Да, дорогой читатель. И это не апрельская шутка. Купол из стекла не самый плохой вариант, отметим мы. Ведь сначала новые собственники исторической постройки предложили надстроить несколько этажей к зданию.
В феврале 2016 года стало известно, что законсервированному дому архирейского подворья, подарят новую жизнь. «Корпорация развития Самарской области» заявила о намерении отреставрировать историческую постройку и заказала «Государственной экспертизе проектов в строительстве» экспертизу результатов инженерных изысканий, оценив работы в 237,6 тыс. рублей. В руководстве корпорации заявляли, что самое главное в процессе обновления здания – выполнить все требований законодательства в сфере сохранения ОКН и недопустимость изменения его архитектурного облика.
14 апреля сегодня стало известно, что реставрировать дом все же не будут. В ходе ассамблеи «Сохрани на память» в Самарском Доме архитектора заведующая кафедры реконструкции и реставрации архитектурного наследия СГАСУ Татьяна Вавилонская сообщила, что эскизный проект реставрации памятника уже был утвержден Управлением государственной охраны ОКН. Издание RS63.ru пишет, что до последнего времени считалось, что оно было построено в 1905 году известным архитектором Тадеушем Хилинским. Однако исторические документы показали, что здание уже было построено в 1899 году и использовалось как певческий дом архиерейского подворья. В 1905 году Тадеушем была проведена его реконструкция.
Комплексное исследование показало, что здание, которое на первый взгляд выглядит неудовлетворительно, на самом деле имеет высокую степень сохранности. Были утрачены декоративные элементы фасада и интерьера, повреждена кровля, однако конструктивные части здания имеют минимальные дефекты. В ходе работ планируется восстановить утраченные части фасада, в частности, угловой вход и балкон, и дополнить архитектурный облик исторического памятника новшеством – стеклянным куполом, которого не было в оригинальной конструкции. По словам Вавилонской, купол должен экранировать современную фоновую застройку и восстановить таким образом его градостроительные функции как доминанты. Руководитель отдела госохраны Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области Александр Аксарин говорит, что истинная причина кроется в другом. Появление такого купола стало компромиссным решением между архитекторами и инвестором – ОАО «Корпорация развития Самарской области», которое является собственником памятника и заказчиком проекта реставрации.
«Экранировать фоновую застройку – это одна из побочных задач. Основная задача была – приспособить объект под современное использование, которая была поставлена Корпорацией развития Самарской области. Они сначала картинно заявили намерения реставрировать памятник, а потом выяснилось, что проект не оправдывается по экономическим соображениям. И предложили вариант надстроить памятник 2-3 этажами, который активно продвигался губернатором. Тот вариант, который получился, это результат достаточно большого компромисса. Чтобы вместо еще 3 этажей кирпича там появилась такая мансарда в стекле. Это был очень долгий путь, и я считаю, что был достигнут максимально приемлемый компромисс. Это лучший вариант, из тех, что были представлены». — Заявил Аксарин.