6 и 7 сентября в самарском отеле «Холидей Инн» прошел пятый ежегодный фестиваль деятелей Интернета «404». Начинавшееся как междусобойчик самарских дизайнеров, программистов и верстальщиков, мероприятие достигло небывалых масштабов. И хотя в качестве названия взят интернет-код ответа, когда сервер не может найти данные согласно запросу, мероприятие более чем оптимистичное и позитивное. В это раз, несмотря на вход строго по предварительной и платной регистрации, желающих посетить фестиваль было больше, чем стульев в гостинице. Примечательный факт: мероприятием заинтересовались такие гиганты, как Microsoft и Google. При том что фестиваль некоммерческий и независимый, монстры виртуальной индустрии сочли за честь поприсутствовать и спонсировать «404».
Количество докладов в этом году возросло настолько, что их разделили на четыре потока. О чем только не рассказывали — как сделать свой старт-ап, какие покупки в ближайшее время будут самыми востребованными в Интернете. Куда эволюционируют компьютерные вирусы, что станет с социальными сетями и многое другое. Одни только названия докладов чего стоят! «Как открыть и закрыть компанию, сидя дома в одних трусах», «Когда телочки – это работа», «Лавка Фло: какой опыт можно извлечь, открывая магазин цветов», «Как вернуть друзей и заставить всех перестать себя ненавидеть», «Руки из плеч – почему нужно рисовать, или Боевое применение сверхбыстрой иллюстрации в веб-дизайне», «Анимация по-новому – лень, гордыня и нетерпимость». Несмотря на деловую, рабочую атмосферу, юмор организаторов и участников фестиваля выплескивался волнами — аудитории периодически взрывались хохотом и аплодисментами. Недаром символом мероприятия уже который год служит сардонически усмехающийся интернет-мем – «заяц несудьбы».
Но гораздо важнее то, что на фестивале можно было узнать, какие разработчики программного обеспечения и контента разыскивают новые таланты. Нужны программисты, дизайнеры, продюсеры, рекламщики и прочее-прочее. Оказывается, здесь, в Самаре, буквально за углом можно найти небольшие компании, в которых работает по одному-два десятка молодых людей. И эти фирмы умудряются производить и сбывать свои программы и контент по всему миру. Вот, например, весь фестиваль по отелю пара длинноногих девушек дефилировала в майках с надписью «Платные игры? Давай, до свиданья!». Так они делали рекламу одной местной фирме, снабжающей более 230 миллионов клиентов в Азии и Европе бесплатными играми-приложениями для мобильных телефонов. Халява для пользователей окупается за счет встроенной в игры рекламы. Компании всего пять лет, но она непрерывно расширяется, и ей нужны новые люди со свежими идеями. И таких небольших производителей на фестивале было множество. Так что юные таланты востребованы в интернет-сфере как никогда. Емкость рыка только растет, и он активно нуждается в свежих головах и руках.
Организатор фестиваля – его основатель и руководитель Денис Кортунов любезно согласился рассказать о подготовке, итогах и планах на будущее.
— Что в этом году стало наибольшей трудностью для фестиваля?
— Залог любого дела это подготовка. Она у нас зашла не туда. Напридумывали всего много, а не учли, что каждая новая идея занимает много времени. Поэтому немного утомились. Но, тьфу-тьфу-тьфу, замысел фестиваля не отличается пока от исполнения.
Мы думали, что нас будут бить где-нибудь здесь у входа. Потому что мы пригласили больше людей, чем вообще может вместить «Холидей». Тут стульев всего шестьсот, а мы составили список — свыше восьмисот гостей.
— Это официальная цифра?
— Да. А сколько пришло сверх этого, я даже не хотел бы знать вообще. Но слава богу, в этом году не было толкучки на регистрации, как в прошлом. Мы подошли в этом году более умно к организации. С другой стороны, мы сделали больше секций, и мне это не нравится. Потому что это слишком! Человеку не разорваться — приходится выбирать между несколькими классными докладами, идущими одновременно. Потому что сейчас у нас вообще какой-то дурдом – четыре потока! Думаю, что нужно ужимать до двух. Или расширять фестиваль до трех дней. Кстати, мы уже доросли до такого уровня, что организаторы конференций федерального уровня нас спрашивают: когда вы делаете фест? Чтобы не совпасть своими мероприятиями с нами. Потому что иначе публика к ним не придет, а уедет на «404».
— Кто аудитория фестиваля?
— Формулировка «фестиваль деятелей Интернета» именно в том ключе, что это мероприятие тех, кто делает Интернет. Был соблазн написать «фестиваль интернет-деятелей». Это было бы более грамотно, но мы решили уточнить свою аудиторию.
— Чем интересен ваш фестиваль «Гуглу» и «Майкрософту»?
— Ну, им виднее. (Смеется.) А вообще, это знаковое появление. К нам приезжают специалисты федерального и мирового уровня. Может это самонадеянно и пафосно, но это престиж. Но тут никакого пафоса и нае..лова. Мы абсолютно независимы – мы взяли деньги у участников, нам чуть-чуть помогли спонсоры, мы эти деньги взяли, вбухали, потусили.
И все! Это не сказать, что вообще прибыльная тема. И смысл в том, что делаем мы это для себя. А выгода для региона и города том, что многие знают Самару только потому, что приезжали на «404». Что бы мы ни говорили, это все равно милый провинциальный городок на Волге. Куда приятно приехать потусить осенью. С погодой вот только ж.па. (Смеется.)
— А насколько у нас вообще Интернет развитый?
— Так фестиваль и позволяет узнать, что у нас очень много компаний и что они делают. Например, компания «Май плей сити» — крупнейший в мире дистрибьютор казуальных игр. Или другая компания, где я работаю, которая занимается автоматизацией всего арбитражного суда в России. Об этом же никто знает. А ведь арбитраж – самый продвинутый в судебной системе. И с них берут пример остальные. Все говорят: «Вот, у нас в городе тухляк», а оказывается у нас есть совершенно невероятные проекты, компании, страт-апы! Просто про них не знают только потому, что они работают не на Самару.
— Насколько полезна была встреча на фестивале с мэром города и другими чиновниками?
— Плюс был в том, что мы пригласили Артема Геллера как ведущего, и он отлично организовал эту встречу. На фестивале мы всегда рады Азарову. Потому что он интересуется сферой IT. Действительно чувствуешь коллегу, интересно поговорить. Здорово, что познакомились с областным министром связи Казариным. Он даже сделал доклад, это просто супер! Единственное, конечно, тяжело организовывать эту секцию. Нужно множество согласований со всеми. И вот за что сегодня справедливо критиковали госорганы – они как будто между собой вообще не общаются!
— А на практике какой КПД у таких встреч?
— Ну, им это просто, видимо, кайфово. А я до сих пор не знаю, зачем это нам нужно. (Смеется.) Мы только можем показать, что делаем самое крупное ай-тишное событие в Самаре и нам ничего от них не надо.
— А какой вообще критерий оценки удачности фестиваля?
— Мне некогда этим заниматься. И это не мое дело. Мы просто даем возможность людям показать себя. Ну, я могу сказать только про себя. Три года назад познакомился с человеком, с которым полгода назад объединили компании. Познакомились на фесте за кружечкой пива. Потом пару лет присматривались друг к другу, теперь работаем. Нам ничего не надо делать уже, люди сами приезжают. Была бы площадка здесь на полторы тысячи, ее бы тоже заполнили до отказа. Наверное, это критерий удачности фестиваля?