DEADсад для зомби

Занимаясь темой детских садов, недавно попал на сайт sadikdoma.ru – пятая ссылка в поисковике nigma.ru и очень подробная информация по семейным воспитательным группам. Довольно быстро выяснил, что сайт этот создала самарская мама Дарья Орлова — та самая женщина, благодаря которой городские власти спасают теперь от разрушения хрущевку на Юбилейной, заведующие детскими садами начинают интересоваться постановлениями горадминистрации по семейным воспитательным группам, а мамы и бабушки открывают эти самые группы в собственных квартирах.

О, ДАШКА!

Встретились мы с Дашей у нее во дворе, на детской площадке рядом с забором банка «Солидарность», отделение которого располагается в бывшем детском саду. Забор даже остался с тех времен, когда в этом здании хранились детки, а не деньги. Маленькая Катя (Дашина дочь) играла, мы ходили за ней по пятам и разговаривали ни много ни мало о судьбах дошкольного образования в России. И о судьбах детей, которых мы, родители, в систему этого образования старательно внедряем.

— Про семейные воспитательные группы администрация сообщила всего один раз в прошлом году, — говорит Даша, постукивая детским совочком по дереву, чтобы сбить прилипшую землю. — Фактически сейчас о такой возможности даже не все сотрудники детсадов знают. Так что мама, которая хочет открыть у себя в квартире такую группу, быстро передумает, если наткнется не на заведующую, а на какую-нибудь ее помощницу.

— А как же заверения работников департамента о том, что заведующие всех обзванивают? — спрашиваю я, забирая совочек и парой движений очищая его.

— Они действительно дали такое указание, — отвечает Дарья. — Но… мы в шести садиках стоим — никто ни разу не позвонил… Беда в том, что большинство заведующих не считает, что очереди — это их проблема. Они приняли к себе какое-то количество детей — и все. Зачем им еще семейные группы?

Сама Дарья открыть у себя такую группу не может: ее дом еще недавно был аварийноопасным. Она отдавала дочь в детский сад — в частный, пути в муниципальный у нее нет: ребенок один, льгот никаких. Хотела посмотреть — получится ли, стоит ли…

— Я провела два дня в садике, — рассказывает она. — Один начинает реветь: «мама, мама», другой подхватывает, остальные включаются — и весь день так. Кате было два года, там маленькие детки были. Я думаю, там всегда так. Пока они все адаптируются — наверное, год нужен. Поэтому садик — это жестоко по отношению к ребенку. Я сама так не думала, пока с ней не походила. Думала: ну да, все через это проходят, это адаптация, это нормально. А когда посмотрела…

В общем, Катю из садика Даша забрала.

И задумалась об альтернативе — как раз тогда в городском Департаменте образования и придумали организовать семейные группы при детских садах, чтобы хоть как-то решить проблему с очередью. Ведь многие детки в садик никогда не попадут — попросту некуда их брать.

— Я сейчас много общаюсь с департаментом — они действительно работают. Но… те 12 групп, которые открылись за год, — это не результат. Можно было сделать гораздо больше. И проблема не только в том, что администрация не делает все возможное. У нас люди зомбированы этой темой. Я очень много общалась с родителями в «живой» очереди на Черемшанской — они просто не воспринимают никакие другие формы. Они считают, что в 3 года нужно засунуть ребенка в садик, иначе жизнь кончилась.

Таким людям информацию нужно втолковывать. Объяснять, что семейные группы — не только способ решить проблему очереди, это лучший вариант для нормального развития ребенка. 20 человек — это много на одного воспитателя, в семейных группах детей не больше пяти. Да и вообще — у нас созданы прекрасные условия, чтобы люди открывали семейные группы. В других городах возможностей меньше: в Москве, например, такие группы создаются только для многодетных. Кстати, семейные группы очень популярны за границей. В Австралии, где у Даши живет сестра, половину платы за содержание вносят родители, половину — государство. Но там попроще — у большинства свои дома с двориками, места больше, комфорта — тоже.

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ?

Детские сады стали активно появляться в СССР после войны — надо было кому-то работать, страна потеряла 20 млн жителей. Но самое главное, с помощью детсадов коммунистические идеологи хотели заменить семейное (мещанское!) воспитание на то, которое им нужно. В 1959 г. появились ясли-сады. Отдавать туда ребенка можно было аж с 2-х месяцев, а забрать — сразу в школу. И многие отдавали.

Сегодня система МДОУ не сильно отличается от советской. Только в советских садиках дети воспитателям были зачем-то еще нужны.

Я сравнивал старых воспитателей, которым сейчас за 50-60 лет, — и молодую поросль. Стало грустно и страшно.

Вот, для примера, история: как льготники, мы попали в один из двух садов, в которые встали в очередь. Уже в октябре родители нашей группы поругались с заведующей — сначала мы просили воспитателей прекратить два раза в день показывать детям мультики, потом ходили к методисту, а потом, устав просить, просто забрали провода от dvd-плеера, который достался нашей группе по наследству. Аргументом за мультики у воспитателей было «мы же от них устаем!»… А если посмотреть убогие утренники с убогими стихами, открыть пособия для занятий — становится совсем печально. Из-за низкой зарплаты работает в садах кто попало, часто без должного образования.

И выбора у нас нет! Хотя, к примеру, учительницу для начальной школы мы выбираем очень тщательно…

Многие, отдавая ребенка в садик, надеются на рост дохода — дескать, выйду работать. На деле — ничего подобного. Мы ремонтировали группу, на каждого ребенка платили по 13 тысяч рублей. Почти как взнос в частный сад. Плата за содержание — 2-3 тысячи в зависимости от сада. Платные услуги — еще на тысячу, а можно и больше. Итого 3-4 долой ежемесячно. А есть еще доплаты воспитателям — 300-500 рублей с каждого, и «фонд группы» — по 100-200. Итог — почти 5000 рублей за ребенка. А еще есть пособия, канцтовары…

А потом — потом начинаются больничные: три недели лечимся, одну — ходим в сад и на работу. И снова по кругу. Посчитать нетрудно, сколько удастся за это время заработать и потратить (в траты надо включить и лечение).

Еще один миф — «ребенку в саду хорошо». Ранние подъемы, слезы при расставании (некоторые плачут часами, их не успокаивают), да и вообще видеть маму с папой 3 часа в день — это «ребенку хорошо»?

Конечно, это не повсеместная ситуация. Это «общая температура по больнице». Ну а вообще садик — эта наша привычка перекладывать ответственность на государство. Как во всем — в медицине, ЖКХ… «Вот придет барин…»

А в идеале-то должно быть иначе! Ребенку нужна мама — и она должна сидеть с ним дома. Чувствую себя Жириновским, но повторю эти слова. Государство может на это направить усилия — это дешевле и выгодней. Если, конечно, государству нужны нормальные граждане, а не зависимые невротики. Но люди считают, что есть они, а есть — государство. И оно им обязано. А еще — что «моя жена с детьми тупеет». А моя — почему-то нет.

И ее подружки, некоторые даже освоили новые профессии, «тупея» с детьми дома. Ведь все в конечном итоге зависит от жизненной позиции: можно стоять в придуманных очередях, требуя то, чего вам дать не могут. А можно попробовать что-то изменить. И научить этому детей — на собственном примере.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.