«Соль Земли» в Самаре

Выборы прошли, День города отшумел и дворники замели обрывки воздушных змеев на набережной. Теперь Самара хочет спокойствия, неги, хороших фильмов и горячего кофе.

Осенние вечера в центре Самары всегда восхитительны. Шелестят листьями большие деревья, горожане лениво прогуливаются по бульварам, заглядывая в многочисленные бары и магазины, которых на улице Куйбышева великое множество; кто-то спешит домой, гастарбайтерырьяно белят фасад бутика «Boss». На этом фоне аркой из разноцветных воздушных шаров выделяется легендарный «Художественный». 14 сентября в его стенах состоялось открытие фестиваля документального кино «Соль Земли».

Мероприятие было, по традиции, закрытым; попасть на него, не имея заветный пригласительный, было невозможно. Гостем фестиваля в этом году был актер и режиссер Сергей Никоненко. Он прибыл в Самару еще в выходные дни — читал публике «Василия Теркина» на набережной.

Шарами были украшены и лестницы кинотеатра, и фойе большого зала. Тут и там пестрели аляповатые звездочки, которые для пущей торжественности привязали к золотой тесьме. В фойе было шумно. Играл оркестр, четверка музыкантов в белых канотье радовала собравшихся вальсами, мелодиями из популярных советских фильмов, а также легкими классическими произведениями. Вот появилась Мария Серикова – Президент фестиваля, за ней прошагали представители духовенства. В черных рясах, с крестами, священники общались с гостями, но выглядели на общем фоне несколько фантасмагорично. Для тех, кто не в курсе, директором кинофестиваля «Соль Земли» является иерей Игорь Головлев.

Внезапно в предбанник большого зала завели школьников. Человек двадцать. Школьники одичало смотрели на гостей, рассматривали фотографии актеров на стенах и пугливо озирались по сторонам. Их вырвали из привычного виртуального мира и привели «приобщаться» к культуре реальной. Следом за детворой просочились полицейские в полевках. Преимущественно младший начальствующий состав. Радости на их лице было мало.

Наконец администраторы распахнули двери большого зала и толпа рванула внутрь. Свободных мест не было.  Совсем незаметно появился Никоненко. В начищенных туфлях, отличном бежевом костюме, он тихо присел на кресло и тут же оказался атакован прессой. Живо отвечал на вопросы и параллельно общался с лысеющим мужчиной в очках. В это время к нему подлетела корреспондентка одного из самарских каналов и принялась теребить актера за рукав, призывая обратить на себя внимание. Актер был возмущен и рявкнул на журналистку. Та, смутившись, отскочила назад и спрятав микрофон, терпеливо ждала, пока артист сменит гнев на милость. Никоненко, договорив со своим товарищем, благосклонно махнул ей рукой «теперь можно!», но все же по-отечески пожурил девушку: «Нельзя же так бесцеремонно вмешиваться в разговор! Это некультурно!». Журналистка покаялась и была прощена.

В это время на сцену вышли ведущие. Слово было предоставлено министру культуры Самарского региона – Сергею Филиппову. Но не «без косяка». Ведущих, видимо, привезли со стороны, либо они не могли запомнить всех регалий Филиппова. Поэтому, выглядело это, примерно так: «А теперь слово предоставляется…» и взгляд их, а затем и указующий перст девушки-ведущей в розовом платье устремились в зал. Филиппов не смутился, вышел и зачитал по бумажке напутственные слова от главы региона. Меркушкин передавал всем привет и поздравлял самарцев с тем, что именно на их земле проводится такой замечательный фестиваль.  Следом за минкультуры на сцену поднялся самарский мэр. И снова – поздравления самарцам и оды губернатору. Только его стараниями и существуем все мы. Не здесь, а вообще. Кстати, самарцы привыкшие в последние недели к жесткой агитации, как-то подсознательно ждали напоминания о походе в избирательный участок. «Слава богу, выборы прошли, — шепнула дама в пестром свитере своей соседке, — а то все мероприятия в городе с них начинались и заканчивались!» Соседка ее, по всей видимости приезжая из другого региона шепнула ей в ответ, что в их городе, к счастью, никого не выбирали.

Посчитав, что уже пора, грустные полицейские потянулись на выход. За ними рванула стайка школьниц — спотыкаясь, они старались не отставать от блюстителей закона, и благополучно вырвались из большого зала.

После всех торжественных речей публику развлекали самарские артисты. Звезда оперетты Ирина Алешина и талантливейший музыкант Алексей Раскопов по очереди выходили на сцену.

Объявили Сергея Никоненко. Артист, которому порядком надоела официальная часть, живо взобрался по ступенькам сцены и после обязательных приветствий объявил, что приготовил рассказ Шукшина «Верую!». Зал ликовал. Никоненко читал по памяти, экспрессивно, искренне. От его голоса вибрировало помещение. Публика долго не отпускала мастера со сцены. Это было то, ради чего собственно многие и пришли в этот теплый вечер в «Художественный».

Сергей Никоненко уже собирался уже было откланяться, но тут на сцену выскочили ведущие. «Мы хотим вручить великому артисту подарок! Это медаль имени Василия Шукшина!» — с задором сообщил шоумен и моментально прицепил на лацкан бежевого пиджака значок. Никоненко был польщен, отрекомендовав к просмотру свою ленту «Охота жить» (по мотивам все того же Шукшина), откланялся и попрощался с гостями фестиваля.

 

Екатерина Колесникова

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.