SAMARA FICTION

По мнению литературного критика Александра Уланова, cамарской литературы нет и быть не может. Отличия Самары от других городов, разумеется, существуют, но всякий отличит Самару от Петербурга, а для различения Самары и, допустим, Перми необходим хороший микроскоп. Самара не находится и на стыке различных культур. «Новая» попытается поспорить с данными утверждениями и проследит за основными вехами развития самарской литературы. Помогут нам в этом известные и за пределами нашего города литературные критики и поэты Александр Уланов и Галина Ермошина.

В 1977 году

появился клуб «Поэзия», созданный в областной юношеской библиотеке Юрием Борисовичем Орлицким, сейчас живущим в Москве. Это было не литературное объединение, а «читающий» клуб, устраивавший два раза в месяц литературные вечера. Вечер обычно состоял из стихов, прозы поэта, музыки и видеоряда, подобранных по достаточно свободной ассоциации. Разумеется, клуб приносил содержащим его организациям одни неприятности — и кочевал: в Дом молодежи, в один дом культуры, потом в другой, потом в Дом кино, но с конца 80-х начал чахнуть и в 1993-м прекратил существование. Официального роспуска не было, Юрий Борисович перебрался жить в Москву, тексты стали более доступными. Мандельштама не надо было больше перепечатывать на машинке, книгу стихов можно было купить в магазине.

В 1987 году

некто Вараксин придумал концепцию «поэтических рингов». С этого же года «поэтические ринги» начали проводиться с завидной периодичностью. Что они из себя представляли — в то время это были беспорядочные сборища в каком-либо доме культуры или в библиотеке, где каждый желающий мог по очереди прочитать публике все что угодно. Не было ни призов, ни жюри. «Поэтические ринги» представляли собой презентацию собственной персоны. Именно на рингах познакомилось достаточно большое количество знаковых для того времени самарских литераторов. Известный поэт Георгий Квантришвили появился на мероприятии в первый раз и привёл туда братьев Степановых. Также на рингах появились: Светлана Деньгина, Виталий Владимиров, Алмаз Абдулвалиев

В 1988 и в 1989

было собрано два выпуска самиздатовского альманаха «Спектр», тогда же под видом методички для клубной работы появилась тонкая брошюра «Молодая поэзия Куйбышева». С этого времени авторы из Самары стали частыми посетителями проводимых Музеем Вадима Сидура фестивалей свободного стиха. Иногда из Самары и окрестностей в Москву приезжало человек по десять, стали говорить даже о самарской школе верлибра: тексты девяти самарских поэтов включены Кареном Джангировым в «Антологию русского верлибра». Состоялся даже вечер самарского верлибра в московском Доме архитектора. Выступала «боевая группа»: братья Степановы, Георгий Квантришвили, Светлана Деньгина, Виталий Владимиров, Алексей Овчаров, Галина Ермошина, Александр Уланов. Поэт Василий Степанов свои тексты носил по Москве, завёрнутыми в наволочку.

Литературная жизнь в нашем городе начала бурно развиваться. Георгий Квантришвили сделал несколько передач, посвященных самарской литературе, на телевидении и радио. Можно предположить, что многообразие существующих в литературе направлений создает в Самаре что-то вроде экологических ниш — которые те или иные авторы с различным успехом занимают. Например, несомненно существует петербургская литература. И в Самаре был свой петербургский поэт — Александр Ожиганов. Он оказался в Самаре из-за проблем с госбезопасностью. Здесь его как-то опубликовали в газете «Культура», издаваемой областным управлением культуры, что привело к небольшому скандалу.

В начале 90-х

на литературных мероприятиях устраивала свои акции группа скотофутуристов и трупофутуристов — Георгий Квантришвили, братья Алексей и Василий Степановы. Выйдя к публике с ведром на голове и разрисованным лицом, с намеренно забросанной огрызками и рваной бумагой сцены можно было прочесть, например, такое:

Ребра недель трещат, будто бы тонкостенные ящики упали с грузовика, на левом запястье опухает ушиб циферблата…

(Г. Квантришвили)

Педерасты у окон РОСТА толпятся.
Им очень хочется есть… Это — Феликсиада — 6…

(А. Степанов)

Поэт Виталий Владимиров пытался создавать что-то наподобие ордена куртуазных маньеристов, но Виталий так и остался один. Также в то время существовало литературное объединение «Мелкие бесы», возглавляемое известным самарским писателем Андреем Темниковым. В объединение помимо Темникова входили: Сергей Щёлоков, Анна Скорнякова, Леонид Немцев.

Самарские печатные литературные издания:

  1. Газета «Вестник современного искусства «Цирк «Олимп»»»
  2. Журнал «Performance»
  3. Поэтический проект «Самарский верлибр»
  4. Альманах «Название»
  5. Сборники по итогам «поэтических рингов»
  6. Журнал «Русское Эхо»
  7. Журнал «Молодёжная волна»
  8. Журнал «Морковь»
  9. Журнал «Белый человек»
  10. Журнал «Павлин»

Между 93 и 95

годами последовал период стагнации. Очень многие сильные поэты, выпустив по книжке, перестали писать и вышли из литературы. Светлана Деньгина ничего не писала с 93 года, Василий Степанов подался в лесники, Алексей Степанов удачно защитил кандидатскую диссертацию по истории, Георгий Квантришвили писать продолжил, но излишне политизировался, поэт Владимиров погиб, поэт Овчаров живёт в Чикаго и ничего не пишет.

В конце 1995 года

в Самаре появился «Вестник современного искусства «Цирк «Олимп»»». По формату и бумаге — газета, по идее — журнал. Выходил журнал раз в месяц. Деньги давал местный меценат С. Моршанский. Редактором был Сергей Лейбград. «Цирк «Олимп»» продавался в Москве и Питере, но именно благодаря тому, что издание старалось быть не самарским, а — выходящим в Самаре. То есть ни местных дарований, ни краеведческой тематики, ни рецензий на спектакли местного драмтеатра там не было. Кроме стихов и прозы в издании были переводы, статьи о современной литературе и современной культуре вообще — от музыки до феминизма, хроника культурной жизни, даже словарик терминов нового литературоведения, который вела Ирина Саморукова.

С 1997 года

в Самаре в областной юношеской библиотеке возобновляется проведение «поэтических рингов», а также появляется идея создать творческую лабораторию. Над названием долго думали, и было решено назвать новую творческую лабораторию «Орфей». Первые люди, пришедшие в «Орфей», исчезли из литературной жизни. Заговорили об «Орфее» после того, как туда начали приходить действительно сильные и самостоятельные авторы, такие как: Семён Безгинов, Кирилл Миронов, Александр Воронков, Юлия Плахотя, Алексей Тилли, Лев Шпиц.

В середине 2000-ых

было решено «Орфей» закрыть, но благодаря усилиям Кирилла Миронова «Орфей» на год продолжил своё существование, однако потом всё равно закрылся. На его место пришло новое литературное объединение под названием «Девятая студия» под руководством Любови Глотовой. По словам Глотовой, главное в «Девятой студии» — не чтение стихов, а их обсуждение и литературная критика. «Девятая студия» существует до сих пор.

В 2006 году

также в областной юношеской библиотеке появляется «Школа современного перевода». Участники, занимающиеся переводами зарубежных авторов, сами стихов не пишут; интерпретация, непосредственный перевод текстов и их филологический анализ — основные направления деятельности сравнительно нового творческого объединения.

В 2010 году

функционируют: творческая студия «Девятая студия», молодёжная студия при Союзе писателей, «Братство чернильницы» в «Арт-Пропаганде», литературная площадка бара «Сквозняк». Авторы молодёжной студии при Союзе писателей пишут добротно, качественно, но, по мнению большинства литературных критиков и поэтов, несколько скучновато. Но тем не менее у Союза писателей существует своя аудитория, руководит объединением Денис Домарёв. Денис издаёт литературный журнал «Молодёжная волна», в котором печатают молодых самарских авторов.

Каждый пришедший на литературные действия, устраиваемые «Братством чернильницы» в «Арт-Пропаганде», может выйти на сцену и прочитать собственное стихотворение, принять участие в поэтическом ринге, а также включиться в обсуждение актуальных культурно-литературных проблем. Помимо поэзии «Братство» одобряет и авторскую песню.

Топ «серьезных» самарских авторов:

  1. Татьяна Шуйская. Публикация в сетевом журнале TextOnly
  2. Света Сдвиг. Лонг-лист премии «Дебют»
  3. Юлия Плахотя. Лонг-лист премии «Дебют»
  4. Ольга Мальшина. Публикации в сборниках литературной премии «Дебют» и в литературном альманахе «Вавилон»
  5. Сергей Щёлоков. Публикации в антологиях «Нестоличная литература», «Девять измерений», альманахе «Вавилон»
  6. Сергей Лейбград. Стихи и эссе о современном искусстве публиковались в журналах и альманахах «Остров» (Берлин), «Пушкин», «Русский журнал», «Золотой векъ», «Новое литературное обозрение», «Дружба народов», «Перформанс» и ряде других. Организатор международных фестивалей актуального искусства в Самаре и Тольятти «Европейские дни в Самаре» (1996-1998), «Пушкин после Пушкина» (1999), «Театр как текст», «Диалог без посредников» (2000-2002) и др. В 1995-1998 годах создатель и главный редактор вестника современного искусства «Цирк «Олимп»».
  7. Виталий Лехциер. Автор монографий «Введение в феноменологию художественного опыта» (2000) и «Философия знака: игра и сущность» (2002, в соавторстве). Автор нескольких книг стихов, публикаций в журналах «Волга», «Золотой векъ», «Вавилон» и др. Лауреат Фестиваля современной поэзии в Костроме (1993).

Конкурс на оказание услуг по созданию и работе международного литературного сайта, направленного на поддержание имиджа Самарской области как одного из культурных центров России

(Попадут ли самарский рэппер Капа и певец Федул на этот сайт?)

Предмет размещения заказа

Открытый конкурс на оказание услуг по созданию и работе международного литературного сайта, направленного на поддержание имиджа Самарской области как одного из культурных центров России для Департамента управления делами губернатора Самарской области и правительства Самарской области

Номер дела-заявки

14-04-09/162

Время и место проведения:

10 час.00 мин. по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210, каб. 311.

Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе

10 час. 00 мин. 18.11.2010 года

Предмет государственного контракта

Оказание услуг по созданию и работе международного литературного сайта, направленного на поддержание имиджа Самарской области как одного из культурных центров России для Департамента управления делами губернатора Самарской области и правительства Самарской области в соответствии с техническим заданием, в объемах, указанных в конкурсной документации

Начальная (максимальная) цена контракта

1 000 000,00 р.

Читайте также интервью с Георгием Квантришвили.

3 thoughts on “SAMARA FICTION”

  1. А еще: Апрелева лауреат конкурса «рукопись года», три или четыре опубликованных романа в издательстве АСТ.

    Ответить
  2. 1. «Денис Доморёв» в действительности Денис ДомАрёв
    2. в в московском Доме архитектора из братьев Степановых выступал только младший, Василий, Георгий Квантришвили не выступал вообще (см у него во вконтакте фотографии сего мероприятия http://vkontakte.ru/album25342704_108872388 только залогиньтесь сначала)

    Ответить
  3. А еще не Лихциер, а Лехциер. Стремно: люди пишут о культуре, а наде имена писателей и поэтов не могут точно назвать.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.