В Самаре с 2015 года запись в первый класс станет исключительно электронной. Заявление установленной формы можно будет подать в строго обозначенные дни, только в одну школу, и только через интернет. Новаторы от образования объясняют свою инициативу тем, что прошлые годы большинство заявлений пришло в электронном виде. Но меньшинство все-таки притопало в школы на своих двоих, притащило любимое чадо плюс заявление в собственных реальных руках. Корреспондент «Новой газеты в Поволжье» недолго искал человека, не имеющего в собственном пользовании терминала с выходом в интернет.
Все произошло в супермаркете «Пчелка», где я взвешивала зеленые яблоки и одновременно обсуждая сугубо электронную запись по телефону с коллегой. Пожалуй, я говорила слишком громко, а тут еще постоянно попадался на глаза болгарский перец, который с осени развратно подорожал в шесть раз. Перец страшно нервировал, напоминая о неприятных вещах: росте тарифов ЖКХ, цен на любую еду, запрете ввоза украинской соли и вообще.
За локоть меня осторожно потрогала женщина. Лицо ее казалось смутно знакомым. Мы тут, на берегу, живем уединенно, практически оторваны от большой земли и постоянно друг друга встречаем. То в «Пчелке», то в «Магните», то у мусорных баков. У нас есть знаменитости, например, хозяйка настоящего притона. К ней в квартиру входят через окно.
— Здравствуйте, — сказала женщина. – Вас ведь Натальей зовут?
— Да, — сказала я, оторвавшись, наконец, от перцев.
— Знаю, что вы что-то такое пишете в газету, — заторопилась женщина, — тут у нас бабы болтают, в подъезде. Прямо, говорят, пишет и пишет!
— Пишу, — скучливо сказала я. Не так давно моим частым гостем была женщина, которая утверждала, что диагноз шизофрения ей поставила в Кремле Элла Памфилова. Женщина хотела подарить мне квартиру. Я не очень искала встреч с новыми сумасшедшими друзьями.
— У вас дома есть компьютер? –сказала женщина. – И на службе, наверное, тоже есть?
— В общем, да, — я сделала маленький шаг, чтобы уйти.
— Просто нечаянно услышала, как вы обсуждаете запись в школы. А у меня как раз положение – практически безвыходное. У меня не только нет компьютера, я еще и ничего не соображаю в них. Вот пошла в интернет-кафе. Посоветовали мне. Зря только деньги потратила. Ну, допустим, нашла этот их портал. Через час. Нужную рубрику нашла. Еще через час. А там написано: до начала компании осталось пять дней. И все!
Мы разговорились. Прямо там, в «Пчелке», в кругу нещадно подорожавших овощей и контрафактного сыра «бри» в коробочке.
— Меня Катя зовут, — сказала женщина.
Катя занимает комнату в коммунальной квартире, досталась в наследство от тетки. Катины родители живут в деревне Малое Томылово Самарской области. Семь лет назад они сильно осудили дочь за то, что она забеременела. И велели ей жить своим умом, раз так. Катя переехала к тетке в Самару и стала жить своим умом. С отцом ребенка все довольно сложно – он есть. Но отбывает наказание в Мордовии.
— Не так уж и далеко, — заметила Катя. Мимо прошаркала магазинная уборщица, толкая перед собой многофункциональное ведро. Посмотрела на нас с подозрением. Как на потенциальных едоков сыра бри непосредственно у прилавка.
Отбывает наказание в Мордовии, — продолжила Катя. Просит присылать ему твердую колбасу и сухари из белого хлеба. Сухари – еще ладно. Но колбасу — довольно накладно. Но ведь не бросишь же человека. Дома компьютера у нее нет. У нее и телефон-то мобильный появился, смешно сказать, всего пять лет назад. Дорогое это удовольствия. Впрочем, Катины соседи не дают разыграться комплексу неполноценности или чему-нибудь такому – у дяди Миши нет даже окна, оно наполовину забито фанерой, а где фанеры не хватило, там торчит сгорбленный матрас. Катя работает в огрызке некогда большого оптового рынка, торгует фруктами. В ее распоряжении есть кассовый аппарат и калькулятор. Морально отсталая торговая точка не компьютеризирована и не принимает банковских карт. Еще Катя служит дворником в ТСЖ на улице Фрунзе. В ее каморке, где хранятся лопаты, метлы и кайло, компьютера тоже нет. Дворником она заступает к семи, а в десять утра уже должна стоять за своим морально отсталым прилавком. Дочку в сад отводит соседка тетка Галина, бесплатно, но за небольшую еду. Тетке Галине нравится, как Катя готовит, особенно запеканка из минтая, картошки и лука. А вот компьютера у нее тоже нет, у тети Гали, она вообще не верит в существование компьютеров.
— Да я бы ничего и не узнала про эту электронную запись! – слово «электронную» Катя выплюнула с отвращением, — если бы не ходила мимо этой школы на работу. Объявление увидела.
Служить дворником Катя ходит мимо школы, к которой прикреплен территориально ее дом и должна первого сентября пойти дочка, с цветами и новым рюкзаком. Рюкзак Кате в прошлом году подарили, была благотворительная программа, матерям-одиночкам вручали в международный женский день цветы, конфеты и (почему-то) пестрые рюкзаки. Но вот пригодилось. Точнее, пригодится.
— Если я все-таки сумею одолеть этот их дурацкий интернет, — Катя, не теряя времени, наполняла проволочную корзинку пакетами молока и кефира. Еще прошла к сушкам. Взяла две упаковки.
Мы договорились встретиться через час, чтобы я забрала необходимую информацию для создания электронного заявления. 30 января с 9 часов утра его можно будет зарегистрировать на портале «Электронные услуги в сфере образования», присвоив номер. Потом отслеживать его судьбу. Удобно? Мне было бы удобно. А вот Кате – совсем неудобно.
Попросила оценить ситуацию с новинкой сезона заместителя директора одной из городских школ. Получила согласие и комментарий на условиях анонимности: «Для школы плюс во введении электронной системы записи один – подача заявления только в одну школу. Минусов несколько.
1. Как это обычно бывает, обучение педагогического состава работе с данным порталом было кратким. Особо никому ничего не объясняли, сказали: «Работайте».
2. Система электронного журнала часто виснет, когда весь город начинает в конце четверти выставлять оценки. Не будет ли такого 30 января?
3. Переживаем за родителей. Не все они в совершенстве владеют информационными технологиями. В нашей школе традиционно очень большое количество желающих поступить в первый класс. Квота на прием намного меньше. В итоге 30 января те, кто умеет работать с компьютером, те, у кого он есть вообще, оказываются в более выгодном положении. Это неправильно».
Прием электронных заявлений стартовал сегодня, 26 января — в Отрадном, Новокуйбышевске, поселке Волжском. 27 января все начнется в Кинеле, Жигулевске и Тольятти. 28 января открывается запись в Похвистнево. 29 января за дело должны приняться Чапаевск, Сызрань, Октябрьск. Последней подключится Самара. Здесь запись начнется 30 января.
По данным департамента образования, в Самаре ожидается не менее двенадцати тысяч первоклассников. Или все-таки менее. Если очередной безинтернетный родитель не наткнется в магазине на меня снова. Я каждый день хожу за продуктами. Даром что болгарский перец на 600% подорожал.
Уважаемые родители! У меня дочь пойдет в 1 класс в Самаре в этом году. Вот что мы имеем сейчас: 1. Прием в 1 класс основан на действии приказа минобрнауки РФ от 22.01.2014 № 32 — почитайте кому интересно:http://www.rg.ru/2014/04/11/priem-dok.html 2. Прием заявлений по Самаре начинается в 9.00 30.01.2015, те родители, кто не может самостоятельно внести данные в систему могут подать заявление лично в школе, которая закреплена за место регистрации ребенка — узнать адрес и школу можно на сайте департамента образования:http://www.depsamobr.ru/roditelyam/1klass/27.01.2015/4350/ 3. Все жители Самары получили возможность подать заявления на своих детей в 1 классы всех лицеев и гимназий города, но, естественно, только в одно любое учреждение. И тут не важно- ходили ли Вы на курсы для подготовки в 1 кл. или не ходили. 4. Номер заявлению присваивается в самой системе, теперь процедура регистрации стала прозрачна! 5. Всем надо читать на сайтах выбранных школ правила приема что бы знать порядок действий. 6. В итоге мы должны получить не позднее чем через 7 дней после того, как принесем документы в школу, возможность увидеть приказ о зачислении наших детей или уведомление об отказе в зачислении. Основанием может быть только отсутствие свободных мест!!! Что мы имеем в итоге: да, тем у кого нет компа, надо идти лично в школу, скорее всего ваше заявление не будет быстро зарегистрировано и вы вряд ли попадете в статусные школы. НО- никто не забирал у нас права после этого прийти в школу, за которой закреплен адрес регистрации моего ребенка!!! И второе — все-таки прежде чем делать выводы, надо поговорить с людьми из департамента образования Самары, а не голословно делать выводы. Вот в прошлом году заявления можно было подать по эл. почте на адреса школ, в этом- в информационную систему….