Зачем нам бренд?

Так зачем нам бренд? Да и слово какое-то непонятное. Давайте-ка по-русски. Уникальный привлекательный образ. Самара вообще земля непростая. Идентичность здесь… Начнем с того, что местные жители, аборигены, здесь практически всегда отсутствовали. Увы. Коренных самарцев, родившихся и выросших в этих краях, во втором или третьем поколении, дай Бог, процентов пять, все остальное — люди пришлые. Самые разные люди приходили сюда. И Степан Разин — донской казак, и Максим Горький — великий пролетарский писатель, и Дмитрий Шостакович — эвакуированный композитор, и губернатор Артяков — государственный управленец. Даже Алабин был отнюдь не самарцем. И всем самарцы открывали ворота, сдавали город без боя. Так зачем нам делать бренд, придумывать себе какую-то идентичность, если нет никакого самарского духа, настоящего местного специалитета. А есть вот этот разрыв между старым полуевропейским городом на задворках и огромным, выросшим в степи, на пустырях Куйбышевом. Разрыв между разными поколениями приезжих. И есть чувство неустроенности. Когда ради сомнительного будущего и бесчестного настоящего мы убиваем достойное прошлое. Когда мы не знаем, зачем мы здесь. И почему эта земля — наша. И что это значит? Можно грабить безнаказанно? Но зачем грабить себя? Строить что-то новое? Но как? Как понять, что нас всех объединяет на этой земле кроме судьбы и обстоятельств? Быть может, попробуем все-таки сделать бренд.

Самарский край теряет свою привлекательность. Сравнения с Казанью и Татарстаном зачастую не в нашу пользу. Успехи в спорте, Универсиада и такое удачное совпадение с тысячелетием. Не говоря уже о том, что в Казани IKEA открылась давным давно и мы туда ездим. Из Самары в казанский магазин!?

Сегодня маркетинг и брендинг являются основными инструментами продвижения. Всего. Олимпийские игры, детские подгузники, автомобили, города. И неизвестно еще, где больше вкладывается усилий. Но это работает. Нашему региону сегодня остро необходим современный территориальный бренд. Не очередные разговоры об имидже и прекрасном прошлом.

Не абстрактные рассуждения о стратегии 2025 года, а нормальный, качественный продукт. Бренд нашей области с четко сформулированными преимуществами, с богатой бренд-легендой и, самое главное, хорошей перспективой развития.

Что это даст? Использование технологий брендинга способствует:

  • — развитию инвестиционной привлекательности;
  • — росту репутационного капитала региона;
  • — культивированию чувства гордости за свой регион;
  • — улучшению социального самочувствия жителей.

Разработка стратегии и программы комплексного продвижения бренда позволяет оптимизировать бюджетные и внебюджетные расходы на информационные, социо-культурные, спортивные и другие проекты, которые в любом случае реализуются в городах и регионе.

Нужно ли нам это сегодня? Да. Жизненно необходимо, если мы, конечно, хотим стать частью большого мира. Конечно, можно возразить: куда нам лезть против Венеции, логотип которой разрабатывал великий Филипп Старк, или Нью-Йорка. У нас, мол, дым пожиже, труба пониже. Но ведь есть примеры поближе. Пермь. Которая благодаря мощной культурной программе заявила о себе на мировом уровне. Та же Казань. Ульяновск. Неужели нашей гордости и амбиций не хватит даже на то, чтобы конкурировать с соседями? Неужели нам нечем гордиться? Впрочем, банальным перечислением: жигулевское пиво-шоколад-Жигули-ВАЗ-запасная столица — здесь не отделаешься.

Сегодня при комплексном подходе результаты реализации таких проектов не являются разрозненными, а целенаправленно синтезируются в усиление бренда, развитие положительного образа региона и его руководителей в восприятии целевых аудиторий: органов федеральной власти, российских и зарубежных инвесторов, ассоциаций бизнеса, институтов гражданского общества, СМИ.

Без применения современных инструментов и технологий, позволяющих создать сильный бренд региона, уже невозможно представить конкурентную борьбу за внешние и внутренние инвестиции, экономические рейтинги, туристические потоки.

Результатом работ является комплексная кампания по усилению региональной идентичности и продвижению бренда, которая включает в себя:

  • пакет слоганов, основанных на ценностной платформе;
  • тезисы ключевых сообщений;
  • оптимальные каналы их трансляции;
  • перечень лидеров общественного мнения для участия в рекламной кампании;
  • комплекс информационных поводов и мероприятий;
  • дизайн широкого ассортимента рекламной полиграфической продукции.

Речь идет о создании бренд-бука региона. Можно ли сегодня использовать такую терминологию, говоря не о корпорации, а о регионе? Тем более, что у нас есть герб, другие символы. Опыт подтверждает, что это единственный путь развития. Путь высокоэффективный и не имеющий реальных альтернатив. Чем быстрее мы ступим на него и чем решительней будут наши шаги, тем выше шанс на качественное развитие.

В бренде соединяется всеобщее — наша причастность к мировым ценностям, и локальное — уникальные черты именно нашего края. Бренд опирается на реальные ценности и только тогда эффективен. Бренд одновременно обращен и к гостям, и к хозяевам. Его огромная роль — это воспитание местного патриотизма. Гордости за собственный край, за свою малую Родину. При этом хороший бренд — это универсальное сообщение, понятное во всем мире.

Согласитесь, что сегодня ничего подобного у нашего региона нет. И если не появится завтра, то… ничего не произойдет. Мы будем прозябать и жаловаться на собственную провинциальность. Или сумеем правильно расставить знаки препинания в заголовке?

В открытом конкурсе на разработку логотипа Венеции победил великий французский дизайнер Филипп Старк.

Стоимость бренда компании Coca Cola в двадцать пять раз превышает годовой бюджет Самарской области.

Брутальный знак Перми разрабатывал матершинник и знаменитый дизайнер Артемий Лебедев.

Несмотря на внешнюю простоту, новый бренд Мельбурна легко трансформируется и может быть использован в любых типах коммуникаций и разных стилях исполнения.

Логотип Татарстана, представленный в прошлом году, был жестоко раскритикован за слабую концепцию и недоработки дизайнеров.

Знаменитое «Я люблю Нью-Йорк» было разработано в 1973 Мильтоном Глейзером и является рекламным логотипом вовсе не великого города, а всего штата Нью-Йорк!

Инструменты территориального брендинга и маркетинга территорий

  • Проведение фестивалей, конкурсов, выставок, конференций и т.п.
  • Празднование юбилеев исторических и культурных событий
  • Возрождение местных традиций и обычаев
  • Разработка новых туристических маршрутов
  • Актуализация региональных брендов
  • Создание новых территориальных маркеров (символов)
  • Разработка символов территорий (в том числе гербов, гимнов и пр.)
  • Создание памятников и архитектурных комплексов
  • Создание кинофильмов, театральных постановок, выпуск литературы
  • Персонификация территории через знаковую фигуру – политика, писателя

6 thoughts on “Зачем нам бренд?”

    • ага, предложи вам лого как у барсы или бостона..или как у лос-анджелеса, ха-ха.. воя не оберешься. третий вариант из предложенных для СО нормальный был.

      Ответить
  1. Привлекательность края напрямую связана с культурой. Сегодня в Самаре преобладает не культура, а экономически востребованная низкопробная «культурка», происходит замена культурного фундамента общества на западный «культ материального достатка», абсолютно противоположный российским традиционным ценностям. Во многом это завичит от политики первого лица Губернии. Есть интерес к сохранению наследия, все в порядке, нет, имеем то что имеем. Кадровая политика, в общегосударственных интересах, должна быть всегда первична. а у нас вторична.

    Ответить
  2. Очень хороший материал. Второй раз перечитываю. Но обидно, что хорошие материалы остаются без отклика.

    Ответить
  3. Я не могу согласиться с тобой вот в чём: ты в этом материале смешиваешь понятия "бренд" и "логотип". Или, по крайней мере, чётко их не разделяешь. А ведь первое — намного шире. Много ещё деталей. с которыми хочется поспорить — например,я не вижу необходимости разрабатывать новые гербы и гимны. Как мы знаем, из этой затеи всегда получается какая-то фигня (см. любой конкурс на гимн, например, недавний, тольяттинский). В общем, процесс, который ты описываешь, как мне кажется, намного сложнее в действительности, чем в твоём описании. И его можно только стимулировать, но нельзя сделать полностью рукотворным и им управлять. Всё-таки, каждый регион получает свой неповторимый облик стихийно. А наше дело — только увидеть, как обстоит с этим дело и зафиксировать.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.