Кросс нации состоялся в Самаре 22 сентября. Мероприятие прошло на городской набережной, вышло многолюдным и вполне духоподъемным; правда, все же отличаясь по градусу духоподъемности от старых добрых дней бегуна советской поры.
В школе я была плохой толстый бегун, и дистанцию в пятьсот жалких метров преодолевала минут за десять–пятнадцать, зато потом наравне с лучшими девочками, будущими черлидерами, салютовала государственному флагу и пела гимн.
«Сегодня бежит вся страна!» — оживленно говорит со сцены ведущий. Его слова встречаю одобрительным гулом. «Валим с вещами», — кто-то цинично шутит. «Нет времени объяснять! Бежим!» — смеются рядом. «Символы мероприятия — грин-карта и шенген?», — веселье в массе.
Вокруг стоят, подпрыгивают, разминают ноги участники кросса – организованные и случайные. Можно поучаствовать любому: заполняй карточку, подписывайся, что за свое здоровье отвечаешь полностью, и получай номер на грудь и на спину.
Предварительно следует подкрепиться солдатской кашей из полевой кухни, и солдатским же чаем. Участники соревнований охотно ковыряют пластиковыми вилками расып гречку. Кажется, даже и с тушенкой. Из разномастно одетых, пусть и бодрых случайных бегунов выделяются девочки из федерации художественной гимнастики – белоснежные костюмы «bosco-sport», гладко причесанные головы с обязательным узлом волос на затылке. Девочки грациозно закидывают правую ногу далеко за голову, и так стоят, общаются.
Первый забег традиционно детский – горох дошкольников сыпет по аллее набережной, сто пятьдесят метров кончаются быстро, на старте победителей обнимают гордые родители. Следом состоится VIP-забег особо важных персон на символическую дистанцию 2014 метров в честь будущего олимпийского для России года бегут депутаты областной и городской Дум, а также другие официальные лица в белых кроссовках.
Потерялась девочка из дошкольного забега, ее ищет мама и милиция, и со сцены объявляют, чтобы Лиза такая-то подошла, переполох. Переполох не мешает выступлению настоящих черлидеров: девчонки лихо отплясывают с мохнатыми штуками в руках. Далее Федерация аэробики занимает место на сцене. «Что в аэробике хорошо, — комментирует ведущий, — так это не только умение владеть своим телом, но и использовать подручные материалы для танца».
Издалека не видно, какие подручные материалы имеются в виду – может, чугунные диски канализационных люков. Бодрая музыка. Облака низко. «Если сейчас пойдет дождь, — говорит мужчина квадратной формы в спортивном костюме, — то ног будет сломано минимум три-четыре». Дождя нет. Ноги целы.
Большой забег на два километра, на старт приглашаются дети 2000 года рождения и моложе, плюс те из взрослых, кто записался на четыре километра, да передумал убегать так далеко. В стартовом накопителе толпа, разговоры, смех, тренеры и наставники отдают последние распоряжения, тренеров и наставников настоятельно просят покинуть стартовый накопитель, но они держатся до последнего.
Предстоят забеги на два километра, на четыре, и на двенадцать – финальный. Духовой оркестр юридического университета ГУФСИН играет бравурные марши в компании с отрядом барабанщиц. Барабанщицы в белых чулках, как те самые снайперы. Барабанят, барабанят, полтора часа подряд.
Со сцены все пляшет Федерация аэробики под отдельную боевую музыку, рядом разбиты площадки для мини-гольфа, что не имеет отношения к кроссу нации, но зато привлекает внимание респектабельных мужчин, очень потешных с миниатюрными клюшками в неумелых руках. Наверное, они все представляют себя американскими хирургами с солидным годовым доходом и коллекцией недвижимости.
Призы разложены на столике для подарков, и тщательно охраняются. Раскинуты прилавки, и можно купить бутерброд с семгой, например, за тридцать рублей. Или с колбасой — за двадцать. Небольшая очередь. Бутерброды с семгой пользуются повышенным спросом, и лихие торговцы уже связываются с поставщиками – чтобы нарезали семги еще. «И свежий огурец», — басит в трубку торговка в лисьем жилете.
Холодный воздух не прозрачен, слегка беловат, пахнет водой – Волга рядом, и яблоками. Яблоками, бледно-розовыми, почти прозрачными, прокусывая зубами тонкую их кожицу, мгновенно наполняешь рот кисло-сладким соком. Съедаешь русскую осени, сюда еще квашеная капуста, конечно.
И вся, значит, вся Россия, 22 сентября, в воскресный хмурый день вышла на старт, оттолкнулась правильной ногой, и побежала. Бежит, рвет воздух грудью, топочет пятками по освобожденным от транспорта магистралям. Проносятся мимо быстрорастущие тополя, древние дубы, посконные березы, на Северном Кавказе – эвкалипты и мандариновые деревья, на Дальнем Востоке – папортники и бамбук. Остановиться. Спросить. Русь, куда ж несешься ты? Не ждать ответа. Потому что Русь будет молчать.
Вынос мозга :)