22 января Сергей Голубков, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы СамГУ, презентовал свои новые книги. Было очень душевно — болтали, смеялись, предавались ностальгии.
Мелочи жизни
Сергей Алексеевич решил провести творческий вечер в Самарском литературном музее. Конечно, это усадьба, но комнаты там небольшие. Ясно, что Голубков не рассчитывал на огромную аудиторию. Но неожиданно для автора зал оказался переполнен, и пришлось даже добавлять стулья к общему количеству мест.
Здесь милые студентки с филологического факультета СамГУ; ценители местного искусства, преподающие в том же университете; бывшие студенты, которых Сергей Алексеевич воспитал и пустил в свободное плавание.
Наконец, сотрудник музея даёт отмашку: «Можно!». Сергей Алексеевич поднимается с кресла, берёт в руки листок и начинает.
Юмор ситуаций
Голубков объявляет, что написал три книги: «Техника смешного», «Страницы Самарского текста» и «Старый рояль». Рассказывать о них он начинает по порядку. Книга «Техника смешного» появляется в его руках.
Он рассказывает, как в молодости, будучи аспирантом, ездил в Москву. В тот момент он искал материалы для написания исследовательской работы о раннем творчестве Алексея Толстого. «Когда приехал, заказал раннего Толстого. Узнал, что было уже пять диссертаций. Прочитал каждую и… успокоился», – рассказывает он.
Всё дело в том, что Голубков планировал написать о комическом в раннем творчестве этого писателя. А эти диссертации представляли собой чистую историю литературы.
В итоге он написал целую книжку о комическом в ранней прозе Толстого. Потом о комическом вообще во всём творчестве писателя. «В романах-эпопеях, в исторических романах Толстой улыбается», – подмечает Сергей Алексеевич. Было ещё несколько книг о комическом в разных произведениях. Голубков, как и писатели, творчество которых он исследует, пытается найти в серьёзных вещах смешное. Итогом проделанной до сегодняшнего дня работы как раз и стала книжка «Техника смешного».
«Техника бывает в спорте. Мы видим её на замедленной съёмке. Видим, как спортсмен напрягает ту или иную мышцу, чтобы взять высоту. Техника – это совокупность мелких приёмов» – говорит автор книги. По его мнению смех тоже имеет технику. Он держится на маленьких смещениях слова. Это ненарочный смех, шутка, которая не предполагалась.
Для примера Голубков рассказывает реальный случай. «В XVIII веке адмиралу дают орден. А он давно уже старый, сидит дома, ничего не делает. И, естественно, по двору идёт шушуканье. Дескать, за что, за какие заслуги. «По морскому ведомству» – говорит один. А другой замечает: «Точно! Он уже десять лет не сходит с судна».
Смешно! И смешно только в данный момент. Сергей Алексеевич называет это ситуативным юмором. То есть, незапланированным, не таким, как у писателей сатириков. Однако юмор писателей тоже входит в технику смешного. «Это когда смеёшься именно там, где автор хочет, чтобы ты смеялся», – объясняет Голубков.
Городские страницы
Переходит ко второй книжке – «Страницы Самарского текста». Здесь Сергей Алексеевич описывает свою родословную, приводит истории из жизни его предков. Говорит о своём детстве, юношестве.
Ребёнком он видел много интересного. Например, в памяти всплывает деревянный дом из двух половин. В одной жила состоятельная семья. В другой – сумасшедшая, которая пускала свой дом на растопку камина. «И за этим ведь скрывается огромная беда. Все её родственники погибли на войне».
По мнению Голубкова нужно не просто смотреть на вещь, а проникать в самую глубь её смысла. В его книге есть раздел посвящённый Самаре как знаковой система. «То есть, соотношения между памятниками и зданиями. Почему памятник стоит именно на этом месте? Как он соотносится с окружающим пространством?».
Ему также интересно смотреть на текст с точки зрения объявлений. «Особенно интересны дореволюционные объявления. Например, брачные. Женщина пишет: «Совершенно безупречная молодая девушка хочет…». Или мужчина: «Невеста должна быть полная и чтобы хорошо играла на фортепиянах».
Имеют в этой книге и портретные зарисовки известных самарских личностей. А завершается книжка сборником статей, которые Сергей Алексеевич опубликовал в разных изданиях нашего города. «Логика книжки – от родословной, то есть, родству по крови, до родства по слову. Потому что из микросудеб людей в Самаре складывается наша жизнь».
Рояль под Луной
Последней на сегодня книжкой оказывается сборник стихотворений Сергея Голубкова «Старый рояль». Как объяснил сам автор, здесь собраны страницы жизни, выраженные в поэзии.
Аудитория слушает его и громко аплодирует. Из зала доносятся тихие: «Да…да», «Точно… Помню», «Так и есть, так и есть…». Сергей Алексеевич завершает творческий вечер, оставляя время для вопросов. Зрители не задают вопросов, но благодарят автора за выступление.
В ответ он благодарит слушателей и замечает: «Мы сегодня зарядились взаимными воспоминаниями».