О людях и слонах

? Во все века для человека неизменным остается чувство собственного достоинства и справедливости. С совестью еще можно как-то договориться, а вот эти неизменные атрибуты человеческого сознания покоя ему не дают.

Это я о раскопках на Заячьем острове, что в Петербурге. Этот остров – прообраз того, чем потом для России стал ГУЛАГ.

С Петропавловской крепости когда-то началась история Петербурга, и она никуда из этой истории не может деться. Здесь когда-то содержались министры Временного правительства, а потом их посадили на баржу, да и затопили ее вместе с людьми в заливе. А кого не утопили, расстреляли. Стреляли тогда везде, всюду. Могли застрелить прямо в больнице, как двух членов того же правительства, могли – просто на улице, не понравился, например. Или могли в заложники взять и поставить потом под пулеметы. Все время что-то находят – то Ржевский полигон, то Бутово, а потом все это перекидывается на Соловки, а потом опять возвращается в Петербург.

Оно теперь всегда возвращается в Петербург. Для памяти, наверное. Надо бы что-то делать с нашей памятью.

В 2009 году, в зимнюю пору, рядом с Головкиным бастионом, что все в той же Петропавловской крепости, было обнаружено массовое захоронение. Раскопки еще не закончены – обследовано 300 квадратных метров из 3000. За два года удалось обнаружить останки 112 человек. Их расстреляли, побросали в ямы для угля и прикрыли землей. Людей расстреливали тут с 1918 по 1920 год – все стреляли и стреляли. Потом их назовут жертвами красного террора.

Правда, некоторые говорят о том, что был и белый террор.

Да, был и белый. Вот только белые расстреливали все больше по постановлению суда или на фронте. А тут – что ни расстрел, то тайны да загадки. Хотя, некоторые «расстрельные документы» все же имеются. Обнаружены списки жертв. Упоминается в них 800 человек – матросы, не принявшие революцию, кадеты, юнкера, адмиралы, великие князья, женщины, дети. Раньше на этом месте парковку для автомашин хотели делать, да вот вовремя обнаружили, что ходим по костям. Хорошо, что руководство музейного комплекса пошло навстречу.

Но все раскопки, исследования и поиски велись и ведутся историками, что называется, «на общественных началах». Выделялись деньги – 300 тысяч рублей. Этих денег хватило на то, чтобы разобрать кости по коробкам да разобраться с вещами и одеждой. Никаких экспертиз (генетических в том числе) не было. Дорого. Всё на студентах и энтузиастах. Уголовное дело сначала открыли, а потом быстро закрыли, так что, кроме общественных деятелей, интереса к этому вопросу больше никто не проявлял. Образован даже комитет по увековечиванию памяти этих людей, но и он существует на общественных началах. Удалось опознать только одного человека – это герой обороны Порт-Артура, генерал-майор флота Рыков, но сделано это на деньги родственников.

Неудобная это штука – память. Теребит, а тут праздника хочется. То выборы, то праздники, то фейерверки – то спит, то пляшет Россия. И Петропавловская крепость всегда в центре всех этих торжеств. История эта в прессе освещалась, но скромно – мало ли у нас безымянных могил. А вот уголовное дело надо бы снова открыть, чтобы основание было для продолжения работы экспертов. Хотя… Нужна ли такая работа? Наверное, да, не животные же мы. Впрочем, слоны своих сородичей всегда хоронят.

Нам такое пока и не снилось.

Но слоны лишены главного на сегодня человеческого качества – лукавства.

А взамен они с избытком награждены памятью.

Память для слонов – главное условие выживания вида.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.