Идти на три буквы
Самый большой и самый видимый успех — это проникновение городской администрации в сеть Internet. У всех чиновников аккаунты в Твиттере, а сам мэр в день не меньше пятидесяти раз чирикает. Даже шутка появилась: похвали администрацию и получи ретвит от Азарова. Другие чиновники, правда, не столь решительны, и общение в Твиттере сводится к реакции на сигналы граждан. При этом скорость реакции изменилась мало. Как и в советские времена, когда написанная руками и ручкой жалоба относилась в приемную ЖЭКа, собеса, администрации или райкома. Ничего не напоминает? Опираясь на личный опыт граждан — ровно неделя проходит от момента оповещения мэра и главы района о проблемах с крышей до реакции УК. И хорошо, что весна холодная и затяжная — с горем пополам, но УК успела почистить крышу. Но зачем же тогда Твиттер? Чтобы быстрее и эффективнее ликвидировать мелкие огрехи, лежащие на виду. Устроить в Сети онлайн-разнос нерадивым УК за контейнеры или муниципальным подразделениям за невычищенную улицу. Показать всем неравнодушным, кто работает до глубокой ночи с документами. Несомненно, Интернет, особенно Твиттер, стал для Дмитрия Азарова идеальным средством самопиара. Помогло ли это городу и жителям? Вопрос открытый.
Объективные результаты
Конечно, набережная. Безумно дорогая, безвкусная и прекрасная. Потому как вид на Волгу испортить невозможно. Если только господин Дьяченко вдруг не захочет поставить еще несколько пристаней, например, напротив пляжа. Интересно, как возразит ему Азаров? Особенно если учесть, что Твиттером Дьяченко не пользуется. Но это лирика. А практика такова, что вторая очередь набережной, сделанная без проекта, по размытой формулировке «реконструкция», вызывает серьезное сомнение в целесообразности и эффективности заемных средств, ну и эстетические достоинства не очевидны. На набережную, напомним, Азаров взял денег у области, и поговаривают, что результатом в правительстве не очень довольны. Поэтому, прежде чем изуродовать старую набережную, все-таки решили приличия соблюсти и проект разработать. Прогресс налицо. Никогда в истории Самары такой большой и серьезный проект, как набережная, не делался без проекта и конкурса, хозспособом. Кстати, какие гарантийные сроки на эту стройку? И почему так спешно уволился директор профильного МУПа «Самарские набережные»?
Еще одно завоевание — это начало массового ремонта дорог. Во-первых, ремонт оказался не таким массовым. Да, за эти полтора года успели проложить хороший асфальт по Самарской от Ульяновской до Пионерской. Почему до Пионерской, а не до Полевой — это, согласитесь, было бы разумней. А там на углу Пионерской офис «Волгопромгаза», но это просто совпадение. Отремонтированная за очень серьезные деньги пришла в негодность за первые две недели весны. Покрытие просто унесли вешние воды. Дмитрию Азарову пришлось даже выступить с речью про гарантиный ремонт. А год назад про эти улицы говорилось гораздо бодрей.
Правила землепользования
К счастью, Дмитрий Игоревич не несет персональной ответственности за все эти безобразия и невыполненные обещания и продолжает раздавать новые. Правда, про дороги в этом году поутихли. И про площади положенного асфальта не рапортуют, просто уродуют полотно ямочным ремонтом. Но город не стоит на месте и продолжает развиваться. Например, компания «Трансгруз» строит тридцатиэтажное здание в центре города, несмотря на многочисленные заявления Азарова о том, что администрация остановит стройку. Полным ходом идет точечная застройка в Cамарском районе. Генплан, который Азаров много раз грозился отменить, видимо, все-таки будет принят. Продолжается и постепенное уничтожение зеленых насаждений, конечно, исключительно ради спортивных и богоугодных заведений, а не просто так. Самара давно уже не зеленый город. И не современный.
А город населением в миллион человек живет по Правилам застройки и землепользования, принятыми наспех и одиннадцать лет назад. Более свежие ПЗЗ отменил один ловкий гражданин. Частное лицо через суд. Почти год не было в Самаре главного архитектора, и, конечно, назначение Виталия Стадникова — это действительно достижение. Триумф воли и здравого смысла. Но вот статуса и полномочий у главного архитектора нет. Забрали раньше, а вернуть забыли. Да и городу Стадников во многом нужен для того, чтобы принять участие в освоении стрелки под стадион и прилегающую инфраструктуру. И Стадников делает проекты музея деревянного зодчества, в то время как на улицах города продолжается разрушение вполне реальных памятников архитектуры. Конечно, никто не может обвинить Дмитрия Азарова в том, что уничтожен второй этаж дома по Льва Толстого (это произошло буквально вчера), никто не скажет, что мэр виноват в проигрыше подавляющего большинства судов и нежелании спасти Коммерческий клуб на Куйбышева. Никто лично не отвечает за то, что в центре города в парке со столетней историей соит изуродованный остов бассейна «Чайка». Не надо начинать немедленный ремонт, но можно хотя бы принять решения. О спасении конкретных объектов, их так и нет, и спасение ведется по принципу «идем-туда-где-уже-рухнуло». Зато принята программа по сохранению памятников. Первая в истории города. Где критерием эффективности является не количество спасенных памятников, а объем освоения средств и невнятные процентные показатели. Программ вообще принято очень много, и все они очень разумны. Внешне. Но практическая ситуация противоречит программам. И вот это уже вопрос к администрации Азарова. А к самому Дмитрию Игоревичу возникает вопрос: почему так получается, что большинство подобных документов подписывает не он лично, а его заместители.
Секс и стрельба
Противоречие говоримого и происходящего при Дмитрии Игоревиче дошло до небывалых масштабов. Чего стоят одни только истории с приключениями городских чиновников и депутатов в злачных местах. Кудряшов, «случайно» зашедший в Sexon и сцепившийся там с уголовным авторитетов, вице-спикер Дормидонтов, получивший пулю в ногу из травматика за то, что бросился защищать своего господина Милеева — депутата Губернской думы. Так вот, этого ничего вроде бы и не было. Никому и в голову не придет устроить подробное расследование этих событий, хотя в любой цивилизованной стране мэр и выступил бы с инициативой подобного расследования немедленно. Просто чтобы не бросать тень на себя и свою администрацию. Лучше похвали ее, и получишь ретвит от Азарова!
При Тархове такого не было?
Похвали, например, за решение проблемы детских садов. За прошлый год, по словам Азарова, создано 2000 новых мест для дошколят. Из них половина обычным уплотнением уже существующих ДОУ, а большинство остальных — путем открытия дополнительных мест в школах. То есть не прямо, конечно, но проблема количества решается за счет качества услуги, предлагаемой маленьким детям. Новых полноценных мест в городе Самара за эти полтора года не создано и пятисот. При очереди свыше 15 тысяч. Конечно, за год детских садов не настроишь, но и в программе, принятой городской администрацией и тоже не подписанной лично Азаровым, не заложено строительство достаточного количества мест. Это значит, что проблема не будет решена в сроки, обозначенные премьер-президентом. Будут ли оргвыводы? Вряд ли, все такие. Это, конечно, не весело, но такова реальность. А еще за эти полтора года передан в аренду «Самараводоканал». При этом за сумму в пять раз меньшую, чем сдали в аренду аналогичное хозяйство в Перми. Продолжается систематическое уничтожение экстренной службы «Скорой помощи», где нехватка специалистов достигает 70%, но и это не чисто самарская беда. Грустно другое. Исполняется печальная поговорка про то, что каждая новая власть хуже предыдущей. И если осенью у кого-то еще были в этом сомнения, то теперь их смыло вместе с асфальтом на проспекте Масленникова.