Самара перехватила эстафету карательной психиатрии?

На прошлой неделе постановлением федерального суда Промышленного района города Самары Андрей Касаткин направлен на принудительное лечение в психиатрический стационар общего типа. Он просто разместил картинку в интернете.

До суда самарские следователи посчитали, что 27-летний местный житель нуждается в лечении за размещение в соцсети «Вконтакте» картинки сомнительного содержания. На ней изображен мультипликационный персонаж в клоунской маске, напоминающей лицо персонажа из советского мультфильма «Шайбу, шайбу!». Герой на изображении держит в руке топор, а рядом с ним приписка: «Бери топор! Встречай гостей с гор». Правоохранители сочли, что действия мужчины «направлены на возбуждение ненависти либо вражды в отношении группы лиц по признакам национальности и происхождения». А за это грозит уголовная ответственность, предусмотренная ч.1 ст. 282 УК РФ. Примечательно, что следователи не уточнили, какая конкретно это группа лиц. Мнения разделились: вступившие в дискуссию в Интернете по поводу новости об этом уголовном деле утверждают: на картинке и в надписи никакими деталями не обозначено, что подразумеваются жители Кавказа. «Сетевые тролли» даже выдвигают предположения, что это может быть намек на обитателей Памира, Тибета или Альп. Возникла ситуация, когда «всем все понятно», но доказательная база построена на домыслах.

Особое внимание к делу Андрея Касаткина привлекает то обстоятельство, что карикатуру он не рисовал и даже не размещал в Сети, загрузив с компьютера, а только, случайно наткнувшись на нее в социальной сети, «лайкнул» и затем сохранил на своей странице. Это вполне невинное действие было совершено еще в феврале 2012 года. Касаткин уже успел забыть о картинке, когда 10 декабря в его квартиру ворвались полицейские с понятыми и конфисковали системный блок компьютера. Так Касаткин узнал о заведенном на него уголовном деле. Тот факт, что провокационная картинка находится на страницах у десятков других пользователей, полицию и суд не заинтересовал. Обстоятельства дела осложнились тем, что две судебно-медицинские комиссии, прошедшие в январе и в мае этого года, составили заключение о невменяемости Касаткина. Более того, сам Андрей отмечает: «Врачи откровенно смеялись, ухмылялись и сопровождали рассмотрение моего дела откровенно издевательскими шутками на тему, что теперь мне одна дорога – в психушку». Еще один нюанс в том, что Касаткин является инвалидом третьей группы и в свое время уже проходил лечение в неврологическом диспансере от депрессии, сразу после службы в армии.

«Из заключения судебно–психиатрической комиссии экспертов следует, что по своему психическому состоянию мужчина в настоящее время нуждается в применении принудительных мер медицинского характера», – сообщалось в пресс-релизе следственного управления Следственного комитета РФ по Самарской области.

С началом уголовного преследования Андрей лишился работы – места охранника, кроме того, следователи и так не вернули ему изъятый компьютер. По словам обвиняемого, его адвокат еще в начале процесса откровенно признался, что не знает, как его защищать. Интервью с Касаткиным и его отцом записано в конце августа, еще до первого заседания суда.

— Как все началось?

Андрей Касаткин: Без каких-либо повесток или звонков утром 10 декабря к нам в квартиру стали ломиться люди, представившиеся оперативниками. Кстати, удостоверений и бумаг они нам так и не показали. С ними были понятые. Полицейские стали требовать компьютер, я возражал, и в ответ услышал угрозу, что если буду сопротивляться, то изымут и сотовый телефон. После этого я с планшетника жены удалил эту картинку из своего аккаунта в Сети.

— Был шанс, что дело развалится, не дойдя до суда?

А.К.: Да, еще в июле мне позвонил следователь Александр Романов и приглашал прийти и подписать бумаги. Я его попросил по-человечески: пожалуйста, ну закройте это нелепое дело. Он ответил мне, что он уже его закрывал, но «прокурор против закрытия дела, и несколько раз возвращал, после того как следственный комитет отправлял дело на закрытие, и требовал возобновить».

— Как дело подошло к принудительному лечению?

А.К.: Я когда-то был гостем в психиатрической больнице, когда пришел после армии и впал в депрессию, так как моя девушка меня ни дождалась. И с тех пор, чтобы я ни сделал, мне все время угрожают «дуркой». А я там уже был и возвращаться не хочу. По мне лучше уж на зону.

— Как думаете, почему именно вас стали преследовать?

А.К.: Я не знаю. Эту картинку я не рисовал, она в социальных сетях у сотен людей до сих пор на страницах. Причем у меня картинка была сохранена в режиме «доступно только друзьям». Мне кажется, прокуратуре просто нужна отчетность по такой статье. Я спросил у своего следователя, сколько еще по Самаре таких дел, он сказал, что ни одного, мое первое. Просто на меня пал жребий. В группе «Вконтакта», где я нашел эту картинку, никто ничего с тех пор не убрал. Я никогда не занимался никакой пропагандой, не участвовал в каких-либо шествиях или маршах, не состоял в политических организациях. И вдруг я не выходя из дома, получил реальный «срок» в дурдоме. А пребывание там на принудительном лечении по регламенту не меньше шести месяцев. Это минимальный срок. После этого, через полгода, будет созвана врачебная комиссия, и если они решат, что им надо меня там оставить, то я могу зависнуть в психушке и на год, и на два. И даже пожизненно. А я уже лежал один раз, мне хватило «по самое не хочу». Лучше уж в тюрьму!

— Вам близки какие-то националистические взгляды?

А.К.: Мне все равно, какой человек национальности или вероисповедания. У меня в друзьях и татары, и евреи, и армяне. Со всеми нормально общаюсь. Конечно, у каждого народа, как говорится, «в семье не без урода». Достаточно посмотреть новости и все понять. Но я не призывал никого угнетать или изгонять. Шутливая картинка – это всего лишь мнение, за него не должны судить.

— Как считаете, почему завели дело на вашего сына?

Касаткин Евгений Николаевич (подполковник ФСБ в отставке, отец Андрея Касаткина): Получается, что в прокуратуре и в следствии чувствуют полную безнаказанность. Это откровенный плевок. Они дают понять, что вот, смотрите, бывший сотрудник госбезопасности вырастил ярого националиста. Хотя никаким националистом он не является. Он сам говорит, и я знаю, что он патриот своего Отечества. Я его воспитывал в духе интернационализма, а не национализма. И у него в друзьях есть татары, узбеки, армяне и евреи. Картинка, за которую судят Андрея, до того абсурдна и комична – из нее нельзя выжать ничего. Если учесть, что в последнее время везде муссируются новости про Эдварда Сноудена и компьютерная тема модная, то можно понять интерес. Но какой можно этой картинкой нанести ущерб государству или обществу? Или кому-то конкретно?

— Но у вас же остались связи в ФСБ, неужели нельзя было попробовать "спустить дело на тормозах"?

К.Е.: Я человек старого поколения и никогда не обращался за покровительством, не давал и не брал взяток. Это сейчас все принято, а я воспитан выкручиваться сам, ни к кому не обращаясь. Говорят, что бывших чекистов не бывает, но это миф – я живу на одну военную пенсию, больших денег у меня не водится, Кучерену в адвокаты я нанять не могу. Если есть это дело, значит, оно нужно прокуратуре. Захотели показать, что работа по националистическому направлению ведется. Дело заказное, оно нужно, потому что таких нет – а потом в статистике прокуратура поставит себе очередную «палку». Видимо, сверху уже все решили, и Андрею придется сидеть. Девять месяцев прокуратура мусолила дело, пока наконец нашли судью, который согласился его взять. Видимо, все остальные отказывались. Потому что тухленькое дело: не за что человека сажать. А Андрей удобная кандидатура, как бы он ни оправдываться, какие бы доводы ни приводил – ему никто не поверит, и все будут ссылаться на его «больное воображение». А он же абсолютно нормальный: он женат, у него семья, недавно начал строить квартиру. И сейчас его буду лечить – от чего? От картинки в Интернете? Его в психушке просто заколют препаратами. Вместо того чтобы сосредоточиться на коррупции, преследуют за какие-то картинки.

8 thoughts on “Самара перехватила эстафету карательной психиатрии?”

  1. Ну это же какой-то абсурд!!! Неужели ничего нельзя сделать? Что же происходит??? ЛЮДИ!!!

    Ответить
    • ну что-что…происходит именно обычный российский абсурд. а вообще, чего еще можно ждать от страны, периодически пытающейся построить царство разума на земле?)))

      Ответить
  2. Вот очередное подтверждение тому, что социальные сети — это ЗЛО. За всеми, кто в соцсетях есть — следят, а пользователи опрометчиво полагают, что никто ничего не узнает.

    Ответить
    • ага-ага, все звенья одной цепи, гремящей на призрак, который бродит по Европам)))

      Ответить
  3. Добрый день! Я представитель Правозащитного центра "РОД" в Самаре, Людмила Пантелеева. Подскажите, пожалуйста, как связаться с родственниками Андрея Касаткина — мы хотели бы оказать ему юридическую помощь. Мой адрес электронной почты указан в моих личных данных, телефон 89277585392.Буду прзнательна за любую информацию.

    Ответить
  4. А меня на 15.000 $ долларов на пустом месте обворовал один из Самары. Парню 20-21 год… д ело по нему еще не закончено. Все подробности в заявлении — alim.com.ua/delo/ Можно как-то вылечить серийного вора и мошенника ?

    Ответить
  5. Здравствуйте, Касаткины! О карательной психиатрии знаю не по наслышке!!!! Могу поделиться интересными фактами, на которые закрывают глаза правоохранительные органы, всячески спасающие главврача самарской психушки, скрывающего долгое время преступления против больных, нарушение прав и свобод человека!!!! Странно. что кто то написал о вас! Я отправляла факты и в газеты, и на телевидение, но….. всё скрывается! как с вами связаться? Жду либо ответа. либо приезда влиятельного человека. ЖДУ И НАДЕЮСЬ НА ТОРЖЕСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.