20 сентября вышла на широкий экран по всей России кинокартина режиссера Алексея Прошкина «Орда». Историческая притча, в основе которого лежит православная легенда о московском митрополите 14 века Алексии, по преданию, излечившем своими молитвами золотоордынскую ханшу Тайдулу от слепоты.
Картина участвовала в конкурсной программе 34-го Московского международного кинофестиваля, прошедшего в июне, и была награждена двумя призами «Серебряный Георгий»: за лучшую режиссёрскую работу и лучшую женскую роль, которую исполнила бывшая актриса самарского театра юного зрителя «СамАрт» Роза Хайруллина, с 2009 года работающая в московском Театре Олега Табакова. В фильме «Орда» ее всесильная ханша Тайдула, ослепнув, беспомощно находится в центре интриги. Обладая сокрушительным могуществом, она не может им воспользоваться, чтобы прозреть, и становится жертвой вереницы лекарей-шарлатанов. Верит ли она сама в чудо исцеления, остается за рамками фильма. У Хайруллиной главный стержень героини – фатализм восточного человека. Последняя фраза ханши в фильме «Этого не хочет бог! Но я не знаю почему» — словно подводит черту под мистическим отношением персонажа к власти. Ее роковому предназначению, в котором могущество оборачивается страхом.
Такая неоднозначная актерская работа поневоле вызывает ряд вопросов. Их я попытался разрешить в телефонном разговоре с Розой Вакильевной.
— Когда Вы работали над ролью, как для себя оправдывали жестокость нравов той эпохи и конкретно ханши Тайдулы?
— Я прежде всего играла человека, а не про что-то. Не какую-т идею, а живые чувства стареющей женщины, вдовы, матери. А разве она жестока?
— Ну, кровь на экране льется каждые две минуты.
— А разве сейчас крови мало? Может, мы ее не видим, но, мне кажется, сегодня крови больше. В ту эпоху кровь была, как это сказать…честная. Как-то люди честно сходились. Хотя бы знали, кто кого убил. А сейчас мы ничего не знаем. Все делается по-тихому.
— Многие кинокритики, еще перед премьерой, опасались острой темы столкновения христианства и ислама, которое было в период, изображенный в фильме. Но после выхода на экран большинство отзывов положительные, хвалят, что удалось избежать возможного разжигания межрелигиозной вражды. Это позиция только режиссера или и актерская тоже?
— Я об этом не думала. Это не актерская задача размышлять о том, какие религии сталкиваются. Полагаю, что Максим Суханов тоже играл прежде всего человека, а не тот смысловой пласт о столкновении культур. К сожалению, это всегда было и будет. Это не нами придумано. Кому-то, кто наверху, это было нужно. Я имею в виду не высшие силы, а людей, у которых возникла такая потребность. Кому-то это выгодно.
— В фильме все ждут чуда от главного героя. Но зритель его не видит. Это для достоверности или для развенчания сделано?
— Его нельзя рассматривать как просто фильм о чуде. Вы же смотрели картину? Вам как показалось, есть там чудо?
— Ну, с одной стороны — да, но все выглядит очень двусмысленно.
— Это хорошо, что получилась эта неоднозначность. Она есть еще и в сценарии Юрия Арабова. И мы с Максимом Сухановым этого хотели.
— А для чего?
— Нельзя задавать творческим людям такие вопросы. Мы не подходим к своей работе математически. Если бы я думала об этом, то не могла бы играть. И вообще не пошла бы в актрисы, если бы математически рассчитывала все или оправдывала свои актерские работы перед другими. Я сама адвокат, судья, свидетель и обвинитель своих ролей.
— В фильме Тайдула проявляет себя и сдержанно и жестоко одновременно. Чем для Вас лично оправдан такой парадокс?
— А как бы вы управляли государством?..
— Ну, я не пробовал этим заниматься. В Вашем персонаже власть не оставляет места для человеческих чувств?
— Почему вы так решили? Все не так однозначно. Ведь когда в финале фильма Тайдула отказывает давать благословение на ханство своему внуку, который только что убил своего отца, ее же сына, она говорит: «Я не знаю» — и уходит в степь умирать. Тут все неоднозначно. Я играла человека, играла мать. Но при этом Тайдула же документальный персонаж. Она же долго управляла этим Белым Сараем. Это сложно, все это очень сложно сочетать.
Женщинам, которые не живут сексуальной жизнью, либо занимаются этим редко, приписываются такие качества, как эмоциональная холодность, неспособность любить. расчетливость и даже — коварство.