Как много праздников самарцы справили только за один только месяц лета! Июль начался исконно русским днём Петра и Февронии, продолжился сытным днем шоколада, трудовым — металлурга и 20-летним юбилеем «ВолгоПромГаза» («Чайф» и Аветисян на площади Куйбышева»). Мероприятие были массовыми. Люди веселились, забывая пролистывать новостные сводки и анализировать ситуацию. Самое время для властей под шумок принять нужные решения. В июле к полному уничтожению малого бизнеса администрацией было предпринято еще несколько решительных шагов. Руководитель департамента потребительского рынка и услуг Вадим Кирпичников обещал вывезти с улиц Самары 824 самовольно установленных торговых объектов. Чтобы установить новые, малым предпринимателям придётся согласовывать с комиссией по застройке и землепользованию множество условий. До конца процесса согласования «доживает» не каждый предприниматель. И это уже совершенно не смешно. Побеседовать с корреспондентом «Новой в Поволжье» согласился Вениамин Михеев – первый заместитель председателя Профсоюза Предпринимателей Самары.
— По словам гендиректора ОАО «Роспечать» Алексея Цикулаева до 1 июля 2006 года договоры на аренду земли заключались с городским комитетом по управлению имуществом. Но с 2006 распоряжаться земельными участками стало местное министерство имущественных отношений. После этого, по словам всё того же Цикулаева, ситуация «кардинально изменилась». Во всём ли малом бизнесе ситуация кардинально изменилась?
— Понятно, что ситуация изменилась во всём малом бизнесе. Потому что, ничего хорошего не сделано. До 2006 года договора заключали практически со всеми, то после этого времени процесс резко приостановился. Всё дело в количестве заявок. В 2010 году их было восемь тысяч, а удовлетворили порядка ста. В 2011 году ситуация стала ещё хуже. Тогда узаконили всего тринадцать объектов из нескольких тысяч предложенных. Люди хотят развиваться, дальше что-то делать. Но минимущество встало в позу и никому помогать не хочет.
— То есть региональное министерство имущественных отношений планомерно душит малый бизнес в Самаре?
— С приходом Юлии Степновой ситуация стала хуже. Как только она вступила в должность регионального министра имущественных отношений, арендная плата поднялась на 40 % для малоформатной торговли. И тарифы увеличиваются каждый год.
— Новая схема размещения нестационарных торговых объектов вызвала множество споров среди специалистов и заинтересованных горожан. Как лично вы оцениваете ситуацию?
— Это очень длинная и запутанная история. Сначала вышел «закон о торговле». На основании этого закона нужно разрабатывать схему размещения нестационарных торговых объектов. Плюс постановление правительства в 2010 году – улучшить доступ населения к предметам первой необходимости. Схему разработали. В прошлом году её подписал Дмитрий Азаров. Дальше местное правительство выпускает приказ №31 – схема представляет собой перечень действующих нестационарных объектов. И здесь городской Глава начал непонятную совершенно возню. Он включил в эту схему всего девяносто четыре действующих объекта. Из двух тысяч двухсот двадцати двух
Мы решили протестовать. Мы не требуем отменить новую схему. Ведь это – федеральный документ, имеющий имеет благие цели – развить малый бизнес и улучшить жизнь людей. Дело в том, что исполняют его неправильно. Для начала должны были две тысячи двести двадцать два объекта в новую схему включить, а потом уже — либо отсеивать, либо добавлять.
— Пытались обсуждать с мэром эту ситуацию?
— Восьмого августа мы вышли на митинг. Собралось порядка пятисот человек. Все предприниматели. Горожан мы не привлекали. Собрали подписи под петицией, затем отправили Путину. Из Кремля поступил звонок областным властям, Азарова попросили встретиться с нами. Самарских предпринимателей тогда представляли три человека: я и двое моих коллег. Во время диалога мэр не стал затрагивать глобальные проблемы. Он выслушал наши личные претензии. На том и разошлись.
Через месяц Азаров назначил встречу нам у себя. На встрече присутствовала Юлия Степнова. Приняли ряд решений. Ни одного из них мы выполненным не увидели. Более того, по некоторым замечаниям, которые возникли в ходе беседы, у нас были постановления судов, причём не в пользу минимущества. Но Степнова отказалась их рассматривать.
— Как вы думаете, какой резон власти уничтожать прежний малый бизнес?
— Несмотря на всю абсурдность ситуации, которая создаётся в городе, никто не предложил предпринимателю самостоятельно преобразовать свой торговый объект. Такие предложения к нам не поступают. Малый бизнес просто уничтожают, не давая возможности исправиться.
Сейчас власть делает вид, что занялась наукой. Появляются разные научные обоснования схемы размещения торговых объектов. Так, архитектурному институту поручили разработать пресловутую новую схему. Я её видел. Скажу точно, схема абсолютно примитивная: выбраны торговые центры, и указано, что в радиусе трехсот метров вокруг этих торговых центров ларьков и киосков быть не должно. А куда их девать? На окраину города, где покупателей практически нет. Но это ещё полбеды. Разработчики схемы решили к обыкновенному сарайчику приклеить разные балясины и выдать это за произведение искусства. Считаю, что разработка схемы, установка «высокохудожественных» ларьков – это всё лоббирование интересов производителя. Того, кто всё это будет строить.
— В чём именно проявляется ограничение возможностей заниматься малым бизнесов в Самаре?
— Сейчас самое главное – это арендная плата. Стоит отметить, что в соседних областях арендная плата ниже в десять раз. К слову, у нас председатель комитета по экономике Олег Борисов владеет несколькими торговыми центрами. Становится ясно, что сегодня все силы брошены на уничтожение малого бизнеса и развитие торговых сетей.
Нельзя, конечно, умолчать о личном нежелании чиновников сотрудничать с малым бизнесом. Минимущество под разными предлогами отказывается удовлетворять заявления. Они часто упрекают бизнесменов, что не подходит место для установки торгового объекта, несоблюдение зоны, несоответствие документов требованиям законодательства.
Есть версия, что земля, на которой располагаются ларьки, отдаётся в собственность частным лицам. Определённым частным лицам. Причём под минимальные проценты. Частник ничего на этой земле не строит. А владелец киоска даёт ему арендную плату. То есть, земля пустует, частник жирует, малый предприниматель горбатится.
— Говорят ещё, что большой проблемой является бумажная волокита, которая сопровождает каждого начинающего предпринимателя. Поэтому многие устанавливают ларьки и киоски незаконно.
— По нашим сведениям, в Самаре сейчас порядка семи-восьми тысяч незаконных торговых объектов. Грязь возле ларьков и киосков появляется в большинстве случаев вокруг подобных торговых точек. Люди вроде бы хотят работать, но их заявления не удовлетворяет местное минимущество. Тогда они договариваются с местной администрацией, начальниками полиции. Платят деньги идут не в городскую казну, а конкретному физическому лицу.
У такого предпринимателя земля незаконная, продавцы левые, зарплаты черные. А рядом с ним стоит ларек на законном основании, владелец платит зарплату продавцам, перечисляет бешеную арендную плату, все налоги. В итоге те, кто работает законно, разоряются.
— Что тогда останется?
— Торговые сети! У нас ведь много балбесов, которые кричат, что хотят жить в цивилизованном мире, хотят Европу в России устроить. Торговые центры, учитывая бессознательное желание покупателей, отказываются сотрудничать с местными производителями. Они просто заказывают фуру, например, с немецкими продуктами, везут сюда, заполняют полки этим товаром и получают огромную прибыль. Что эти продукты содержат? В какой части Германии их произвели? Никого не волнует! А тем временем спрос на местные товары пропадает, самарские производства закрываются.
— Действительно, проблем много. И перспективы совсем не радуют. Как ваш профсоюз борется с процессом уничтожения малого бизнеса местными властями?
— В первую очередь, всем предпринимателям нужны комфортные условия для бизнеса. По крайней мере, нужно понизить арендную плату. Установить ларек – это один из самых простых способов открыть своё дело. Конечно, ларьками весь малый бизнес не ограничивается. Но сохранять их — жизненно важно для малого предпринимательства. Поэтому мы постоянно проводим митинги, пикеты против утверждения разных схем и проектов, направленных на уничтожение нестационарных торговых объектов в городе.
В 90-е годы всё начиналось именно с малого бизнеса. Во время развала страны появились люди, которые удержались в этой ситуации. Они всё делали сами. И на минимальной прибыли мы смогли построить свой бизнес. Первые пятнадцать лет нам давали развиваться. Многие из нас стали независимыми от действующей власти. Конечно, таких людей в нашей стране не любят. Таких людей убирают. Азаров говорит, что снес две тысячи торговых точек. Молодец! Только интересно, подумал ли Дмитрий Игоревич о владельцах этих объектов. Что им теперь делать? На что жить и кормить семью?