Рассказывают, что в Запорожской Сечи атамана, выбранного громадой, перед вступлением в должность секли плетьми, в профилактических целях. Чтобы не зазнавался и помнил всегда, кто его выбрал и в чьих интересах он теперь должен жить. Сложно утверждать наверняка, было ли это избиение декоративным или всерьез, но смысл понятен.
Отсутствие восторженного трепета перед начальством хорошо проиллюстрировал в свое время Богдан Ступка — украинский актер мировой величины, больше всего известный россиянам, пожалуй, по главной роли в фильме "Тарас Бульба". Полтора года, начиная с 1999-го, он занимал должность министра культуры Украины и, будучи человеком публичным, в своих интервью этот опыт оценивал очень немногословно. Однако из его редких высказываний было понятно: что бы ни делал человек у власти, причины для упреков со стороны украинского электората всегда найдутся. Такое положение вещей, впрочем, мало кого у нас смущает.
И вот 25 мая состоялись внеочередные выборы президента Украины, победу на которых в первом же туре одержал Петр Порошенко; 7 июня была проведена его инаугурация. Несмотря на высокий выборный результат — 54,7 % голосов — украинцы с самого начала отнеслись к этому событию сдержанно: сказалось традиционно настороженное отношение к любой власти. В ответ скептикам звучали призывы подождать хотя бы сто дней, а затем уж судить о достижениях нового президента. Несколько дней назад этот срок закончился, и теперь ничто не мешает оценить начало деятельности Порошенко на высшем государственном посту.
Пожалуй, еще ни один из современных правителей не принимал Украину в таком критическом состоянии: к концу мая был потерян Крым, на юго-востоке страны царил хаос. Еще совсем свежа была трагедия Одессы, в Донецкой и Луганской областях проведен самодеятельный референдум об отделении от Украины и образовании народных республик; только-только утихли беспорядки в Харькове — надолго ли? Напомню, что весной исполняющий обязанности президента Александр Турчинов решительных действий для выхода из кризиса практически не предпринимал, ставя перед собой целью не решение проблем, а лишь относительную, временную стабилизацию политического и экономического положения; ответственность за происходящее полностью легла на плечи Петра Порошенко и его команды — не позавидуешь.
Надо сказать, что в значительной мере Порошенко снискал уважение и признание еще в начале года, когда — единственный из будущих кандидатов в президенты — отправился в Крым для переговоров с властями автономии. Целью этой поездки было сохранение Крыма в составе Украины и выработка условий, на которых это было бы возможно; однако, тогдашний нардеп Порошенко не был даже допущен в здание крымского парламента. Эта его инициатива не принесла плодов, но произвела большое впечатление на украинцев. Об этом помнят.
Свое президентство Порошенко пришлось начать с экстренного восстановления обороноспособности страны: война отодвинула на второй план и подъем экономики, и реорганизацию государственных институтов. За лето уменьшилась и поменяла свою конфигурацию зона антитеррористической операции, но как-то неутешительно: освобождены от войск ополченцев Славянск, Краматорск и другие города и поселки, расположенные в глубине Донецкой и Луганской областей; в то же время, ополченцы двинулись к морю, и сейчас практически вся восточная часть Донеччины-Луганщины узким коридором до самого Новоазовска стала территорией боевых действий. Опасно в Мариуполе; сами областные центры подвергаются обстрелам с обеих сторон конфликта. Харьков заполонен десятками тысяч беженцев, многие из которых настроены отнюдь не патриотично. Словом, быстрого эффекта АТО добиться не удалось, и теперь, видимо, нужно настраиваться на затяжное противостояние.
Но ведь даже несмотря на войну, жизнь продолжается, как бы странно и чуть ли не цинично это ни звучало. Неумолимо приближаются холода, а вместе с ними — и отопительный сезон. Это короткое, но такое емкое: газ! Как много в этом слове. Подросли расценки на коммунальные услуги, но, впрочем, пока по-божески; киевлянам, в частности, обещаны отключения электричества в дома на четыре часа в день — два часа утром и два вечером. Во многих городах, как и в столице, была отключена на продолжительное время горячая вода, ее обещают вернуть уже в сентябре, кое-где — в октябре. В целом, худшие опасения о коммунальной разрухе уже не сбылись, что внушает осторожный оптимизм; но и легко не будет — это понимают все.
Наверное, основным поводом для недовольства украинцев на сегодняшний день является государственная кадровая политика. Многие критикуют президента, в первую очередь, за отсутствие свежей профессиональной команды; настораживает, что на правительственных постах по-прежнему ротируются одни и те же люди, пребывающие около власти не один десяток лет. Нужно искать им замену, — говорят граждане, — но замены как таковой нет: альтернативой старой власти могли бы стать разве что люди, которые сейчас заняты практическим решением самых острых проблем, им не до кабинетной работы.
На фоне военных действий и экономического кризиса несколько померкла основная идея Майдана: полная люстрация государственных институтов. Так, на 26 октября назначены выборы в Верховную Раду, но среди кандидатов новые лица — скорее исключение. Да, в середине августа парламентом был принят в первом чтении закон о люстрации, да, не существует больше Партии Регионов; но до реальных подвижек в госаппарате еще очень далеко. Так что этот пункт предвыборной программы Порошенко пока можно считать невыполненным. И об этом помнят тоже.
Еще один повод для обсуждения — ассоциация с Евросоюзом, которую перенесли на 2016 год. С другой стороны, продлен льготный период односторонних торговых преференций: украинские товары смогут поступать на рынок Европы без пошлин, а производители получили время для подготовки к европейской сертификации своей продукции.
В принципе, несмотря на нарекания, в отношении деятельности президента украинцы довольно спокойны. Очевидно, что такой беспрецедентный кризис за короткий срок не преодолеть никому; готовимся к непростой зиме и надеемся на лучшее.