Каждый раз, открывая рот, поднимая руку для приветственного жеста, здесь или там — в полупустом актовом зале сельского клуба, кабинете непосредственного начальника, очереди за фаст-фудом, на бетонном пятачке у заводской проходной, перед сияющим монитором ноутбука, где угодно! — мы рассказываем о себе. Не все рождены быть хорошими ораторами, сделать свое сообщение интересным, выстроить тезисы и сочинить изящные метафоры, однако главная тема неизменна у всех — мы сами. Наши заботы, страхи, надежды, разочарования, трудности выбора, успехи, поражения и мужество продолжать.
И поэтому время от времени нам требуется посредник. Чтобы донести основную мысль, продеть красную нить. Один посредник ловко складывает слова в предложения, другой красиво поет, талантливо рисует, плавит металлы, играет на губной гармонике, владеет паяльной лампой или кувалдой. Выбирает себе дополнительные средства в помощь. Иногда посредник нужен власти, чтобы обращаться к обществу. И всегда посредник нужен обществу, чтобы обращаться к власти. Они могут выглядеть совершенно по-разному, эти посредники, могут притворяться камнем, ножницами, бумагой, или вот отливаться из бронзы, как необычный памятник — не историческому деятелю, не вождю партии, а киногерою. Например, Юрию Деточкину. Такой памятник открыли девятого ноября на привокзальной площади в Самаре.
«Первый в истории России памятник борцу с коррупцией», — сказал губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин. Губернатор стоял на сцене, над головой губернатора на большом экране транслировалась его собственная речь в прямом эфире, чтобы было видно издалека. Пятью минутами раньше губернатор встречал почетного гостя – Эльдара Александровича Рязанова, великого русского режиссера, автора любимых народом комедий. «Берегись автомобиля», «Гараж», «Ирония судьбы», «Служебный роман» и так далее. Все, что оставила нам Советская власть, старое доброе кино.
К слову, инициатором идеи памятнику Юрию Деточкину стал главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Над эскизом работал художник «Новой газеты» — Петр Саруханов, а непосредственно над памятником — самарский скульптор Иван Мельников. До поры скульптура скрывалась под объемной афишной тумбой, красиво заклеенной плакатами и рекламными постерами с кадрами из кинофильмов знаменитого режиссера. Рядом концептуально громоздился гараж и милиционер на старомодном мотоцикле. С милиционером фотографировались. На фоне гаража – меньше.
«Я невероятно вам признателен за то, что награда нашла своего героя. Мне бы хотелось, чтобы эта скульптура конкурировала с самым известным памятником Самары — памятником Василию Чапаеву», — сказал Эльдар Рязанов.
Собравшаяся на площади плотная толпа обступила сцену и фотографировала режиссера, подпрыгивая с телефонами. Настойчивая дамочка с небольшим ребенком пыталась преодолеть милицейский кордон, чтобы «все показать ребенку». Более предприимчивые граждане давно раздвинули ограждение и своей волей прошли в центр событий. Но дамочка хотела сделать это официально. Постовые смотрели на нее с неприязнью. Две старушки с двух сторон ткнули дамочке под ребра: «Слушать мешаешь!», — сказала первая. «Орет, как в лесу», — сказала вторая. «Стыдно!», — добавила первая. «Ничего мне не стыдно!», — огрызнулась дамочка. «А никто и не сомневался!», — поджали губы старушки. «Старые ведьмы», — сказала дамочка. «Охальница, — сказали старушки, — то-то с тобой ни один мужик не задерживается».
«Я рад, что жители города с такой теплотой встретили открытие этой скульптуры, приветствовали нашего знаменитого земляка, почетного гражданина города Самара, и мы надеемся, что это усилит интерес к творчеству Эльдара Александровича и позволит сегодняшней молодежи прикоснуться к Кино с большой буквы»,- сказал Виктор Кудряшов, первый вице-мэр.
Полицейские окружили тихого старичка с длинноватыми седыми волосами. «Дедуль, это твоя там коробка стоит?», — спросили полицейские. И откуда они узнали? Старичок кивнул. В сопровождении прошел к газону вокруг Здания управления железной дорогой, где подобрали крупный сверток, надежно увернутый ярко-желтой бечевкой. «Давай, дедуль, забирай, а то непорядок, — сказали полицейские, — чего у тебя тут вообще такое?» «Барсика вышел похоронить, — скорбно ответил старичок. – Леску ему подобрал – чистый нейлон. Долго прослужит. Но в руках держать тяжело. Вот я под елочку его пока и пристроил». «Ладно, — сказали полицейские, — пусть полежит. Раз тяжело».
«Герои фильмов Рязанова давно живут своей жизнью. Я надеюсь, что все, кто увидит эту скульптуру, станут чуточку добрее», — сказал депутат Госдумы Александр Хинштейн.
Афишную тумбу торжественно приподняли. Юрий Деточкин, теперь и памятник, широко улыбался, приподняв шляпу над головой. «Люба, я вернулся».
Идея возводить памятники киногероям не нова. Великолепны Шерлок Холмс и доктор Ватсон (Москва, близ посольства Великобритании). Радуют глаз Афоня и «ррродственник» Коля (Ярославль). Прекрасен Георгий Вицин в роли Бальзаминова (город Зеленогорск под Санкт-Петербургом). Традиционно невозмутим товарищ Сухов (Донецк). В Перми веселятся Бывалый, Балбес и Трус из «Кавказской пленницы». В Киеве продолжают разговор об Эре милосердия Глеб Жеглов и Володя Шарапов. В Харькове на перроне бежит и бежит отец Федор с чайником. Не корысти ради, а токмо волей пославшей меня жены.
Доцент из фильма «Джентльмены удачи» бандитски рвет майку на груди. Если присмотреться, то нос и указательный палец руки «Доцента» отполированы многочисленными прикосновениями. Своеобразный ритуал на удачу. Порой очень неплохо произвести таковой ритуал. Космонавты перед стартом непременно смотрят «белое солнце пустыни» и мочатся на заднее колесо автобуса. В Плисецке солдаты ракетных войск царапают на ракетном боку имя «Таня». Моряки ступают на борт корабля непременно с правой ноги и прибивают подкову над дверью капитанской каюты. А москвичи и гости столицы прикасаются к носу «Доцента».
Может быть, жители нашего города будут трогать на удачу шляпу Юрия Деточкина? Было бы неплохо. Ведь как ни банально звучит, мы живем в мире, самом лучшем из, но в нем ежедневно свершается война. Война между черным и белым, серым и красным, добром и злом, любовью и отвращением, жизнью и смертью, болью и счастьем. Строя памятники героям любимых фильмов, мы выступаем на стороне счастья. На стороне жизни. Это хорошо, это правильно, и такой мессидж понятен всем, без дополнительных средств перевода. И да – выступая на стороне жизни, мы выигрываем.
душевно все было, соглашусь только вот машины эвакуатором зря поубирали!!! люди в панике носились!!!
умилительно, упоительно, охранительно