2 февраля в Самаре состоялся пикет в рамках «Марша в поддержку узников Болотной».
Местом проведения акции выбрана пешеходная зона близ станции метро «Московская», и это оказалось очень удобным как для митингующих, так и для полицейских, явившихся на мероприятие по долгу службы – в переходе метро можно было погреться. Число митингующих лишь ненамного превышало число охранников правопорядка, а всего у метро собралось около двадцати человек.
Показательным можно считать малую информированность гражданского населения: спускающиеся в метро люди на ходу знакомились с текстом лозунгов и плакатов и удивленно осведомлялись, кто такие «узники Болотной» и что именно произошло 6 мая.
Участники пикета вкратце, с оглядкой на мороз, знакомят желающих с историей «Болотного дела», акцентируя внимание на том, что в настоящее время прокуратура запросила для восьми фигурантов сроки лишения свободы от 5 до 6 лет – а это, кроме всего прочего, означает, что и остальным участникам процесса угрожают серьезные сроки.
Прохожие реагируют по-разному: одна пожилая женщина испуганно советует пикетчикам идти домой и «оставить нас, наконец, в покое». Другая пожилая женщина крепко обнимает девушек, крепко держащих транспарант «Свободу узникам 6 мая!» и благодарит за неравнодушие.
Ничуть не меньше плакатных текстов внимание привлекает известная в городе личность – трансгендерная женшина. До сорока пяти лет она была мужчиной. После хирургической операции по коррекции пола районный суд разрешил истице в графе «пол» писать «женский», но изменить имя с Романа на Анастасию отчего-то отказался. Так что сейчас в Самаре проживает героическая женщина Роман, имеющая активную гражданскую позицию. Свое участие в митинге она иллюстрирует словами Мартина Нимёллера, протестантского богослова, одного из самых известных в Германии противников нацизма: «Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей. А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать». Держит плакат, где перечеркнуты слова «эффективные средства правовой защиты», «свобода слова», «свобода собраний» и «ЛГБТ». В центре сияет олимпийская эмблема. Неперечеркнутая.
Олимпийская тема затронута дополнительно – всем желающим из прохожих раздают брошюру «Зимняя олимпиада в субтропиках. Независимый экспертный доклад» авторов Бориса Немцова и Леонида Мартынюка. Брошюра характеризует подготовку к олимпиаде как воровскую аферу. Правда, не каждый получивший текст успевает в этом убедиться – большей частью книжицы с олимпийскими кольцами и морем на обложке отправлялись в ближайшие урны, что говорит о неточно выбранной целевой аудитории.