25 февраля. Самара. Гостиница «Азимут». Второй Гражданский форум. В зале полсотни человек. Может, чуть больше.
В основном мужчины среднего возраста и старше. Люди, представляющие очень широкий спектр политических взглядов и убеждений. Люди, составляющие, по их собственному убеждению, гражданское общество. Цель форума — обсуждение ситуации, сложившейся в стране и губернии. Выступает адвокат Соколов — один из инициаторов форума. Сетует, что не пришел на форум единоросс Хинштейн, с которым он хотел бы поспорить. Соглашается с мнением Хинштейна о том, что проблема оппозиции в неумении выдвигать и лоббировать конкретные требования. И уже через минуту с пафосом произносит: «Мы требуем от правительства выполнения наших требований!»
Дополнением к этому выступлению стала речь Андрея Асташкина, который говорил о тактике протестантов. Казалось, что, произнося слово «флешмоб», он с трудом скрывает неодобрение. Слова про митинги и шествия тоже звучали без особого энтузиазма.
И следущий день — день «честной Масленицы» подтвердил, что скепсис Асташкина вполне обоснован.
Если бы не мистически-комическая история с чучелом «жулика и вора», это гражданское мероприятие можно было бы назвать неудачным. Флешмоб, который должен был стать апофеозом первой части праздника, был крайне слабо придуман. Демонстрация белых листков «белому дому» выглядела не очень понятно. Придуманное мероприятие не то чтобы провалилось, но, скажем так, своей символической задачи не выполнило. Зато с лихвой отработал свой протестный потенциал другой символ масленичной фронды — чучело «жулика и вора». Хотя, как могло бы показаться, шансов у него было немного.
И дело даже не в том, что согласованное для проведения праздника место было очень странным. Рамки, торчащие посреди белого газона, люди, стоящие на лестницах, и сам митинг у подножия заснеженного склона, где флагов партии было едва ли не больше, чем людей… Ощущение надуманности и вымученности происходящего только усилилось, когда у рамок началась толкотня с полицией, не желающей пропускать на митинг чучело. В Прощеное воскресенье скажем Путину: прощай! Конечно, сжечь под таким слоганом чучело «жулика и вора» — это очень символично. И этим символизмом прониклись обе стороны. Семантический смысл происходящего не исчерпывался тем, что полиция упорно защищала от сожжения чучело «жулика и вора», хотя вроде бы «вор должен сидеть в тюрьме». Несмотря на совершенно безвредное и ненасильственное толкание, которое и дракой не назовешь, чучело вызвало первое силовое противостояние между полицией (представителями властей) и манифестантами (гражданским обществом).
Набрались храбрости. Всплеск гражданской активности, такой приятно неожиданный и масштабный, уже стал достоянием истории. Недавней, но уже истории. Месяцы, прошедшие после парламентских выборов, были очень насыщенными, переполненными гражданской и политической активностью. Оценивать события, происходящие у тебя на глазах, события, в которых участвуешь, — занятие неблагодарное. Общество изменилось? Несомненно. Но насколько серьезны эти изменения? Оппозиция, начавшая за здравие, продолжает в столице за здравие, но существенного развития дейсвтия «белых» не получают. Массовые мероприятия власть проводит не менее массово. Дискуссия о том, что мы пришли сами, а они пригнаны насильно, выглядит очень малопродуктивной и навязанной. Конструктивной программы оппозиция пока не предложила. Более того, период между выборами был очень богат на скандалы и свары, которые отнюдь не прибавили манифестантам популярности. Отпуск в Мексике и оппозиционеры, оплаченные оптом Кремлем, стали, скажем, слишком ожидаемыми сенсациями и никого особо от протестного движения не отвратили. И разница между нашими сегодняшними героями и Махатмой Ганди или Мартином Лютером Кингом, в общем-то, всем была известна изначально. Но, право слово, мы все граждане, и довольно циничным выглядит эта изначальная демонстрация того, что некоторые животные более равны между собой. Скромность украшает всех, но особенно борцов с коррупцией и мздоимством.
Главные вопросы. Лозунги про «долой!» в этот раз надоели быстро. Более того, во многих конкретных случаях почти сразу стало ясно, что громче всех кричат «долой!» те, кто уже рядом с кормушкой и хочет протиснуться еще ближе, а для этого надо оттеснить пару-тройку… коррупционеров, варягов, путиноидов — нужное подчеркнуть. С печалью и разочарованием можно констатировать, что процессы, идущие на уровне национальном, полностью дублируются и в нашем краю. Очень много людей, которые точно и хорошо знают, в чем виноват Путин. Разоблачения идут чередой. Однако никто не может уверенно и ответственно сказать: вот человек, который может занять его место! Увы, первоначальные восторги, которые вызывала личная харизма арестанта Навального, сейчас поутихли. В списке кандидатов на ближайших выборах мы не видим даже компромиссных фигур. Нельзя же всерьез считать, что рукотворный олигарх Прохоров — это будущее нашей страны. Пусть даже он хороший парень. Это, как известно, не профессия. А профессионализм в этом списке претендентов очень однобокий. Фраза, громкая, звенящая и абсолютно пустая, — вот царица президентской кампании. Казалось бы, на этом фоне конкретными предложениями, затрагивающими самые важные проблемы и может (должна!) выделиться оппозиция. Не для того, чтобы победить сейчас, но для того, чтобы начать свой путь во власть. Сформировать свою повестку и добиваться поэтапно, пункт за пунктом, ее реализации. Вряд ли замена ставленника «неместной» ФПГ на ставленника «очень местной» ФПГ что-то улучшит в нашей повседневной жизни. Это касается и страны, и края. Да, можно объяснить обывателю, взывая к его патриотизму, что губернатор от «Волгопромгаза» или «Новатека» лучше, чем губернатор от «Ростеха». Но будет ли эта разница реальной? Чьи интересы защитит ставленник корпорации (неважно, как она называется)?
Расширение социальной базы. На втором Гражданском форуме в Самаре много говорили о том, что Путин, Артяков, Чуров, едросы должны уйти. И они уйдут. Когда придет кто-то, действительно способный занять их место. Кто-то другой. Как это ни парадоксально, но Путин сегодня в наибольшей степени устраивает не столько своих сторонников, от которых потихоньку откажется, сколько оппозицию. Это очень удобный противник. Борьба с ним — последовательная и жесткая — позволит нашей оппозиции перейти от массовых, но разовых акций к реальной политической работе. Очень скучной, долгой и некрасивой. Если, конечно, оппозиция этого действительно хочет. Само партийное строительство сегодня вызывает серьезную критику. Традиционная партийная система выглядит архаичной и неэффективной. Но это реальный путь к изменениям в стране. Конструктивным и целенаправленным. Многие это понимают. Но вот казус: Удальцова, консультирующегося с Володиным, моментально заклеймили предателем его же вчерашние союзники. И в самом деле, личность Володина иначе как одиозной не назовешь. Значит ли это, что «Левый фронт» пошел на самоубийственный компромисс? Или же, напротив, мы стоим на старте новой политической реальности? Ответ на этот вопрос зависит от нас. Чем больше будет «нас», тем быстрее начнут реализовываться позитивные изменения. Когда на Гражданский форум придут не только представители националистов, но и разных национальностей. А среди приглашенных будут не только миллиардер-сенатор, но и представители обманутых дольщиков.
В нашей стране очень много граждан.
И многие из них действительно поддерживают Путина. Многие искренне верят Зюганову. Многим нравится молодость Прохорова. У нас есть выбор, даже когда нам кажется, что выбора нет. И то, что стало реальностью сегодня, еще полгода назад казалось фантастикой, далеким будущим. Эти завоевания нельзя упустить. Но чтобы удержать их, нужны не сотни, а тысячи и миллионы рук. Это долгая история, которая только начинается 4 марта.