Тварь ли я дрожащая?

В преддверии дня прав человека (10 декабря) состоялась прямая линия и пресс-конференция Уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой.

Эта дата, утвержденная ООН и по прихоти судьбы так близко расположенная ко дню Конституции РФ, призвана служить идее продвижения ценностей прав человека. Продвигать эти ценности можно по-разному: выходить на митинги, вставать в пикет, деятельно бороться с бюрократией и чиновничьим равнодушием, составлять прошения, заявления, протоколы; знать законодательство и уметь найти в нем лазейки и помощь людям, доведенным до края.

«Когда меня спрашивают о статистике, мне хочется удавиться», — комментирует Ирина Скупова очередной вопрос о том, по какому случаю к ней чаще всего обращаются граждане. Нет, сначала она говорит, что статистика, разумеется, существует, и согласно ей около 33% ежегодных обращений граждан составляют вопросы, так или иначе связанные с системой ЖКХ. За последнее время образовалось еще четыре болезненные для общества темы, по которым у Уполномоченного приготовлены специальные доклады, и это:

— жилье для детей сирот (до 2008 года региональный закон предполагал, что дети-сироты могут получить предназначенную для них сумму деньгами и сами выбрать себе жилье, сейчас так поступить нельзя, и положенную квартиру можно ожидать годами, потому что квартир, отвечающих всем требованиям законодательства и в рамках установленного бюджета просто нет);

— земельные участки для многодетных семей (и земля межуется, и все хорошо вроде бы, но участки не выдаются);

— неправомерное возбуждение уголовных дел по статье 228 УК РФ (хранение, продажа наркотических средств; каждый, в принципе, человек рискует обнаружить у себя в кармане пакетик с белым порошком, так и выглядят гримасы системы);

— жилые и нежилые бесхозные объекты.

Но в большинстве своем вопросы соискателей помощи настолько индивидуальны, что не укладываются в стандартные статистические параметры. Как, например, проблема освободившегося из мест заключения мужчины, бывшего военнослужащего, принимавшего участие в боевых действиях там-то и там-то; такие военнослужащие имеют льготы, но мужчина потерял все документы и не может добиться их восстановления ни по суду, никак. Помогают бывшему военнослужащему.

Или проблема целого города. Октябрьска. В Октябрьской городской поликлинике — острый дефицит кадров. Поликлиника работает только в первую смену, и чтобы попасть на прием к терапевту, люди занимают очередь в четыре часа утра, но все равно не могут получить талон. Попасть на прием к врачам узких специальностей невозможно, так как их вообще нет, а если есть невролог, то он один — общий для взрослых, детей, и всего города.

Или человек, дом которого не признают ветхим, хоть вокруг все выгорело, строительная площадка, железные заборы, ни воды и ничего – и он как-то живет; зато крепкий хороший дом на площади Революции, входящий в состав архитектурного ансамбля из четырех зданий, в том числе и здания Областного суда – признают аварийным, и готовится расселение.

Мать-одиночка, попавшая в переплет с ипотекой – она хочет и готова погасить долг перед банком, просит лишь о его реструктуризации, но банки отказывают и требуют выселения. Три подобных проблемы удалось решить в 2013 году, сохранить квартиры.

Пожилая женщина, решившая разобраться, почему ее внука в частном детском саду кормят кашами и печеньем вместо полноценной белковой пищи, приписанной детям младшего возраста, получает от директора комбината питания буквального пинка под зад (не метафора) и вынуждена обратиться в больницу с травмой позвоночника.

«Если все это как-то учитывать для статистики, — говорит Ирина Скупова, — то нам придется увеличить аппарат еще на двадцать человек, которые будут заниматься этой отчетной ерундой».

Звонки, поступающие на прямую линию, прекрасно иллюстрируют общее положение дел и причины озабоченности граждан: конфликт между соседями – верхние залили нижних, оценивать ущерб был призван суд, но суд, по мнению нижних , оказался несправедливым и как бороться с судебным произволом; не делают перерасчета платежей за воду по счетчику и люди записались на прием к президенту; в старом доме пустует квартира и страшно, что случись там какая коммунальная авария, дому будет нанесен большой ущерб; ветерану войны в Богатовском районе никак не выделят жилья, и так далее.

Отдельную группу составляет контингент, отбывающий наказание в колониях всевозможных режимов: «Если человек находится в полном распоряжении людей обличенных властью и с оружием в руках, то тут надо быть очень осторожным и много работать», — комментирует Ирина Скупова.

Много работать, не считать Конституцию неким социальным идеалом, знать, что она реализуема, главное, чтобы заявленные в ней демократические ценности – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» — чтобы эти ценности не подменялись другими, по выбору: православием, народничеством, или чем угодно.

Ну, так что же. С праздником, товарищи!

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.