Дели встретил нас тёплой ночью и прекрасным огромным аэропортом, из конца в конец которого мы и на эскалаторе ехали, и бегом бежали – шутка ли, три километра размах «крыльев» аэропорта. Чтобы хоть как-то пораньше попасть в отель. Нам оставалось спать меньше пяти часов до поезда – и это стимулировало.
Туда, вдаль, уходит одно из «крыльев» аэропорта.
Мудры на стенах аэропорта. Чтобы люди не забывали Премудрость веков.
Индийцы – удивительный народ. Строят самые современные супернавороченные вокзалы, аэропорты. Компьютерные технологии у них развиваются чуть ли не самыми передовыми темпами в мире. А рядом – совершенно другой мир, отставший во времени лет на сто, точно. Ошарашенные просторами воздушных врат Индии, мы поехали в отель по широкой автостраде, и были еще более ошарашены потрясающим зрелищем: вдоль дороги на много километров на тротуаре рядами спали люди. Кто на коврике, кто прямо на земле, таких было больше. На вопрос, почему СТОЛЬКО людей спят вдоль дороги, водитель спокойно ответил: «Ночи теплые». Это были не бомжи, потом мы много раз видели людей, спящих прямо на столах, на которых они ранним утром раскладывали на продажу овощи и фрукты – тепло ведь. Зачем отель искать, деньги зарабатываются трудно. Приезжают из деревень на заработки, экономят на всем. Велорикши спят прямо на сиденьях, положив ноги на руль велосипеда. Вряд ли сладко спится… Мы часто приезжали поздно вечером или рано отправлялись в очередную поездку, и видели жизнь города далеко не парадную. Деньги даром не даются будь то Индия, Россия или Казахстан. В тот раз мы приехали в отель притихшие, невольно сравнивая со своим укладом на Родине. Выходило, что мы совсем неплохо устроились.
Через 4 часа мы были уже на вокзале, чтобы ехать в Джайпур. И вид спящих на вокзале людей нас уже так не удивлял. Спали семьями, прилично одетыми, ожидая поезд. «Тепло ведь ночью», – объясняло многое.
К этому зрелищу мы быстро привыкли. В Дели хотя бы не ходят по перрону коровы и здоровеные быки, не прыгают обезьяны. И не пристают нищие и калеки.
Поезда очень колоритные. Поскольку билеты брали перед самым отъездом, то уже выбирать не приходилось, лишь бы попасть в Джайпур. Поездили разными классами и теперь уже есть опыт и можем сравнивать. Мы ехали большой компанией, народ добродушный, весёлый. Поэтому никаких проблем не возникало. В обычных поездах окна открытые с решётками. Вид жутковатый, но потом начинаешь понимать, что обезьяны и ловкие ребята с перрона – не самые приятные гости. Тем более, что решётки поднимаются. В спальных вагонах дверей нет, вместо них тяжелые шторы, которые замечательно отделяют купе от любопытных глаз. Ночью шторы у всех закрыты, получается длинный коридор. Очень удобно. Матрацев нет, белье на удивление, белоснежное (чего не скажешь об отелях). Проводников мало, иногда парочка на весь поезд, если поезд идет на малые расстояния. Кондиционеры во всех поездах зверские, мерзли, сидели порой в куртках. На ночь Володя по нашей просьбе по-русски заделывал дыры картонками, чтобы не заболели нежные девы. А греться регулярно выходили в тамбур, где двери были настежь открыты . Там было, как в раскаленной духовке. Мчались мимо полей рисовых,в которых еще не было воды, так как муссоны в июне начинаются. Рыжая равнина, пейзаж мало от наших степей отличается. Кирпичные заводики типа: труба высокая и кучи кирпичей – часто встречаются на равнине. И транспорт соответственный – либо верблюды, либо волы.
В поездах не соблюдаются санитарные зоны, поэтому вытекающие и выбрасывающиеся последствия могут быть и на станциях. Мусор тоже бросается либо на пол, либо за окно. При сорока с гаком градусов стоит жуткая вонь. А чистота туалетов поражала. Вода для марафета есть в самых захудалых местах. Умно и просто: чем сорить туалетной бумагой, лучше оросить чистой водой. Правда именно поэтому левая рука у индийцев считается грязной. И хлопать по плечу левой рукой значит оскорбить человека насмерть. Тонкости такие… Наши Лены на очередной стоянке спасали свои носы, как могли.
Мы были в Джайпуре один день, но КАКОЙ! Я сделала 700 штук фотографий. 4 гига памяти забила влёт – ну невозможно было ЭТО не увековечить! Джайпур встретил нас симпатичным отелем в традиционном раджпутском стиле, приятном и чистом, но оказалось, что поскольку мы приехали утром, номера ещё не освободились. Перед нами извинились и отвезли нас в другой отель. Сказочный! Лучший из дюжины, в которых мы останавливались потом. Дворец из восточной сказки. Все было настолько изысканно и нарядно, что мы фотографировали все интерьеры, каждая деталь заслуживала внимания.
Это не декорации к фильму. Это отель.
Мы с огромным удовольствием разглядывали все красивости, как потом выяснилось, многие статуэтки и посуда стоили очень дорого. И были настоящими произведениями искусства. Жаль, что нельзя показать ВСЕ!
Все просто, со вкусом и нарядно. Чувствуешь себя в гостях у радушных хозяев, а не в номерах.
Изысканный атриум еще больше подчеркивал утонченность всего убранства. А фрески на стенах, изображающие нарядных людей, слонов и верблюдов, идущих и везущих богато украшенные повозки в одном направлении, создавали иллюзию движения.
Чтобы не повредить репутации отеля, нас разместили в более дорогом по цене, на которую мы изначально рассчитывали. Оказалось, что хозяева отелей – братья. История жизни их семьи, рассказанная с любовью в фотографиях, занимала целую стену: их отец, бравый военный с огромными усами, занимавший видный пост в армии, когда вышел на пенсию, основал отель, сыны продолжили дело. Отца уже нет в живых, а уважение и гордость сыновей за него передалась и нам, путешественникам. Все разглядели, порадовались за людей – и поехали дальше.
Наш водитель был явно раджпутом, представительный с огромными усами. Точь в точь, как на перламутровом панно на стене отеля. Если отели очень ухоженные и цветники радуют глаз, то о городе этого сказать никак нельзя. Все рядом – роскошь дворцов, нарядность женщин и облезлость построек. Несмотря на цветистые отзывы, город оказался пыльным и неухоженным. Достопримечательности вызывали восхищение туристов, они содержались в чистоте и порядке, все остальное было как везде. НО!!! Вспоминая сейчас Джайпур, вижу перед глазами его необыкновенные дворцы, а, главное – крепости, и понимаю, что не зря его называют одним из самых необыкновенных городов Индии. Драгоценный камень в потертой временем и событиями оправе.
Словно райские птицы.
Какая Индия без факира? Однако это единственный укротитель змей, которого мы увидели за месяц путешествия.
История у Джайпура богатейшая. Само княжество существует с XII века, переходило из рук в руки неоднократно, столицей его больше ста лет был Амбер форт. Рассказывают интересную историю о том, что 12-ти летнего Джай Сингха, принца воинского клана качвахов, привели к очередному исламскому завоевателю, он покорил шаха своим острым умом и недетской рассудительностью. За это шах сохранил ему жизнь и оставил в своей свите, наградив его именем Савай, что означает «первый среди высших», то есть «чудо». Именно под этим именем он и вошел в мировую историю как выдающийся математик, архитектор, историк и астроном. Вступив на престол правителей Джайпура в 13 лет, Савай Джай Сингх II проявил себя очень энергичным и умным правителем. В 1728 году деятельный раджа решил перенести столицу из форта на равнину, пригласил молодого и талантливейшего архитектора Бхаттачарья из Бенгалии. И вот, благодаря такому творческому тандему двух умнейших людей, в короткие сроки был построен прекрасный город, единственный в свое время в Индии с грамотной прямоугольной планировкой. Да и по сей день отмечают его замечательную застройку. Воинственные кланы – раджпуты, великолепные наездники и воины, были вначале союзниками Великих моголов (еще во времена императора Хумаюна и его сына Акбара), затем долгое время воевали против них. И против англичан. Хочу сказать, что именно в северо-западной Индии, среди племен раджпутов в 16 веке возникло новое учение сикхизм. Его основатель, умнейший человек своей эпохи Гуру Нанак, после паломничества в Мекку, стал проповедовать новое учение, взявшее самое лучшее как из суфизма исламского, так и из чистого буддизма. Религия потрясающей веры, кротости, смирения, милосердия и всеохватывающей любви. Совершенно космические истины с идеями устранения кастовости, равенства среди людей, равноправия женщин и установления мирового братства. Чем больше я узнавала о сикхах, тем больше они мне нравились. Они организовали государство в государстве, со своими законами и вождями, своей идеологией. Сикхи сразу выделяются из толпы мелких и сухопарых индийцев своей молодцеватостью, а главное – (воины!!!), своим достоинством. И кем бы они ни были, торговцами или полицейскими, их гордые головы, украшенные тюрбанами, сразу выделяются из толпы. Сикх, владелец лавки, встречает вас доброжелательно, но не подобострастно. Очень нравятся мне эти люди.
Сикхи. Красивые люди.
Многие идут в армию, практически все мальчики и многие девочки занимаются сикхским единоборством. Очень впечатляют занятия их с булавами и металлическими колючими шарами на цепях, которые они с бешеной скоростью вращают над головой. Все сикхи – Сингхи. Что в переводе означает Лев. Это не фамилия, даже не родовое имя, а скорее обозначение объединяющих качеств, присущих людям этой веры. Или обязательных для них. Красивый обычай, настраивающий смолоду на героический лад. В общем, люди достойные и интересные.
Предварительно распечатав интересную информацию о достопримечательностях города, мы чувствовали себя подготовленными. Однако мы ошиблись, потому что действительность превзошла все наши ожидания. Впечатления были настолько разнообразны, что не вписывались ни в какие рекламные буклеты.
Городской дворец, цитадель качавских раджпутов, правителей Джайпура, расположен на большой площади, окруженной высокими стенами в центре города. И хотя построил его махараджа Савай Джай Сингх, достраивали его вплоть до 20 века.
Чудесный дворец, от смешения раджпутской и могольской архитектуры только выиграл.
Потрясающе изысканный открытый павильон Саватобхадра , который напоминает свадебные чертоги.
Городской дворец – это несколько зданий, соединенных узкими коридорами и переходами. Здесь расположен зал официальных аудиенций Диван-и-Ам, галерея искусств, музей старины, нарядов махараджи и его жены. Сам Савай Мадхо Сингх был весьма внушительным мужчиной, весил 250 кг при росте 2 метра. Для Индии очень яркий мужчина. Его гарем вмещал 108 жен и наложниц.
Изумительные павлиньи ворота. Такие краски! А сами птицы – просто отрада для глаз.
Какие изящные балконы, такой стиль изысканный. Вообще, очень интересная смесь могольского направления и индуистского. В религии раджпуты всегда были индуистами (у сикхов своя религия), моголы были мусульманами, но терпимо относились к другим верованиям. Особенно при Великом Акбаре.
Словно с картины Верещагина. Заметила: по красоте и внушительности дверей можно определить серьезность намерений и благосостояние хозяина.
Дворец правителей Джайпура. Эти апартаменты являются и офисом княжеской семьи, и ее жилыми помещениями.
В местном музее хранится богатейшая коллекция редких рукописей, раджпутских и могольских миниатюр, прекрасных своей изысканностью и утонченностью. Ковры, ткани, оружие, царские атрибуты. Коллекция холодного оружия очень внушительная, собирается с 1580 года: мечи, сабли, кинжалы, многие с драгоценными камнями и инкрустациями. Оружие у раджпутов – это предмет особой гордости. Тут есть, чему порадоваться.
Отдельно в стеклянных кубах находятся два огромных сосуда из чистого серебра, упомянутые в Книге Рекордов Гиннеса, как самые большие в мире серебряные изделия. Высота одного красавца 1,5 м, вмещает более восьми тысяч литров. В 1901 году Мадхо Сингх отправился в Англию и явно не доверяя экологии бриттов, взял с собой два этих сосуда, наполнив их водой из Ганга. Гарем у него был немалый, 108 женщин. Вполне понятно, что хлопот у раджи хватало…
Красивые сосуды, рядом охрана в красных тюрбанах и белых одеждах, словно сошли с картин Верещагина. Он тоже, кстати, бывал в Джайпуре. Я видела его картины и рисунки в Третьяковской галерее, источающие ароматы Востока, впечатления путешественника, влюбленного в Азию.
В Джайпуре дворцы правителей расположены недалеко друг от друга, поэтому и жемчужина Свободного города (так переводится Джайпур) – Дворец Ветров, Хава Махал интригующе выглядывает порой из-за других зданий. Пятиэтажный дворец имеет форму венца Кришны, построен был вначале как храм. Красивое здание с 953 крохотными окошечками, в которых поет ветер. Отсюда и его название. Позже здесь помещался гарем и через миниатюрные окошки прекрасные женщины сераля наблюдали за торжественными событиями в жизни города. Толщина здания-всего одна небольшая комната. Сейчас это прекрасное здание стоит на шумной пыльной улице, и вряд ли бы красавицы радовались, наблюдая за нынешней суетой…
Хава Махал. Дворец Ветров.
Джайпур часто называют розовым городом. Дворцы его построены из светлого песчаника, розового гипса, форты из светлого камня на закатном солнце тоже становятся розовым чудом. Но есть и более прозаическая историческая деталь: в середине 19 века, когда принц Уэльский посетил Джайпур, город был выкрашен в его честь в розовый цвет- цвет радости. До сих пор стены домов, даже новостроек, в историческом центре по традиции красят в терракотовые тона. Красиво, но несколько облезло, и трудно разобрать, где старая история, а где магазин, построенный недавно. Очень похоже на наши времена, когда перед приездом высоких гостей марафетят фасады домов, оставляя внутренние стены в их первозданном облезлом виде.
Город усеян прекрасными, изысканными дворцами. Такого количества архитектурных шедевров на километр городского пространства больше мы нигде не видели. Но они словно отстранены от современной суеты. Жизнь, накопленная веками, словно прячется под пленкой, оставленной взглядами многочисленных туристов, как это и бывает обычно с достопримечательностями. Оттого так и тянет в необжитые места, «где еще не ступала нога человека» – там первозданная природа и нет присутствия других. Даже, если они не оставили после себя мусор, они наполнили своей энергетикой пространство. И мы ее ощущаем. В этом отношении нам очень понравился прекрасный мраморный Гайтор с его чудесными резными кенотафами.
Врата усыпальницы Савай Джай Сингха II стерегут львы. Стерегут Сингха-ЛЬВА.
Каждая группа кенотафов отличается от других. Так же, как отличались люди.
В Гайторе было спокойно, умиротворенно и немного грустно. Мы были там одни, и это радовало. И только при составлении альбомов я прочитала, что Гайтор – это усыпальницы, крематорий, где кремировали умерших раджей и на этом месте возводили прекрасные резные мраморные кенотафы – беседки с чудесными колоннами. Оттого и было так покойно на душе. Как у Высоцкого: – А на кладбище все спокойненько… Красиво и трогательно, куда нашим погостам до них.
У нас была очень обширная культурная программа, разбросанная на много километров, поэтому любование красотами проходило быстро. При этом мы успевали еще ощущать, запоминать, снимать и записывать свои впечатления на камеру, пока они свежи и не забиты следующей порцией ахов. День нашего пребывания в Джайпуре продолжался.
Первая часть публикации здесь.