5 февраля российский государственный деятель, Глава городского округа Самара Дмитрий Игоревич Азаров влился в группу народных дружинников и вышел в рейд по Кировскому району. Перед мэром расстилались темные неблагополучные улицы Нагорная, Минская и Черемшанская. Но живое участие в рейде полицейских разного ранга позволило дежурству пройти без эксцессов и вооруженных столкновений с нарушителями правопорядка.
Как все-таки тяжело быть мэром! Президентом тоже быть тяжело, но все-таки легче – президента все боятся, и он если хочет, то летает в птичьих стаях или ныряет за древними амфорами, и ничего. А мэр тут только вышел с дружинниками попатрулировать ночные улицы, как его тут же принялись клевать со всех сторон. Сначала, кричат, тротуары ото льда очисть и трубы водопроводные залатай! сначала, кричат, аварийное жилье снеси, и горожан нормально отсели из руин! сначала, кричат, исторический центр отреставрируй! (тут каждый может вставить свой собственный крик), а уж потом, кричат, отдыхай с патрульными полицейскими в тиши Кировского района, если нравится.
А мэр-то не хотел плохого. Он хорошего хотел. «Давайте в феврале проведем месячник, в котором примут участие сотрудники администрации и вместе с дружинниками выйдут в рейды. Я лично уже подтвердил свое участие, — сказал мэр. — Если мы правильно донесем информацию до населения, то, возможно, у многих активных граждан возникнет желание помочь в этой работе. Нужно сейчас все правильно организовать, донести информацию и подать личный пример», — сказал он еще.
Помимо полицейских чинов компанию Главе составили двое студентов, водитель такси, сотрудник компьютерной фирмы и инженер. Мэр выразил дружинникам признательность от лица Самары. «Искреннее вам спасибо за участие в жизни города, за активную гражданскую позицию. Не каждый понимает, что есть какие-то надличностные цели, существует работа, которую надо делать не для себя, а в общественных интересах», — сказал мэр. Надо полагать, два студента, сотрудник компьютерной фирмы, водитель такси и инженер кивнули печально, но с отвагой. Возможно, вспомнили, какую чертову уйму работы последнее время проделали в общественных неясных интересах. И вышли в рейд. Мы в такие ходили дали, что не очень-то и дойдешь.
История добровольной народной дружины как помощника государства славна, и берет свое начало в 1881 году. Тогда в Москве, накануне коронации императора Александра III, возникла и стала существовать добровольная народная охрана. Во время коронации Николая II в 1894 году её численность доходила до 80 тысяч человек, и эта народная охрана сильно помогла полиции в ходе восстания 1905 года.
Советская власть тоже поспешила организовать нечто подобное. Начальник милиции Ленинграда в 1926 году подписывает приказ, в соответствии с которым на некоторых промышленных предприятиях города создаются комиссии общественного порядка (КОП). Уже в 1927 году работают 240 комиссий, объединяя 2300 активистов. В этом же 1927 году НКВД СССР утверждает «Инструкцию о порядке назначения и деятельности сельских исполнителей», определяющую права и обязанности помощников милиции на селе. Дружинники с жутковатым именем "сельские исполнители" наблюдают за санитарным состоянием селения и сообщают в сельсовет о всех случаях появления эпидемии или эпизоотии.
К концу 1928 года появляются первые ячейки добровольных обществ содействия милиции (осодмил) — неожиданно на Нижнетагильском металлургическом заводе. Осодмильцы дежурят в клубах, неустанно борются с пьянством и самогоноварением. В течение года Нижнетагильское движение распространяется по всей большой стране. Руководству большой страны не нравится, что осодмилы неприятно демократичны и никому, в принципе, кроме себя не подчиняются.
И тогда в 1932 года СНК РСФСР принимает постановление «О реорганизации обществ содействия органам милиции и уголовного розыска». Вместо осодмилов теперь выступают бригады содействия милиции (бригадмил), находившиеся полностью под государственным контролем. Бригадмилы существуют до 1958 года, когда движение получает поддержку со стороны партийных структур, становится массовым, а также выгодным и удобным для его адептов. Добровольные народные дружинники получают льготы от профсоюзных, партийных и государственных организаций: дополнительные выходные (за два часа дежурства – два-три дня), бесплатный проезд в городском транспорте, лояльное отношение милиции к обладателю дружиннического удостоверения, преимущества при распределении курортных путевок или разрешений на строительство кооперативов и МЖК. Если вдумчивых добровольцев не хватало, дружинников назначали явочным порядком, и тогда группки испуганных женщин скрывались от потенциальных хулиганов в многолюдных и щедро освещенных местах.
По состоянию на 1970 год в СССР действовали сто тысяч народных дружин. Нельзя огульно охаять деятельность всех этих многочисленных команд: известны единичные реальные случаи задержания дружинниками дебоширов и серьезных преступников. Но общество было склонно над дружинниками посмеиваться, не принимая всерьез.
В девяностые годы, когда исчезали страны и государства, перераспределялась собственность, а в парках культуры и отдыха проходили регулярно бандитские разборки, дружинники мирно исчезли — вместе с красными повязками, удостоверениями и нагрудными значками.
Оказывается, сегодня в Самаре работают народные дружины от двух общественных организаций – АНО Межрегиональный спортивный центр «АРЕС» и Самарский региональный общественный фонд «Река и человек». Всего зарегистрировано 160 дружинников, из которых 120 человек – студенты, 35 работающих граждан и 5 пенсионеров. Труд народных дружинников оплачивается из расчета 60 рублей в час в будние дни и 90 рублей – в выходные и праздники.
Один из участковых Самарского района согласился прокомментировать ситуацию. Сначала участковый смеялся. Повторял сквозь смех: «Художественная самодеятельность». Потом смеяться перестал и сказал: «Тут надо смотреть, кого брать в дружинники. А то, знаете, бывают такие отморозки, которых в полицию не взяли, так они мстительно вступают в ряды и отрываются на гражданах». Результативность деятельности народных дружин участковый считает равной нулю. В целом, его речь свелась к суровой справедливости: «надо хорошо делать дело, которому ты служишь».
Февраль только начался. Горожане, отвлекшись даже от Олимпиады, ждут новых приключений неуловимых муниципальных чиновников, добровольно патрулирующих скользкие улицы, темные дворы, с опасностью для жизни проходящих близ ветхих домов, где высока вероятность схода снега, или вон сосулька какая на голову упадет.