«У меня зазвонил телефон.»

Играл духовой оркестр, десятки людей с нетерпением ждали, когда им наконец-то покажут новые изваяния, а затем с радостью фотографировались на их фоне. Надо бы порадоваться, ведь открытие новой скульптуры в Самаре не такое уж частое явление. Последняя презентация крупной скульптурной композиции состоялась два года назад. В январе 2008 года в Самаре открылся памятник Владимиру Высоцкому работы Михаила Шемякина. Вокруг фигуры поэта в его легендарной роли шекспировского Гамлета до сих пор идут споры. Ваган Каркарьян в своей книге «Рукотворный металл Самары» очень точно охарактеризовал эту работу художника-диссидента: «Будь Гамлет среди нас, он, глядя на памятник, завершил бы свой знаменитый монолог другим вопросом: «Строить или не строить?». Но вернемся к нашей композиции и к тому, что она из себя представляет.

Жарким июньским днем в окружении припаркованных Фольксваген Гольф, Лексусов и других автомобилей на площадке напротив Ботанического сада собралось множество людей. Среди приглашенных были чиновники, председатели и члены Союза архитекторов и Союза художников, журналисты, фотографы и даже интернет-блоггеры. Вел церемонию председатель самарского отделения Союза театральных деятелей России Владимир Гальченко. После вступительного слова перед зрителями опустили один из занавесов, за которым должна была быть скульптура. Однако вместо скульптуры там оказалась танцовщица, исполнившая в этот и без того знойный летний день жаркий танец. Под вторым занавесом была уже собственно скульптура. На постаменте, отделанном красными гранитными плитами, располагается отлитый из бронзы телефон. В работе использован образ телефона начала ХХ века. Скульптура ассиметрична, с трубкой в виде стебля с синим цветком на конце. В цветовом решении телефона использованы цвета «Мегафона», эмблема которого красуется над циферблатом. В целом телефон представляет собой оригинальной формы скульптуру, крупную, но не настолько, чтобы быть навязчивой.

Совсем иное впечатление оставила главная деталь композиции – бронзовый слон высотой почти три метра и весом в одну тонну. Первое, что приходит в голову при виде композиции, это бессмертные стихи Корнея Чуковского о слоне с телефоном, однако авторы и организаторы не обмолвились об использовании образа любимой всеми детской книги. Не удивлюсь, если следующей скульптурой в композиции окажется верблюд. Впрочем, фигура слона из-за имеющегося на спине горба странным образом напоминает и верблюда. Скульптура самого крупного в мире млекопитающего скорее похожа на какое-то инопланетное существо с вытянутой сплюснутой шишкообразной головой и «костлявым хоботом». Персонаж из романов Герберта Уэллса, не иначе. То ли с целью экономии материала, то ли по другой, не совсем понятной причине, скульптура слона не имеет живота. Брюхо у гиганта отсутствует, так что под него, вероятно, удобно будет прятаться от дождя влюбленным парам. Задние ноги скорее подошли бы человеческой фигуре, чем слоновой, а прилипший к туловищу хвост с подобием когтя на конце вовсе комичен. Вдобавок ко всему бронзовый гигант раскрашен эмалевыми красками в стиле арт-фьюжн, естественно, в цвета «Мегафона», а круглая эмблема компании расположена на хоботе, между бивнями.

На презентации выступили и авторы скульптурной композиции – Кристина Цибер и Николай Куклев, автор известного в Самаре памятника отопительной батарее у проходной Самарской ГРЭС. Как выяснилось, из нескольких, более традиционных вариантов изображения слона, ими был выбран именно этот, опирающийся на традиции самарской архитектуры рубежа XIX-ХХ веков. По словам Кристины Цибер, «в Самаре есть целый ряд архитектурных памятников, декорированных именно изображением слона», что и подсказало авторам идею с использованием этого животного. Под «целым рядом памятников» автор имела в виду «дачу со слонами» Константина Головкина и дом на пересечении улиц Самарской и Рабочей, на котором осталось всего лишь две маски слона, готовые вот-вот уйти в небытие. Я прекрасно понимаю стремление «Мегафона» сделать это событие как можно более важным в глазах горожан, используя в рекламных целях «местный патриотизм», но почему молчат авторы, когда их работу называют выполненной «в стиле самарский модерн». В стиле модерн они могли бы быть выполнены в начале ХХ века, а сейчас это всего лишь стилизация, имеющая весьма спорное сходство с Art Nouveau. А чего стоят спекуляции фразами «самарский модерн» или «Самара – родина слонов»! И не знаешь, радоваться ли появлению в Самаре новой скульптурной группы или, как и в случае с памятником Высоцкому, задавать себе вопрос: «Строить или не строить?».

1 thought on “«У меня зазвонил телефон.»”

  1. Статья очень приятная. Однако ж… Чем ж все-таки плох слон? Понямаю, что организаторов можно было бы заподозрить в спекуляции «местным патриотизмом»,но это, на мой взгляд, разумеется, не преуменьшает художественной ценности самой скульптуры.

    З.Ы.: не в плане полемики, просто, увлекавшись биологией, не могу пройти мимо: слон (африканский) — самое крупное НАЗЕМНОЕ млекопитающее, а самое крупное в МИРЕ — синий кит.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.