Не очень народное, не совсем единство

Если задать в поисковике запрос «форум народного единства», то 99% ссылок приведут вас в Самару в УСК «Грация». Мероприятие, прошедшее на задах дворца имени Кирова-Литвинова в зале спорткомплекса, уникально. Это наш политический креатив новой эпохи. И, кстати, форум – не единственный пример этого общественно-политического творчества. Еще одним уникальным по рецептуре событием стал митинг рабочих «ТольяттиАзота». Вот что написали про него на Слоне в «Топ-15 неожиданных событий в российских регионах»:

— Митинг рабочих «Тольяттиазота» в защиту православных. В резолюции было отмечено, что «трудовой коллектив "Тольяттиазота" говорит твердое рабочее "нет" в ответ столичным бульварным бездельникам и их "забугорной" группе поддержки». Кроме того, было предложено «принять хулиганок из Pussy Riot после отбытия наказания» на «Тольяттиазот», чтобы «в здоровой трудовой атмосфере перевоспитать этих столичных тусовщиц и помочь им стать полноценными членами общества и настоящими матерями».

Самара в кои-то веки попала в федеральные новости с оригинальной политической story, и попадание это не было случайным. Фонд «Петербургская политика» не то чтобы официозный, но уж точно никакой не оппозиционный, среди двух позитивных факторов повлиявших на место Самарской области в своем рейтинге назвал именно митинг «ТольяттиАзота». Второй позитивный фактор – выбор города для участия в Чемпионате мира по футболу. То есть сопоставимо? А значит «креатив» в стиле творческого переосмысления богатого художественного наследия позднесоветской эпохи не напрасен и очень даже уместен. Его отмечают. И самые деловые и передовые «Слоны» и питерские фонды. Можно, конечно, не верить ни слонам, ни фондам, но для этого надо быть совсем уж отвлеченным человеком. Эдак, можно еще предположить, что и Российское географическое Общество – недостаточно серьезная организация. Но вернемся в УСК «Грация».

Многие даже вполне лояльные комментаторы с легким недоумением сравнивают прошедший форум с партхозактивом и партийными же съездами. Конечно, люди поопытней, видавшие живьем и генеральных секретарей, понимают, что все произошедшее – всего лишь бледная калька с традиционного торжественного собрания. Собрание, напомним, происходило перед 4 ноября, а этот день сейчас вроде бы заменяет сами-знаете-какой-праздник. И губернатор наш тоже знает. И не скрывает, а напротив демонстрирует, встречаясь на 7 ноября как раз с ветеранским партактивом. Очень стильно сделано, если смотреть на произошедшее с точки зрения эстетики и этики партийной жизни в эпоху заката КПСС. Если продолжить аналогии, то «400-летие народного единства» (можно ведь так назвать эту дату?) по масштабу вполне сопоставимо с празднованием, скажем, 70-летия сами знаете чего в 1987 году. Поэтому и форум был довольно длинным и представительным. Но вполне традиционным. Вот прямо местами до боли похоже. Вот только места в УСК не так много, и поэтому смена караула — традиционное когда-то развлечение для депутатов съездов КПСС и прочих партконференций, и во дворце съездов, шедшее где-то на общем плане, в спорткомплексе практически остановила речь губернатора. Конечно, мальчики с флагами были изящно обыграны Меркушкиным: он пошутил про проекты, которые откладывает и заполнил паузу мастерски, настолько, что показалось – это домашняя заготовка. И караул, и отложенные страницы с проектами. Так же как и немного нарочитая остановка при выходе на трибуну, для того чтобы расправить флаг. Стиль эпохи неслучаен.

Тем более, что и в самой речи губернатора ничего случайного не было. И в этом, кстати, тоже чувствуется стиль КПСС. На съездах преобладали торжественные компоненты, а вот на собрании, в более деловой обстановке, зачастую оглашались вещи программные. Похоже, что так было и в этот раз. Николай Иванович поддержал почти уже забытую традицию.

И теперь у нас в Самаре три базовых направления развития – автопром, возрождение аэрокосмического кластера и развитие нефтехимии. Очень хорошие ориентиры для развития экономики. В эпоху развитого социализма. Да и сейчас, в общем-то, выглядящие привлекательными. И Николай Иванович широкими мазками показал аудитории, какие важные и принципиальные решения он принял за первые полгода своего правления, и как он повернул вспять, если не колесо истории, то уж колесо Фортуны – наверняка.

Космическая отрасль. Это тревога нашего региона и то, что Николай Иванович сумел вернуть к жизни проект «Русь-М» — это огромное завоевание. Благодаря этому проекту будет спасен наш космический кластер. И действительно, Роскосмос планировал скормить наше ЦСКБ московскому КБ Хруничева уже в ближайшие годы. И если бы не личное вмешательство Николая Ивановича… Ну и много можно еще правильных слов сказать. Но вот что, к сожалению, в речи Меркушкина не упомянуто, так это особенность новой ракеты самарского производства. Она снова трехступенчатая. Точнее трехступенчатой будет самый тяжелый вариант «Русь МТ 50» из предполагаемой триады ракетоносителей. Но он едва ли не самый важный, именно эта ракета должна выводить на высокую орбиту корабли, отправляющиеся к Луне и Марсу! Вот что рассказывал в интервью «Новой» Георгий Фомин незадолго до назначения Меркушкина в Самарскую область:

-Шесть стран мира имеют доступ в космос с собственными ракетами – Россия, США, Европейский союз, Китай, Индия, Япония. Попытки делает Южная Корея, Бразилия, Израиль, но свободного доступа нет, а свободный доступ – это когда можно запустить все что угодно на сегодняшнем этапе развития потребностей – и научный космос, и военный космос, и хозяйственный, и коммерческий.

Мы пользуемся Союзом и Протоном. Эти две ракеты единственные в мире сегодня, которые корням уходят в военное прошлое 50-60х годов. Все страны — Европа, Америка, Япония, Китай за 20 лет перевооружили парк ракет. У всех ракеты разработаны и изготавливаются, как космические. Кстати говоря, все страны начинали с ракет дальнего действия, не обязательно межконтинентальных, потому что маленькая ракета даже в 20 тонн выносит груз порядка 2 кг на орбиту, и этого достаточно чтобы сказать, что страна является космической державой — летает спутник, измеряет давление, плотность атмосферы, следит за солнечным ветром и так далее. Мы тоже «пашем».

Степень доступности космоса разная. Не обязательно иметь 200 или 300тонные ракеты, чтобы достичь космоса. В общем, Россия осталась единственной страной, которая не перевооружилась.

В чем принципиальная разница новых ракет – новые ракеты среднего класса есть у всех этих стран, кроме Европы.

-Ариан-5 тяжелая же?

-Да, и поэтому они сделали Триаду — Ариан, наш Союз и Вега. У них получилась Ариан-5 тяжелая, Союз — средняя и Вега легкого класса – триада есть. В Америке, Японии, Китае, Индии ракеты среднего класса – двухступенчатые. Последняя ступень, она же вторая, с многократным запуском от околоземной орбиты до геостационарной, геопереходной, и до полетов на Луну, Марс, Венеру.

А у нас ракета среднего класса трехступенчатая, но это еще не все, как говорят иногда в фильмах. Три ступени могут вывести только на околоземную орбиту, а уже на геопереходную, геостационарную орбиту она не способна. И еще четвертая ступень, но мы ее стыдливо или, наоборот, горделиво называем разгонным блоком. Такие блоки были на американских баллистических ракетах, а потом, когда перешли на эту схему, они остались в истории. Ни у кого нет разгонных блоков. А что такое разгонный блок и что такое ракета современная, как я сказал, двухступенчатая – это одна система управления, которая стоит на верхней ступени.

Итак, получается, что мы сохраняем кластер, рабочие места и гордое имя ЦСКБ, ну и, конечно, себя довольными и счастливыми. В своей речи Николай Иванович упоминал фантастические суммы в сотни миллиардов, которые будут привлечены в наш космический кластер. И… как-то непонятно, с точки зрения государственных интересов, что нужней? Начать вкладывать огромные деньги в ракету, которая не то, чтобы заведомо устаревшая, но и не самая передовая и сохранить, в итоге, этот самый кластер, рабочие места и многое-многое-многое другое (вплоть до привлекательности и узнаваемости бренда региона) запустить ракету, а там видно будет, или… Но ведь нет никакого или!!! Хотя китайские ракеты, про которые говорил Меркушкин, тоже двухступенчатые.

Возможно это покажется дерзким предложением, но в поисках оптимальных вариантов возвращения космической державе былой мощи можно наткнуться на еще один старый проект, опережавший свое время и, не успев устареть, почивший во время распада Советского Союза — ракетоноситель "Энергия". В девяностые годы пять ракет-носителей, так и не вышедших в космос, истлели на стапелях. Запущена "Энергия" была всего два раза и, по словам генерального конструктора ЦСКБ Прогресс Д.И. Козлова, в первую очередь по достаточно прозаичной причине: в то время в космическом пространстве просто не было объектов, для обслуживания которых понадобились бы полёты этой огромной ракеты грузоподъёмностью свыше 100 тонн.

Исходя из этих слов начинает казаться — а не выбрать ли в рамках восстановления старых советских традиций ракету, которая "Дальше, Выше, Быстрее"?

Учитывая объем инвестиций и значимость отрасли в целом – ох, какая непростая задача стоит. Очень хорошо, что Николай Иванович так смело взялся за ее разрешение. Возможно, это неверное ощущение, но Меркушкин настойчиво занимается реабилитацией реального сектора нашей экономики.Это отрадно. Хотя и здесь не обходится без досадных "но". Корректив, которые вносит в эту советскую пастораль суровая капреальность.

Реальной экономики, но не совсем, впрочем, нашей. Например, автомобильная промышленность в Самарской области уже сейчас, в значительной степени, принадлежит иностранцам. А вскоре, скорее всего, перейдет практически под контроль. Вот что писал об этом «Коммерсант» 5 мая:

"Ростехнологии" наконец согласовали условия продажи АвтоВАЗа альянсу Renault-Nissan. Он консолидирует 50,01% акций завода через СП с госкорпорацией, в котором получит 67%. Сделка обойдется Renault-Nissan в $750 млн плюс к уже потраченному на покупку блокпакета АвтоВАЗа $1 млрд. В рамках нынешней сделки завод оценен вдвое выше рыночной стоимости. Взамен "Ростехнологии" согласились растянуть на 20-30 лет выплату АвтоВАЗом беспроцентного кредита на 46 млрд руб. Но параметры сделки еще могут измениться — вчерашнее соглашение лишь протокол о намерениях, не имеющий юридической силы.

Возможно, юридической силы этот документ и не имеет. И вообще можно долго рассказывать, что и раньше это был ФИАТ, и сейчас вокруг нас глобальный мир, но… у итальянцев мы, СССР, завод выкупили вместе с пакетом патентов, и он стал нашим, советским. Ничего в нем итальянцам не принадлежало. А теперь господа из Ростехнологий слили «социалку» городу, взяли денег у родного государства. Много. Потом подумали и взяли еще много. А потом продали завод французам и японцам. Точнее, подписались, что продадут. Может, Меркушкин отменит?

Но вот господин Комаров, руководящий ВАЗом, уже сегодня ощущает себя гражданином мира, работающим на империалистов Японии и Франции. Свою речь в Самаре, на Форуме народного единства, он начал с фраз о том, что в Европе кризисы, а в арабских странах революции, в мире неспокойно. Такая обеспокоенность директора Тольяттинского завода тоже может быть продуктом ностальгии. На торжественных собраниях в эпоху СССР частенько доярки обличали империализм, но почему-то кажется, что Европа волнует Комарова сильнее, чем Автозаводский район. Впрочем, с представителями рабочих профессий на Форуме было довольно напряженно. И среди выступавших больше было начальников, хотя и здесь заметен крен в сторону старых добрых советских традиций. Перед губернатором выступала красивая-девушка – чемпион, после губернатора – руководитель крупнейшего предприятия.

Но форум все-таки, был в этой части даже вызовом для определенной части нынешней политической элиты Самарской области. Эмоционально выступил Романов – экс-секретарь обкома КПСС, и депутат Госдумы. Конечно, его появление в такой день и в таком месте более чем оправданно с формальной точки зрения, но я сильно сомневаюсь, что подобный демарш был возможен при Артякове. И дело, конечно, не в том, что Меркушкин смелее и опытней. Для самарского губернатора Романов на самом деле гораздо ближе и понятней, чем выходцы из 90-х. Романов родней. Хотя и с выходцами Николай Иванович вполне ладит. А вот Романов не ладит. И его гневное вытсупление с требованиями справедливости, как основы консолидации общества, было, возможно, адресованы нашим элитам, которые явно должны участвовать в происходящем, но по таким правилам играть не умеют.

Конечно, Форум выглядел гротескно. Его явное сходство с партийной стилистикой 80-х сегодня выглядит архаизмом и это новое платье короля видят все, но никто не станет храбрым и глупым мальчишкой. И то, что народным такое собрание бонз и подобранной массовки не назовешь. Много можно говорить о невозможности дважды войти в одну реку. Но похоже, что вместе со стилистикой к нам в жизнь вернется и проблематика той эпохи. Кумовство, разгильдяйство, подхалимство, очковтирательство и т.п. Список длинный. Но даже самый длинный этот список все-таки лучше, чем рейдерство, уничтожение социальной инфраструктуры и убийство конкурентов. В обществе развитого социализма такого не было. Не будет и у нас? Если губернатор Меркушкин готов этим заняться, то он получит самую широкую поддержку населения. Или мы получим весь этот "соцпакет" в дополнение к уже существующему "порядку"? Хочется в этом вопросе ясности. Она приведет нас к единству. И поднимет производительность добрых дел.

Тем более, что и поле для применения есть. Участие Самары в Чемпионате мира 2018 года. Николай Иванович объявил, что стадион переносят со стрелки за Ташкентскую . Зал ответил ему аплодисментами. И правильно губернатор оценивает нашу строительную отрасль и нашу коррупцию – Стрелку бы не потянули. Сама постройка стадиона теперь, на практически пустом участке – задача не из самых сложных. Гораздо труднее будет создать за шесть лет вокруг нормальную инфраструктуру. Из фан-зоны на площади Куйбышева до Ташкентской не наездишься. А значит придется переосмыслять и наши спальные микрорайоны и застройку от Ново-Садовой до Волги и множество других серьезных градостроительных проблем и задач. Справимся? За работу, товарищи? Или еще немножко послушаем губернатора. Он ведь правильные вещи говорит. Например, о правоохранителях. В этих прилегающих к территории стадиона микрорайонах очень сложная криминогенная обстановка. Надеемся, что губернатор Меркушкин уже об этом знает.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.