Вторая реальность самарских массмедиа.

Церемонию вручения лучшим журналистам «Золотых перьев» удачно объединили с вручением первой Премии губернатора. Такое блистательное цеховое собрание (которого редакция «Новой» счастливо избежала) всегда наводит на размышления, топливом которым служит смесь зависти и брезгливости. За что же награждают самарских журналистов? Далее: зубовный скрежет неприглашенных и непобедивших.

Губернатор Меркушкин начал от количества переходить к качеству и свое приветственное слово уложил в пятьдесят восемь минут. Учитывая масштабы его программного выступления в опере и на легендарной уже пресс-конференции, это немного. Но за это время Меркушкин сказал обо всем. Дал и несколько оценок эффективности работы наших журналистов. Упомянул, что лишь несколько процентов жителей осведомлены о процессах, идущих в области. Глобальных процессов, не уголовных. А вот у соседей статистики работают лучше этот процент достигает 60. А в Мордовии так и еще выше. Туда сам Депардье бежал из очень свободной Франции. То есть низкий процент в губернии.

При этом речь идет о тех самых СМИ, представители которых сидели в зале и получали губернаторские премии. Покрытие у этих СМИ едва ли не больше 100% населения области, а уровень донесения информации, как выясняется, невысок. Но награды все равно находят героев. И складывается пародоксальная ситуация – журналисты СМИ, работающие с КПД паровоза, получают премии, превышающие их обычные гонорары в десятки раз. За ту же самую работу. Как тут настроишься на интересы массового читателя, если за одну статью можно срубить сто тысяч – годовой оклад среднего уровня писаки?! А немассовый читатель Меркушкин, надо сказать, очень симпатичен и щедр! Из 185 заявленных участников на конкурс губернатора было награждено 60! Каждый третий. Учитывая общий уровень нашей журналистики, кажется сомнительным эффект от подобных конкурсов, но, как сказал Меркушкин, без журналистов сейчас нельзя обойтись «объективно».

Объективность

Когда раздается такое число наград и премий, не трудно дать всем сестрам по серьгам. Особенно если не последнее место в оценке достоинств публикации занимает уровень лояльности. Критика, по мнению губернатора, должна быть объективной и конструктивной, то есть на уровне выявления отдельных недостатков. И все сидевшие в зале «Ренессанса» их прекрасно выявляют. С нужным уровнем лояльности. Но вот по какому-то очень странному обстоятельству, при том что никакой войны между городом и областью у нас нет и все живут душа в душу, журналисты СМИ, контролируемых городской властью, были очень непропорционально представлены среди награжденных. Профессор Перепелкин, формально представляющий телеканал ГИС, имеет журналистику своей третьей или пятой специальностью и в общий список не очень лезет. А кроме него и нет никого из «городских» журналистов. Почему? Уровень сервильности, критичности и даже общего профессионализма вполне соотвествует. Тематика тоже. А вот не дают наград. Возможно, что они и заявок не подавали. Или им рекомендовали этого не делать. И это совсем не война, но почему же не пришли на эту церемонию ни мэр Дмитрий Азаров, ни его штатный медийщик Сергей Пименов?

Актуальность

Пименова и Азарова стоило пригласить хотя бы для вручения какой-нибудь унизительной премии типа «Лучший микроблогер» или «Твиттерянин года». Дмитрий Игоревич немало сделал для популяризации голубой птички среди чиновников, и огромное ему за это спасибо. Вообще следование главной тенденции – росту влияния Интернета и гражданских платформ было продемонстрировано Меркушкиным очень наглядно. Он просто провел за единственным столиком блогеров практически всю неофициальную часть церемонии. 45 минут наслаждалась наш корреспондент Нина Дюкова (блогер seleste_rusa), сидевшая рядом, тесным общением с губернатором. Кстати, год назад именно с вопроса храброй Нины, заданного на такой же церемонии, о том, готов ли идти губернатор на выборы, начался обратный отсчет для тогда-еще-губернатора-Артякова. Он, как говорят, блогов не читал, ограничиваясь «объективками», а вот Николай Иванович читает. И даже, наверное, считает. Потому что эффективность блогеров и демонстративное к ним внимание Меркушкина нельзя было не заметить. Так же как и демонстративное пренебрежение к итогам работы правительственного медиахолдинга. Правительственная «Коммуна» получила своё, но больше всего там, где нет особых конкурентов. Ирина Кудрина действительно лучшая в своем сегменте. Но, если честно, кроме нее там немного серьезных писак. То же относится и к спортивному журналисту Бабешкину.

А вот победа в конкурсе блогеров Антона Буслова – единственной интернет-знаменитости, имеющей отношение к Самаре (кроме наркомана Павлика), – очень показательна. Ведь Антон, который много сделал для города, стал заметен и интересен только сейчас, когда его борьба с раком – одна из федеральных тем. Кстати, губернатор читает материалы Антона в оппозиционном журнале New Times? Или ограничивается городской активностью и жесткой критикой транспортного цеха? Не очень понятно, за что же на самом деле наградили Антона, то ли за известность, то ли за принципиальность. Но это, несомненно, очень заслуженная награда.

Принципиальность

У нас тоже отмечают. Золотыми перьями. Например, за культуру получил перо Виктор Долонько. Культуролог, принципиальность которого была особенно ярко продемонстрирована в прошедшем году, когда он, много лет боровшийся с ненавистным ему министром культуры, сменил ориентацию. А ведь это была борьба, которой многие восхищались. Смело, умно, жестко и хлестко расправлялся Долонько с Ольгой Рыбаковой. Много лет. Разоблачал, гневно клеймил. Пока она не купила его. Дав хорошую должность редактора «Свежей газеты» и, как болтают злые языки, немного денег сверху. А теперь еще и золотое перо от Союза журналистов, которое, кстати, издает эту самую «Свежую газету». А в ЖЖ у Долонько теперь исключительно анонсы культурных событий, и в программах на «Эхе Москвы» — критика федеральных безобразий. И даже откровенные ляпы и недоделки в недавно открытом доме Курлиной не интересны ему. Хотя страшно подумать, что написал бы прежний Долонько. Что-нибудь в таком вот стиле:

(Торжественно.) Гордостью переполнено моё сердце. В последний день осени руководитель управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Дмитрий Мусин в торжественной обстановке вручил министру культуры Самарской области Ольге Рыбаковой юбилейную медаль Министерства культуры Российской Федерации – «150 лет учреждения органов охраны памятников истории и культуры» – «за высокий профессионализм и достигнутые успехи в области охраны и сохранения культурного наследия России». (Непрошенная слеза.)

Наконец, многолетние усилия министра оценены по заслугам. И если успехом считать увеличение сносно сохраненных объектов по отношению к общему числу памятников, то, уменьшая число этих памятников – помните правила школьных дробей? – можно в итоге добиться фантастических результатов!

Но, полагаю, эта медаль – только начало. Не имеют права остаться без одобрения государственных органов успехи министра по освоению бюджетных средств в процессе реконструкции оперного театра. А вклад Ольги Васильевны в развитие русского языка? И, что, безусловно, важно, уничтожение гендерных особенностей в речевой практике?

Это декабрь 2010. Не то теперь. Ольга Рыбакова приходит на эфир, и ее почтительно спрашивает культуролог Долонько. Награда нашла героя.

Еще один герой из «оппозиционных» просто получил на этой церемонии награду «за того парня». Сергей Османович Курт-Аджиев, всем известный правдоруб и боец, получил золотое перо за лучшее интернет-СМИ, которым стал портал «Парк Гагарина». При этом восемь месяцев этого года Сергей Османович руководил совсем другим СМИ — азаровским. Муниципальной «Самарской газетой». С этим изданием у Курт-Аджиева интересные отношения. Впервые он стал директором «СГ» во времена Тархова и был одним из идеологов его предвыборной битвы с Азаровым. Чего только не писали тогда на страницах газеты про Дмитрия Игоревича! Вспомнить страшно. И после поражения Тархова Курт ушел. Делать независимый «Парк Гагарина». А потом Азаров, который вообще человек практичный, позвал его обратно, и… принципиальный Курт-Аджиев пошел. Снова руководить «Самарской газетой». Чтобы теперь хвалить тех, кого вчера самозабвенно хулил. Правозащитник – это, видимо, тот, кто защищает правых, а у нас кто сильный, тот и прав. Поэтому сегодня Курт-Аджиев «дружит» с областным правительством, снова поругивает Азарова и получает награду. Хотя восемь месяцев этого года, пока «Парк» не дружил с областной властью, проект тянула на себе редакция портала. И прежде всего Лида Караулова, бывшая в это время редактором «ПГ». Их мы и поздравляем с заслуженной победой. И надеемся, что хотя бы теперь Сергей Османович немного поделится и воздаст должное людям, которые подняли его на пьедестал. Хотя бы своим журналистам.

Профессиональное влияние

Журналисты объективно нужны власти. Неэффективные? Так ведь других и нет. То есть есть, но они не журналисты. Вот, например, губернаторская номинация «За борьбу с коррупцией». Награжденных много, но… нет первых-вторых-третьих мест. Наверное, потому, что присуждение первой премии вызвало бы вопрос: а какие меры приняты по публикации? Очень по-советски было бы. Как любит Николай Иванович. Но дали просто. Без мер. Без мест. А первое место в этой номинации надо бы дать Александру Хинштейну. У него очень эффективные публикации по теме коррупции. И есть результаты. У депутата. А вот у журналистов не очень. И это очень большая проблема наших медиа. У Никласа Лумана в книге «Реальность массмедиа» читаем: «У них нет доступа к иной реальности, кроме той, какую они сами же и конструируют. Это и есть вторая реальность массмедиа». Поэтому количество людей, узнавших о церемонии награждения лучших журналистов, вряд ли превысит упомянутые губернатором несколько процентов. По работе и награда. Или наоборот? Наивно ведь думать, что паровоз превратится в самолет, если в топку бросить еще больше дров.

P.S.: А в первый рабочий день после церемонии в топе местных новостей было сообщение о женщине, помывшей голову керосином и высушившей волосы над газовой плитой.

5 thoughts on “Вторая реальность самарских массмедиа.”

  1. Вот — единственный на самом деле журналистский материал об этом событии. С точкой зрения, с анализом. Интересно почитать.

    Ответить
  2. «У них нет доступа к иной реальности, кроме той, какую они сами же и конструируют. Это и есть вторая реальность массмедиа». Сульдин сконструировал нам эту реальность только что. А то, что она кособокая и пованивает — так это не страшно.

    Ответить
  3. Я думал никто правду не напишет. Удивительно, что на это кто-то решился

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.