Виктория Сушко: «И снова продумываешь план бегства»

Вику Суш­ко город Сама­ра пом­нит, пото­му что Вика сна­ча­ла рабо­та­ла в гале­рее «Вик­то­рия», где тусо­ва­ла с худож­ни­ка­ми раз­ных мастей, потом орга­ни­зо­вы­ва­ла книж­ные фести­ва­ли, а меж­ду делом устра­и­ва­ла аль­тер­на­тив­ные выстав­ки, квар­тир­ни­ки и пер­фор­ман­сы. Уже два года Вика Суш­ко живет в Москве, гуля­ет по Крас­ной пло­ща­ди, и вот недав­но в изда­тель­стве «Аль­кор паб­ли­шерс» вышла ее пер­вая кни­га. Напи­са­но: поэ­ти­че­ская. Назы­ва­ет­ся: «Дежа­вю наобо­рот». О том, как все полу­чи­лось, Вика согла­си­лась рас­ска­зать «Новой в Поволжье».

1. При­вет, Вика, а что такое – поэ­ти­че­ская кни­га? Кни­га стихов?

При­вет, Ната­ша! Соб­ствен­но, это кни­га, состо­я­щая из сти­хо­тво­ре­ний, сти­хов, поэ­ти­че­ских тек­стов – кому как нра­вит­ся. Тек­сты в опре­де­лен­ном поряд­ке, зача­стую понят­ном толь­ко само­му авто­ру. В моей книж­ке поря­док выстро­ен по инту­и­ции и на слух, и это очень субъ­ек­тив­ный поря­док. Если есть какое-то дру­гое опре­де­ле­ние того, что такое поэ­ти­че­ская кни­га, то я до него пока не доросла.

2. Как дав­но ты нача­ла писать сти­хи? В воз­расте труд­ных под­рост­ков или раньше?

В три года я при­ду­ма­ла пер­вые сти­хи, пом­ню их пре­крас­но, пото­му что мама запи­са­ла. Потом было мно­го собы­тий, не до сти­хов. Так что вер­ну­лась я к лите­ра­тур­но­му твор­че­ству толь­ко в 10 лет, когда влю­би­лась в маль­чи­ка из клас­са. В отли­чие от мно­гих моло­дых авто­ров, кото­рым сего­дня 16–18, лет до 20 писа­ла я очень пло­хо, и про­честь напи­сан­ное могу толь­ко сво­е­му мужу, что­бы он посме­ял­ся. Хотя мало что сохра­ни­лось, так как ком­пью­те­ра у меня до совер­шен­но­ле­тия не было, я пере­пи­сы­ва­ла свои сти­хи в деви­чьи аль­бо­мы с фея­ми на обложках.

3. А кем ты себя боль­ше счи­та­ешь, поэтом или прозаиком?

Вот этот вопрос пере­до мной вста­ет в каких-то неесте­ствен­ных ситу­а­ци­ях. Напри­мер, в интер­вью (здесь смайл). Или недав­но, когда я пода­ва­ла доку­мен­ты на вступ­ле­ние в Союз писа­те­лей Моск­вы, надо было непре­мен­но ука­зать жанр: поэ­зия, про­за, дра­ма­тур­гия. Конеч­но, мы не в пер­во­быт­ных вре­ме­нах, когда музы­ка, сти­хи, наскаль­ная живо­пись и маги­че­ские закли­на­ния пере­пле­та­лись в есте­ствен­ном един­стве, но, по-мое­му, сей­час (пост­мо­дер­низм и т.п.) людей, что-то созда­ю­щих, вле­чет это древ­нее еди­не­ние раз­ных форм выра­же­ния внут­рен­не­го мира. Спро­сить: «Вы поэт, про­за­ик, худож­ник или все-таки музы­кант?», это все рав­но, что спро­сить: «Вы учи­тель­ни­ца, мама, граж­дан­ский акти­вист, жен­щи­на, или кто?»

4. Поче­му вооб­ще пишут­ся сти­хи? Как это про­ис­хо­дит: вот ты моешь посу­ду, и тут – бац?

Нет, к сожа­ле­нию, когда мою посу­ду, ниче­го не при­хо­дит… Хотя, кому-то везет. Может, я слиш­ком часто мою посу­ду? Какая-то строч­ка при­хо­дит, при­хо­жу домой, пишу про­дол­же­ние. Или не дохо­жу до дома, сажусь на какую-нибудь ска­мей­ку… Глав­ное, что­бы было, где сесть. А строч­ка при­хо­дит на каком-нибудь кон­цер­те, на выстав­ке, или когда читаю. Часто вдох­нов­ля­ет чужое твор­че­ство. Для меня глав­ный кри­те­рий хоро­ше­го искус­ства – если оно порож­да­ет твор­че­ство в ответ.

5. Часто пред­став­ле­ние о поэтах скла­ды­ва­ет­ся как о в меру безум­ных людях в отча­я­нии. Имею в виду, что вро­де бы трез­во­му энер­гич­но­му чело­ве­ку, у кото­ро­го все хоро­шо, писать сти­хи неза­чем и как-то не о чем. Ты не согласна?

Да, хоро­шо, когда безум­ный чело­век что-то пишет – так он может уте­шить­ся, что по край­ней мере поэт. Навер­ное, пси­хо­ло­гия твор­че­ства – это очень инте­рес­но. Но я не изу­ча­ла. По моим наблю­де­ни­ям, чело­век, кото­рый пишет что-то инте­рес­ное, это потен­ци­аль­но мой собе­сед­ник. С пишу­щим чело­ве­ком мне, интро­вер­ту, лег­че уста­но­вить кон­такт. Поэто­му я и хожу на вся­кие писа­тель­ские семи­на­ры – хочет­ся с кем-то пого­во­рить. Или хотя бы про­сто послу­шать. Но было бы глу­по отри­цать, что мно­го и отча­я­ния, и раз­но­го про­ис­хож­де­ния тос­ки, и вся­ких вред­ных при­стра­стий, оди­но­че­ства… Поэты любят куль­ти­ви­ро­вать в себе чув­стви­тель­ность, думаю, это меша­ет им (нам) в жиз­ни – чего-то достичь в соци­у­ме. Рабо­ту нор­маль­ную най­ти и вый­ти замуж. Но эта же чув­стви­тель­ность помо­га­ет най­ти свой путь и про­жить свою жизнь. 

6. Сти­хи пишут­ся для того, что­бы их читать вслух? На пуб­ли­ке? Выкла­ды­вать в блог? Если бы не было воз­мож­но­сти издать кни­гу, ты бы писа­ла «в стол»?

Думаю, сти­хи пишут­ся для себя. А потом ты уже реша­ешь, что делать с напи­сан­ным. Хочет­ся ли этим поде­лить­ся и если да, то с кем? Со все­ми мне бы делить­ся не хоте­лось. Круг моих потен­ци­аль­ных чита­те­лей узок – не пото­му что сноб или пишу слож­но, а про­сто вот такие тек­сты мало кому могут быть инте­рес­ны – сей­час или вооб­ще. Листа­ешь френд-лен­ту в фейс­бу­ке и пони­ма­ешь, как мало тебе есть что ска­зать этим людям, хотя они типа твои дру­зья. Но это вовсе не груст­но, про­сто дан­ность. Мои сти­хи, как и моя жизнь мало кому инте­рес­ны. Но моя жизнь инте­рес­на мне. А сти­хи и все осталь­ное – это про­сто попыт­ка обще­ния с не пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ным миром. Это как если общать­ся с чело­ве­ком толь­ко гла­за­ми. Непря­мая коммуникация. 

7. Где берешь сюжеты?

Сюже­ты – это самое слож­ное! Обра­зы появ­ля­ют­ся вре­мя от вре­ме­ни, а вот сюже­ты… Поэто­му мне не очень нра­вят­ся мои сюжет­ные рас­ска­зы – мне самой вид­но, что там ложь. Оттал­ки­ва­юсь от собы­тий, кото­ры­ми была сви­де­тель­ни­цей, а даль­ше что-то при­ду­мы­ваю. Не знаю, смо­гу ли напи­сать когда-нибудь роман с выду­ман­ны­ми пер­со­на­жа­ми и ситу­а­ци­я­ми – очень хочет­ся, но… чего-то во мне не хва­та­ет! Так что я бы спро­си­ла у тебя, Ната­ша, как тебе это уда­ет­ся? Отку­да ты берешь сюжеты?

8. Хм. Жизнь балу­ет меня, побра­сы­ва­ет каж­дый день. А как вооб­ще воз­ник­ла и осу­ще­стви­лась идея издать кни­гу? При­клад­ные момен­ты, пото­му что в насто­я­щий момент все­об­ще­го кри­зи­са это кажет­ся прак­ти­че­ски невоз­мож­ным. У меня вот, напри­мер, у самой две кни­ги застря­ли в АСТ, с облож­ка­ми и всем таким. 

Да вот вышла замуж за изда­те­ля. Прав­да, при­шлось, пару лет подо­ждать, преж­де чем он сде­лал мне такой пода­рок. Не люб­лю обоб­ще­ния, но… Каж­дый, кто неко­то­рое про­дол­жи­тель­ное вре­мя пишет что-то худо­же­ствен­ное, меч­та­ет о кни­ге. Так что я поду­ма­ла: надо избав­лять­ся от этой инфан­тиль­ной потреб­но­сти, реа­ли­зо­вав ее и уже тогда понять, зачем мне кни­га. Но я про­сто люб­лю кни­гу как куль­тур­ную фор­му, эта фор­ма при­но­сит мне радость. Кни­га – это пода­рок себе. Глав­ное, что­бы в квар­ти­ре было место для тиража.

Кста­ти, на «Самар­ской Чите» были книж­ки в одном экзем­пля­ре — семей­ные. Кни­га бабуш­ка, создан­ная для внуч­ки, что­бы та не рев­но­ва­ла к млад­ше­му бра­ти­ку; бабуш­ка ее спе­ци­аль­но отпе­ча­та­ла, с пере­пле­том! в одном экзем­пля­ре. Или вот кни­ги муж­чи­ны и жен­щи­ны про их любовь, тоже в 1 экзем­пля­ре. Я тоже хочу потом попро­бо­вать… Сде­лать кни­гу для детей, или вме­сте с ними, когда они появятся.

9. Нра­вит­ся ли тебе в Москве? Чем ты там зани­ма­ешь­ся в насто­я­щее вре­мя? Что успе­ла уже попробовать?

Нет. Очень-очень не нра­вит­ся. Очень не люб­лю в Моск­ву. Не могу ниче­го поде­лать со сво­ей нелю­бо­вью, так что наде­юсь уехать отсю­да когда-нибудь. Меня дер­жит инте­рес­ная рабо­та и муж-моск­вич. Конеч­но, я гуляю по горо­ду и мно­гие места мне нра­вят­ся… И я даже живу в цен­тре, что­бы не ездить на рабо­ту на мет­ро! То есть долж­на бы радо­вать­ся тому, что так устро­и­лась, да? Москва для меня – это когда про­хо­дишь эти 20 мет­ров и с вос­хи­ще­ни­ем зади­ра­ешь голо­ву, а потом тебя заде­ва­ют лок­тем, сум­кой, тебе в лицо дымят сига­ре­той, ты выхо­дишь на Садо­вое коль­цо и тебя оглу­ша­ет. И ты сно­ва пони­ма­ешь, что вро­де как мота­ешь тут срок. И сно­ва про­ду­мы­ва­ешь план бегства. 

10. Поче­му имен­но Москва? Поэты долж­ны тянуть­ся к печа­ли Санкт-Петер­бур­га, тем­ным кана­лам и раз­вод­ным мостам.

Так уж вышло, что я вышла замуж в Моск­ву. В Сама­ре устра­и­ва­ла книж­ный фести­валь, на кото­рый в участ­ни­ки позва­ла заоч­но зна­ко­мо­го поэта и изда­те­ля. А потом уеха­ла к нему, хотя зна­ла, что в Москве для меня слиш­ком мно­го денег, пон­тов, вла­сти, но выбо­ра у меня тогда не было, я же влюбилась. 

В Москве я очень мало с кем обща­юсь, мне очень не хва­та­ет поэтов и худож­ни­ков! Я попа­ла не в свою сре­ду, тут уже не ста­нешь сво­ей, поту­со­вав­шись на двух-трех пре­зен­та­ци­ях и про­пу­стив пару бока­лов с мест­ной богемой. 

11. По Сама­ре не ску­ча­ешь? По Тольят­ти? Если бы нуж­но отве­тить одной фра­зой, чем Москва отли­ча­ет­ся от Сама­ры, что бы сказала?

Ску­чаю по Сама­ре, где есть близ­кие люди и про­жи­ты пре­крас­ные 8 лет. По Тольят­ти – у меня там вся род­ня, Вол­га, Жигу­лев­ские горы. 

Одной фра­зой: Москва не пахнет.

10. Что пла­ни­ру­ешь сде­лать тако­го-рас­та­ко­го в бли­жай­шем буду­щем? Не хочешь ли напи­сать роман? 

Ната­ша, ты как зна­ла! Ох уж этот роман… В бли­жай­шем буду­щем хочу уехать в места поэ­ти­че­ской силы, хочу стать силь­нее. Помень­ше ныть и мучить ближ­них, стать луч­ше, доб­рее, понять зако­ны миро­зда­нья или хотя бы научить­ся гото­вить и делать шир­ша­са­ну (стой­ку на голове).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.