Кого и как мы выбираем?

Таков лозунг классического представителя современного поколения жителей Российской Федерации. Общинное сознание – то, что объединяет многих россиян и большинство самарцев. К такому умозаключению пришёл психолог Андрей Березовский, который в интервью «Новой» рассказал о роли СМИ в формировании сознания, о том, на какие лозунги чаще всего ведётся народ, а также о наборе психологических качеств, которыми должен обладать мэр города Самары.

— Вы можете сформировать психологический образ человека современного поколения?

— Поколение 20-летних более или менее содержательно с точки зрения социальной психологии, но современные молодые люди абсолютно не поддаются анализу с точки зрения политологии. Младшее поколение не имеет своих взглядов, оно занято исключительно цитированием. Их голова забита фразами из журналов, газет, текстов, которые они слышали от родителей. В зависимости от уровня интеллекта самые умные хорошо цитируют, более или менее связно. Ребята попроще цитируют бессвязно, на уровне отдельных слов. Они не имеют своих точек зрения. У них есть только впечатления. У них нет представления о том, что существуют какие-то общественные процессы. Для них это тайна. Для их же сверстников времён гражданской войны существование общественных процессов было данностью. Старшее поколение вынуждено понимать, что подобные процессы существуют. Когда человек жил и думал «куплю земли участок, построю на нем дом», и потом, когда это происходит а кусок его имущества кто-то отобрал, то он обнаруживает, что существуют такие инстанции, как суды. То есть обнаруживает существование государства. Вот это особенность старшего поколения. Мне интересно, что произойдёт после акта обнаружения государства. Что они будут пытаться с ним делать. Менять его или же жить с ним мирно. Или, к примеру, массово его покидать. Неизвестно.

— С развитием новых средств коммуникации появляется большое количество новых социальных групп. Эти люди разумны и имеют свою точку зрения, не всегда совпадающую с точкой зрения существующих органов власти. Какова психологическая установка этих людей?

— В России существует столица, существуют мегаполисы, такие как Самара. Также существуют маленькие города и деревни. Везде есть своё единообразие. То, что происходит в столице, не факт, что происходит в провинции. Вы говорите о том, что существует определенная группа людей, не согласных с существующим строем. Для того чтобы не соглашаться со строем, надо с ним не соглашаться осознанно. Для этого необходимо догадываться о существовании этого строя. У меня есть небольшая догадка, что сейчас далеко не все понимают, какой у нас строй. Старшее поколение, на мой взгляд, до сих пор думает, что существующий режим – преемник советского режима. И не замечает того факта, что живёт в другой стране. Младшее поколение, как я уже говорил, пока только обнаруживает факт существования государства. Поэтому говорить о вменяемой группе согласных или несогласных с чем-то сейчас в России нельзя. В чём проявляется социальная политическая активность? В России она проявляется, слава Богу, на выборах. Было бы хуже, если бы она проявлялась в каких-то других формах. Мотивы, по которым люди делают выбор, не сильно связаны с их гражданской позицией. Для того чтобы понимать, что такое существующий строй, его постоянно нужно с чем-то сравнивать. К примеру, мы говорим, что у нас очень злые гаишники. Они берут взятки и так далее. В Украине, насколько я слышал, помимо злых гаишников существуют ещё и люди, под гаишников удачно мимикрирующие. Они машут полосатыми дубинками и берут деньги. Назовём их псевдо. Так вот, эти псевдо существуют в Украине уже очень много лет. И никто с этими псевдо ничего сделать не может. Сравним. Слава Богу, у нас на трассах не стоят переодетые субъекты, для нашего менталитета такое в принципе невозможно. А для них это нормально. У нас достаточно трудно попасть в ситуацию, когда у вас прилюдно потребуют дать взятку. Опять же в Украине такие ситуации не вызывают даже удивления. Если сравнивать два режима, то наш, безусловно, более организованный.

— Как влияет СМИ на сознание современных граждан?

— На человека, который не имеет своего отношения к чему-либо, достаточно легко повлиять. Способность СМИ влиять на многие ситуации связана с отсутствием собственного отношения к происходящим процессам. Влияние СМИ на сознание очень мощное. До тех пор, пока страна не выздоровеет, роль СМИ будет очень велика. На мой взгляд, в России до сих пор вполне возможно появление такой газеты, как «Искра», которая может практически уничтожить целую страну. Горстка бумаги может привести к смертям миллионов человек. И это печальный факт.

— Давайте поговорим о жителях нашего города. Что помимо СМИ влияет на современного самарца?

— Житель города Самары – это человек, который здесь живёт недолго. Его родители приехали сюда из деревни, допустим, работать на заводе. Мне рассказывали, что на Безымянке люди в жаркие дни спали во дворе на раскладушках. В 80-ых годах в подъездах редко закрывали двери. Общинный менталитет в жителях города Самары присутствует. Поэтому многие самарцы довольствуются не представлениями о деятельности мэрии, а теми представлениями, которые бытуют в их общности. Это приводит к неким странным социальным артефактам. К примеру, все вместе они могут выбрать не того мэра. Община способна на большие ошибки.

— Что делает людей озлобленными? Раньше люди на Безымянке спали во дворе на раскладушках, а сейчас по той же Безымянке в 11 вечера невозможно пройти пешком. Обязательно наткнёшься на агрессию. 20 лет назад такой ситуации не было.

— 20 лет назад ни вы, ни я по Безымянке днём бы не смогли пройти. Это было бы рискованно. Сейчас всё в 1000 раз безопаснее. Мне недавно рассказали, что в 50-ых годах на старом мосту через Самарку грабили людей. Люди шли пешком через мост, с двух сторон им преграждали путь и грабили. C моста ведь никуда не спрыгнешь. Сейчас ничего такого не происходит. Ситуация гораздо более благоприятная. Ответ на вопрос, что делает людей озлобленными, очень простой. Вопрос не в озлоблении, а в системе правил. Я никогда не понимал одного момента. В войнах погибает огромное количество человек. Какое представление о ценности собственной жизни должно быть у человека, который идёт по болоту и понимает, что он может погибнуть. Наверное, это его система понимания, что есть жизнь, а что есть я в этой жизни. Когда мы говорим о тех же гопниках, мы имеем в виду не озлобленность, а, скорее, некую систему представлений о мире. Если мы будем говорить о поколении детей конца 80-ых, то почему у них должны быть какие-то другие представления о мире? Если они с детства видели мало еды и потерянных родителей, которые злоупотребляли алкоголем. Их учили в школе такие же потерянные учителя.

— На кого современный россиянин по менталитету похож больше – на европейца или азиата?

— Современный россиянин живёт в общинной системе ценностей. У нас это ассоциируется больше с Азией. У немцев тоже очень общинное сознание, индивидуализма очень мало. Один за всех, и все за одного – способ выживания в деревне, которая окружена лесом с дикими зверями. Общинные ценности до сих определяют наше поведение во многих ситуациях. Те, кто проявляет индивидуализм – выскочки. Многие самарцы до сих пор так думают.

— На что ведётся представитель нынешнего поколения? На какие лозунги?

— Если мы не знаем о существовании общественных процессов, то это вовсе не значит, что их не существует. Если мы не знаем о существовании власти, это не значит, что её нет. Она есть. Только те лозунги будут восприняты, которые исходят от людей, отвечающих существующим общественным процессам. Вопрос: а какие общественные процессы существуют? Почему мы все идём и голосуем за Единую Россию? Для нас власть проявляется через её недостатки. Мы говорим: они вот это не делают, вот это не делают. Но тогда за что же мы поддерживаем власть? Мне кажется, за то, что власть обеспечивает нам некий уровень безопасности. Безопасность – это главный современный общественно-политический тренд. Именно за безопасность люди готовы платить очень дорого. Пусть не сделают дороги, пусть пообещают, что сделают, но не сделают, но мы будем с той властью, которая обеспечит нам безопасность. Сработает не тот лозунг, который пообещает что-то важное, а тот, который будет способен обеспечить главный тренд – безопасность. Чего мы не хотим? Мы категорически не приемлем варианты развития киргизских или украинских событий. Современная власть безопасность нам обеспечивает. Худо-бедно, но обеспечивает. Почему оппозиционеры не находят серьёзной поддержки? Наверняка, они умные люди. Многие говорят, потому, что у них нет выхода на телевидение и так далее. Вовсе не поэтому. Потому, что они не рассказали, как они обеспечат безопасность людям. Они сказали о том, что будет революция, что всё будет очень интересно и что мы все друг друга перережем. Но никто этого давно не хочет. Многие помнят о событиях 18-ого года. Возвращаясь к теме, могу сказать, что народ на лозунги не особо и ведётся. Ведутся скорее политики. Умный политик обещает то, о чём спрашивает народ.

— Что нужно пообещать политику для того, чтобы ему в ближайшее время стать мэром?

— Ему нужно гарантировать безопасное развитие города. В общине каждый человек может быть не очень умным, не обязательно закончившим университет. Но все всё прекрасно видят. Поэтому абсолютно точно проголосуют за человека, который пообещает безопасность. Если людей, конечно, не занесёт в другую сторону. К примеру, у них не появится желание протестовать против чего-то. Ошибки тоже бывают общими.

— Какими психологическими качествами должен обладать мэр города Самары?

— Он должен быть трудоспособным, активным и он не должен быть революционером. Он должен доказать общине, что он достоин быть выбранным. Выборы – вещь серьёзная. Кто сумеет доказать общине свою значимость, тот и станет мэром. А тот, кто будет пудрить общине мозги, не имеет ровным счётом никаких шансов.

Андрей Березовский – не только психолог, но и известный самарский рок-музыкант. Играть начал еще в конце 80-х. Уникальное видео той эпохи, снятое в подвале мединститута, можно увидеть тут

http://vkontakte.ru/video36022593_142702600?noiphone

Патологический авант-панк в духе скорее Берлина, чем Самары. Ансамбль «Грудь и Наводчики», руководитель: А.Березовский — сообщается в начальных титрах. Кстати, девушка в кадре – нынешняя хозяйка одной галереи, а в те годы – богемная королева Куйбышева.

Потом было триумфальное выступление на фестивале «КГБ-рок» в 1992 году с группой «Руки».

В конце девяностых Андрей Березовский работал в реабилитационном центре «Второе рождение», принадлежавшем Ивану Мотынге. В то же время играл на бас-гитаре в группе «Контора Кука».

В 2009 году Андрей Березовский заново собрал группу «Руки», чтобы выступить на возрожденном фестивале «Самый Плохой». Среди публики было много студентов, у которых Андрей Эдуардович преподает в госуниверситете.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.