13 ноября в Художественном музее открылась выставка, посвященная 100-летию с начала Первой мировой войны – «Война, покончившая с миром».
Задумавшись на минуту, каждый, наверное, сделает для себя неприятное открытие: он практически ничего не знает о Первой мировой… Параграф в учебнике истории. Старый черно-белый фильм. Что-то случившееся «давно и неправда»… Первая мировая, к сожалению, уже стала мифом. Стереотипное сознание людей, выросших на цветной фотографии и спецэффектах, воспринимает ее бесконечно. Сегодня это художественный образ — как черно-белое фото, как живописные полотна импрессионистов, как революционные агитплакаты. Чтобы те или иные периоды истории ожили в наших глазах, кинематограф стал переводить советские черно-белые фильмы в цвет, а музеи – проводить тематические фотовыставки и всякие перформансы.
Выставка «Война, покончившая с миром» была подготовлена московским Мультимедиа Арт музеем, собравшим огромную коллекцию военных фотографий из архивов, ведущих мировых музеев и частных коллекций Италии, Франции, России. Разместившись в Художественном музее на двух площадках, в галерее «Коллекционер» и лектории, выставка вместила грандиозную панораму событий 1914-1917 годов.
События тех лет представлены на выставке с разных ракурсов. С одной стороны показана техническая оснащенность войны: военная техника, аэропланы, дирижабли, танковые атаки, французские сборочные цехи, выпустившие первый самолет-разведчик, завод Renault, отказавшийся на время войны от выпуска автомобилей и бросивший все силы на производство легких танков FT-17 и 155-миллиметровых пушек. С другой стороны показаны частная жизнь, отдельные человеческие судьбы, концлагеря, боевые операции. На этих кадрах грохочут взрывы, стонут раненные, на поле боя – трупы, работники Красного Креста, солдаты… Атмосфера ужаса и мертвая тишина. Воссоздать эту атмосферу помогают не только уникальные черно-белые и цветные (да-да, они уже были!) фотографии, но и кинохроники, которые усиливают и без того тяжелое восприятие от выставки. Окинув взглядом первые фотографии, понимаешь, что здесь не будут намекать, здесь открытым текстом говорят о глобальной катастрофе, которой стала Первая мировая.
За четыре года война поделила жизнь на «до» и «после». Распалась австро-венгерская империя. Практически перестала существовать та Россия, которая была и которую мы знаем теперь только по фотографиям. Впервые было применено химическое оружие.
«Это потрясающие документы своего времени, — рассказывает Константин Зацепин, замдиректора по развитию Художественного музея, — вдруг мы обращаемся к началу 20 века, и кажется, что то, что происходило сто лет назад – проекция того, что происходит с нами сегодня. Война, трупы, Украина… Человек подвергает себя страшному самоистреблению, испытывает нечеловеческие муки, происходит бесконечное возвратно-поступательное движение истории… И не стоит отгораживать себя большой временной дистанцией от тех событий…».
Страшные кадры глазами анонимных фотографов-любителей и военных корреспондентов. В экспозиции представлены снимки знаменитого физика Сергея Вавилова, который уже тогда увлекался фотографированием, и фото из архива итальянской княгини Анны Марии Боргезе де Феррари, одной из первых женщин-фотографов, работавшей в Красном Кресте, на передовой. Выставка погружает в ту реальность: фотокарточки, видео, стереосистемы, плакаты и литографии (Малевич, Маяковский и др.) кричат о своем патриотизме и ужасе от одного вида танков.
На специально подготовленных лайт-боксах выставлена подборка подсвеченных сзади цветных фотографий, из-за чего те кажутся особенно современными. Таким образом, вскрывается еще один смысл выставки – война как реальность, которая рядом… Всегда рядом. И мы не должны забывать, что какой бы не была она страшной, все может повториться.