Бал и после

Не успели самарцы вписаться в трудовые будни, как грянул новый праздник – день основания Самарской губернии, плюс 200 лет со дня рождения губернатора Константина Грота, плюс 155-летие областной библиотеки. Решили отметить все скопом.

Тройной праздник

Задолго до начала мероприятия в холе областной библиотеки уже многолюдно. Журналисты ждут прибытия Ольги Рыбаковой, министра культуры Самарской области. Вниманию гостей представлены восемь экспозиций. В основном выставки посвящены Константину Гроту.

Министр появляется в холле библиотеки и тут же дает интервью репортерам местных телеканалов. Рассказывает, что Россия – самая читающая страна на свете, самая образованная, самая патриотичная. Уточняет, что сохранить такой статус последнее время всё сложнее и сложнее. «Но мы будем стараться, несмотря на внешние трудности», – говорит министр культуры, подмигивая журналистам.

На втором этаже мероприятие открывает Лидия Анохина, директор областной библиотеки: «Праздник у нас сегодня двойной: 13 января 1851 года была образована Самарская губерния и ровно через девять лет открыли Самарскую публичную библиотеку».

Александр Завальный, главный библиограф краеведческого отдела, добавляет: «В 2015 году исполняется двести лет с рождения Константина Карловича Грота, второго губернатора Самарской губернии, почётного гражданина Самары. Он внёс огромный вклад в развитие города и содействовал созданию нашей библиотеки».

Завершая свою речь, Завальный приглашает к микрофону министра. Рыбакова снова признаётся в любви к России и региону. Но главное – она объявляет, что большая инициативная группа обратилась к губернатору с просьбой дать областной библиотеке имя Константина Карловича Грота. «На сайте областного министерства культуры и на сайте библиотеке каждый желающий может высказать своё мнение по поводу этой инициативы», – говорит министр.

Административный феномен

К микрофону подходят председатель попечительского совета, работники библиотеки, почётные читатели, члены общественной палаты Самарской области. Дарят друг другу подарки, признаются в любви.

Каждый выступающий вспоминает о Константине Гроте. Если верить Алабину, то усилиями Грота было искоренено взяточничество на самарской земле. Также он открыл деревянный театр, губернскую мужскую гимназию и, собственно, публичную библиотеку.

О достижениях второго губернатора докладывает публике Завальный. Министр культуры, видимо, зная о заслугах Грота перед отечеством, отправляется рассматривать многочисленные выставки.

Заходит в небольшое помещение, где выставлены раритетные книги. Молодой человек рассказывает про каждый экземпляр. Вдруг один мужчина из свиты произносит вслух своё замечание: «Так ведь здесь история Малороссии». Женщина из свиты отвечает: «Ну, вот, видите, как всё сложилось: история повторяется. Малороссия свою актуальность не теряет».

Молодой человек проходит дальше и показывает книгу дел второй половины XIX века. Одна из сопровождающих министра спрашивает: «Здесь я вижу дела связанные с коррупцией. Значит, уже тогда она процветала?». На что сама Рыбакова со смехом отвечает: «В России всегда коррупция была».

Последним объектом выставки оказываются книги с железными пластинами на оборотной стороне. «Дело в том, что раньше читатели норовили книгу украсть, и сотрудникам библиотеки приходилось книги прикручивать к столу». Тут ещё один представитель пёстрой толпы вставил: «Я тоже помню книгу одну украл у вас, из областной библиотеки». Рыбакова тут же с улыбкой на лице останавливает его: «Не надо… не надо правду говорить, при молодёжи особенно».

Время волшебства

После зала с раритетными книгами Рыбакова и компания отправляются в галерею, где проходит выставка кукол под названием «Время волшебства». Министр и свита подходят к работе 28-летнего творца. Почему не просто кукольника, а именно творца? Да потому, что его работа радикально отличается от всех выставленных в этой галерее. Он изобразил главного героя чеховского рассказа «Человек в футляре» Беликова, закованного в замки. Вокруг него много ключей, но Беликов не может, да и не хочет выбраться. Ведь в скорлупе, под замком ему жить приятнее.

Пока Рыбакова разглядывает эту работу к ней подходит пожилой человек. Он рассказывает о каком-то инциденте, который произошёл с ним в одном местном музее. Министр недолго слушает, а затем говорит: «Если бы это было при мне, я бы всем головы поотрывала». Она подзывает своего помощника. Тот представляется как «лейтенант в запасе».

Пожилой мужчина рассказывает теперь ему о своей проблеме. Помощник министра даёт традиционный ответ: «Вы позвоните мне. Договоримся о личной встрече. Ваш вопрос в ближайшее время рассмотрим». В это время Рыбакова завёт всех сделать общую фотографию на фоне красивой куколки, сидящей на белой скамейке. Пожилой мужчина остаётся на том же месте: подле истощённой фигуры Беликова, закованной в замки.

И шум, и блеск, и говор бала

Министр покидает библиотеку как раз в момент, когда закончились все официальные речи и разошлись чиновники. У дверей появляются молодые люди во фраках, учтиво встречающие гостей, и бегают девушки в пышных платьях на манер XIX века. Наступает время бала.

Танцевальную программу подготовили ребята из школы танца «Золотая осень» и клуба историко-бытового танца «Свита». Подхожу к женщине, которая руководит одним из представленных сегодня танцевальным коллективом. Спрашиваю, насколько сообразно проводить бал во время событий, которые происходят сейчас в стране.

Она отвечает, что во время Великой Отечественной войны не переставала работать Филармония. И бригады артистов выезжали в отдалённые уголки губернии, чтобы поддерживать боевой дух солдат. Спрашиваю, как танцы могут влиять на боевой дух. Моя собеседница отвечает: «Это не пропаганда или агитация. И тем искусство полезно для человека. Оно позволяет отвлечь людей от страшных событий, которые их окружают».

Немного погодя добавляет: «Именно отвлечь, а не забыться. Ведь со свежей головой намного легче преодолевать трудности». В залу заходят кавалеры с дамами. Причём есть как пожилые, так и совсем молодые пары. Звучит живая музыка – это девушка играет на флейте.

Пары кружатся в танце. Зрителю больше всего запоминаются вальсы. Завершается бал тоже вальсом. Вальсом самым знаменитым, потому что самым красивым – венским.

***

На бале была своя Ростова – милая девушка, которую чаще всех приглашали на танец; был свой Курагин – высокий блондин, привлекающий взгляды дам; Болконский – статный молодой человек, всем своим видом выражающий уверенность в себе; и, конечно, Безухов – пухленький мальчик, простоявший всё время в одиночестве.

И раз мы заговорили о Толстом, то после бала было «После бала». Ведь кризис никто не отменял. Но и борьбу с ним – тоже.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.