В этом году на Хлебной площади археологи ПГСГА и СамГУ нашли остатки древнего деревянного сооружения. Прошло немало времени, однако до сих пор чёткого представления не сложилось. Александр Репинецкий, проректор по научно-исследовательской работе в ПГСГА, хорошо осведомлённый в этом вопросе, согласился развеять домыслы вокруг раскопок.
После того, как Казань отметила своё 1000-летие, в Самаре заговорили о возрасте города. То есть, решили попробовать определить его истинность. Создали комиссию при губернаторе. Специалисты узнали, что у Самары есть два дня рождения: общеизвестный (в 1586 году) и тот, который назвали итальянские учёные. А именно: из Италии пришла карта 14 века, где отмечена самарская крепость.
Гипотезой заинтересовались. Ведь только подумать: может быть, Самара была основана на два века раньше, чем говорит официальная история! Сразу возрастает уважение к своему городу, который можно по праву называть древним.
В связи с этим решили провести археологические раскопки, чтобы проверить данные итальянских учёных. Договор на исследование заключили с музеем Алабина. Копать начали в 2013. По договору должны были закончить в этом году. Археологам из ПГСГА помогали коллеги из СамГУ. Но всё равно не уложились в сроки.
«Археологи как привыкли работать? – рассказывает Александр Иванович, — вот они приехали в чистое поле. Стоит курган. У него шапку убирают и начинают спокойно работать. А здесь довольно оживлённое место. Нужно было время потратить на возведение забора, постройку склада для инструментов. Даже конкурс объявляли на установку биотуалетов. Одним словом, очень долго готовились».
Неприятности на этом не закончились. Археологи, наконец, стали копать. Углубились на два метра и наткнулись на коммуникации. Сразу определили, что они не действующие. Но возник вопрос: вдруг нашли водопровод, который построили ещё при Алабине. Однако после проверки оказалось, что это трубы 20-30 годов XX века. Археологи их спокойно срезали. Стали углубляться дальше.
Пройдя вниз 5-7 метров, обнаружили новое препятствие – остатки деревянного сооружения. Сначала подумали, что это фрагмент крепости времён Петра I. Затем засомневались. И возникла новая проблема – что с находкой делать дальше. Ведь для того, чтобы определить возраст Самары, нужно было продолжать углубляться. В таком случае деревянные остатки пришлось бы разрушить, как ненужное препятствие. Работы приостановились.
Ради красного словца
В начале октября одна местная газета опубликовала материал про раскопки на Хлебной площади. Журналисты указали, что археологи не успевают со сроками. Газетчики решили, что раскопки останутся открытыми. И напугали всех до полусмерти заявлением, что найденные объекты засыплет снегом, либо зальёт дождём.
Прокурор направил требование на имя ректора ПГСГА с целью разобраться, «каким образом обеспечивается сохранность данного объекта». «Претензии минкульта совершенно обоснованы. Мы не успели по срокам, не выполнили задачу, – рассеивает слухи Репинецкий, — если бы министерство культуры направленно не хотело вносить нашу находку в реестр объектов культурного наследия, то они сказали рубить эти доски да копать дальше. Но ведь этого не было! И прокуратура добивается именно того, чтобы деревянные остатки сохранились».
Эта тему несколько недель не обсуждали. Потом кто-то поджёг деревянную башенку, которая стоит возле автомобильного моста. Сотрудник одного новостного портала, узнав о разбирательствах прокуратуры, подумал, что прения идут именно по поводу пожара. Поэтому соединил две новости.
В итоге всё сложилось так, что якобы плохие археологи откопали эту башенку, не внесли её в реестр как объект культурного наследия, а потом кто-то ее и сжёг. Александр Иванович пояснил, как всё было на самом деле: «Когда в 1986 году праздновали 400-летия со дня основания Самары, решили восстановить частокол и поставить башенку. То есть, это – чисто воды муляж. Всё, что находят археологи, расположено глубоко-глубоко в земле. А башенка эта стоит на косогоре. Как она могла быть выкопана и поставлена так, что сохранилась до сих пор? Это просто невозможно!».
Вековой просчёт
Все, те кто писал, что на Хлебной площади нашли остатки крепости времён Петра I, глубоко заблуждаются. «Собиралась специальная комиссия, куда вошли историки, археологи, архитекторы. Они всё досконально проверили. Прошло заседание. Доказательств, что это именно крепость, не нашли» – объясняет Александр Репинецкий. Более того, пока археологи продвигались вниз, они находили разные предметы, относящиеся ко второй половине XIX века. «Поэтому мы можем с уверенностью говорить, что найденные нами деревянные остатки датируются не ранее второй половины позапрошлого века».
Конечно, есть косвенные доказательства. Имеется план, где указано, что примерно в этом месте стояла крепость во 1704 году. Но, чтобы утверждать наверняка, необходим тщательный анализ, который стоит уйму денег. А в контракте, который заключили с археологами, такие траты не предусмотрены.
Сейчас найденные остатки деревянного сооружения законсервированы: с речного порта 15 КАМАЗов привезли чистого песка и засыпали находку специальным образом. Теперь, если решат продолжать раскопки, песок просто уберут и возобновят исследование.