Самарская область вошла в «чёрный» список федерального минтранса. Министр Максим Соколов заявил, что нормативным требованиям соответствуют только 38,8% всех региональных дорог в стране. На дороги руководители на местах получают только 14–15% от того, сколько нужно на капитальный и текущий ремонт.
Министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил премьеру Медведеву, что 98-99% жалоб на критическое состояние дорог в стране приходит из крупных городов. Особенно плачевно дело обстоит в регионах, где рост автомобилизации быстрее приводит в негодность уличную дорожную сеть.
Поэтому нужно порядка 10 млрд руб. из средств, которые сегодня запланированы в бюджете в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам от проезда грузовиков с массой выше 12 т (так называемая система сбора «Платон»), направить на дополнительные трансферты, предложил Соколов. Получить деньги должны регионы, где с дорогами особенно плохо. В «чёрный» список минтранса вошли: Астраханская, Вологодская, Владимирская, Костромская, Омская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Тверская области, Челябинская, а также республика Карелия, Алтай, Калмыкия, Марий Эл.
Региональные дорожные фонды пополняются за счет транспортного налога и акцизов на топливо. Этого недостаточно. В 2015 г. 65 регионов были вынуждены добавить в региональные дорожные фонды 239,7 млрд руб., по данным Минфина (из пояснительной записки). Региональные бюджеты могут недосчитаться 8,2 млрд руб. в год, если будет сделан вычет по транспортному налогу для грузовиков, заплативших в систему «Платон», подсчитано в антикризисном плане правительства.
Система «Платон» уже собрала в федеральный дорожный фонд 6,8 млрд руб. Всего в бюджет планировалось собрать 39,5 млрд руб., но после того как тариф остался на уровне 1,53 руб. за 1 км, планы скорректировали до 20 млрд руб.
Деньги «Платона» могут пойти на строительство и ремонт областных дорог на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). 10 млрд. рублей планируют распределить между регионами уже текущей весной для проведения работ первой необходимости.