виделся, не могу судить. но в целом — очень добрый текст. подрихтовать бы некоторые моменты, чуть теплее стилистику — и будет очень хорошо.