В России лучше без льгот

Геннадий Иванович только что вернулся с лечебного курорта. Три недели назад он взял путёвку в санаторий за свои деньги. Тогда он был нервный, загнанный, будто скаковая лошадь. А сейчас выглядит отлично: глаза блестят, на лице спокойствие, на голове даже новые волосы появились. Улыбается, делится смешными историями из своего прошлого. Речь заходит о льготном лечении. Тут его лицо несколько омрачается — он несколько лет ездил на курорты за счёт государства. О таком опыте вспоминает без особого наслаждения.

Приказано сократить

По региональному закону, правом на санатарно-курортное лечение за счёт государства обладают ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны труда, реабилитированные лица и признанные пострадавшими от политических репрессий, а также получатели трудовой пенсии по старости и малоимущие студенты.

Список широкий и, по сути, любой пенсионер, проживающий в Самарской области, при наличии медицинских показаний имеет хорошую возможность бесплатно пройти курс профессионального лечения.

Но это только «по сути». Ведь в реальности начало нынешнего года ознаменовалось неожиданным заявлением правительством РФ – расход на российскую медицину в ближайшие три года сократятся вдвое. Например, в начале октября самарские чиновники решили существенно сократить список льготников, имеющих право на безвозмездное лечение и реабилитацию. Самое интересное, что областной кабинет министров одобрил внесение пресловутых изменений в местный закон.

Авторы инициативы предлагают оплачивать отдых больным выборочно — при условии, если денежный доход на каждого члена семьи либо доход самого болеющего гражданина не превышает полуторного размера величины прожиточного минимума, установленного в области. В официальной статистике считается, что величина прожиточного минимума определяет черту бедности.

Либо плати, либо умирай

Мой собеседник долгое время не жил в Самаре. Судьба закинула его ближе к Уралу. Случилось это в 80-е годы. Тогда же прогремел взрыв на Чернобыльской АЭС. И Геннадий Иванович, записавшись в ряды добровольцев, отправился ликвидировать последствия трагедии. Месяц он находился в «зоне отчуждения». И его заслуги перед отечеством дали о себе знать. Начались болезни. Потребовалось лечение. На Урале ему дали справку, позволяющую проходить курс лечения бесплатно. С тех пор ездит в санатории – поправить здоровье и просто отдохнуть.

Правда, он уже долгое время лечится за свой счёт. В 99 году прошлого века вышел закон «О государственной социальной помощи». И в статье 6.2 в пункте 1 сказано, что бесплатно на поезде кататься могут только граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды». Остальные, как водится, получив льготную путёвку дорогу до санатория должны оплатить сами.

Не только дорогой отличается льготное и платное лечение в санатории. Геннадий Иванович признаётся: «Столовую разделяют на два помещения. Одна часть для льготников, вторая для тех, кто за наличный расчёт. У платников фрукты на столах, питание усиленное. Льготников кормят скромнее – первое, второе третье.

В 2013 году на санаторно-курортное лечение Самарской области было выделено из федерального бюджета около 127,5 млн. рублей. В этом году финансирование сократили – 117,8 млн. рублей. Предоставление путевок осуществляется в порядке очередности по дате подачи заявления. С февраля этого года в «областной» очереди числятся порядка 46 тысяч льготополучателей. По статистике каждый год путёвки получает шесть тысяч человек. Так вот, выделенных из федерального бюджета денег хватит, чтобы купить названной массе людей путёвки лишь за 20 тысяч рублей.

Лечение соответствующее – массаж в одной зоне стоит 300 рублей. Так вот! Двадцать пять тысяч рублей значит стоит льготная путёвка. Берёшь ты, допустим, десять процедур. Каждая по 300 рублей. Выходит уже 3000 тысячи. А тебе по льготе предполагается три вида процедур. То есть, девять тысяч рублей. Хорошо, они за тебя заплатили. Лечение ты прошёл. Примерно столько же уходит на питание. И остаётся из твоей льготной путёвки четыре-пять тысяч на проживание. Льготник же от такого «отдыха» больше устаёт, чем укрепляет здоровье».

Льготы не в счёт

Раз за полный курс лечения так и так нужно отдавать деньги, тогда почему многие льготники отказывают от помощи государства. Геннадий Иванович лично для себя решил так: «Там, куда льгота есть, я не хочу ехать. Если раньше можно было самому выбрать место отдыха, то теперь они назначают. Тебе предлагают местные санатории, где Макар телят не гонял, либо на Чёрное море, либо минеральные воды. К Макару я не хочу! Почему, понятно. В Сочи и Туапсе – дорога дальняя. Я не привередничаю, просто у меня здесь жена, её оставлять одну надолго не хочется. Тем более, там лечат желудочно-кишечный тракт. А у меня суставы болят. Ну, и зачем я туда поеду?!».

Через некоторое время мой собеседник добавляет: «Поэтому, я выбираю то лечение, которое мне необходимо. А мне его не дают. Говорят, что путёвки закончились. Как закончились? Деньги выделили, а путёвок нет. Ясно, конечно, что депутаты с семьями ездят в лучшие места. Но это не суть даже. Пусть ездят, это на их совести останется. Выход один – накопил денюшку, сел на поезд и поехал за свой счёт».

К слову, сегодня медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение предоставляется действующим депутатам. Самарские депутаты долгожители, которые в период своей деятельности достигли пенсионного возраста, имеют право на медобслуживание на тех же условиях, что и во время исполнения депутатских обязанностей.

Сколько, конечно, не ругал Геннадий Иванович систему обеспечения санаторно-курортным лечением льготников, но всё же он получил огромное удовольствие от недавней поездки: «Хорошо полечился. Славно отдохнул. Цены, правда, далеки от демократических. Придерживаясь назначенного в рамках купленной путёвки курса лечения, здоровее не станешь. Поэтому, я взял с собой ещё 20 тысяч, и все их оставил на лечение. Геннадий Иванович ещё долго удивлялся, как он мог так много денег «проесть». Ведь, по сути, ничего не делал: «Всего две недели, а сорок тысяч как не бывало! Хотя, что я такого делал там. Ел, спал да на процедуры ходил. Пришёл я один раз к своему врачу, попросил расходный лист. А она мне в ответ: «Мы такую информацию не имеет права предоставлять». Ну, сам-то понимаю, что слишком много берут с меня. Вот, я и пошёл, отказался от нескольких процедур. В итоге, так и не узнал, сколько и за что я платил».

***

На вопрос достаточно ли выделили денег на санаторно-курортное лечение мой собеседник ответил не сразу. Сначала он долго отнекивался, ссылаясь на некомпетентность в экономических вопросах. Затем произнёс: «Думаю, что это мало. Я ведь не голословно говорю. По собственному, житейскому опыту знаю».

Не стану делать выводы. Просто знай, читатель, что если вдруг (никому не желаю!) у вас заболеет родственник, и ему потребуется санаторно-курортное лечение, его ждёт примерно такой расклад.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.