Защита главы межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «Голос — Поволжье» Людмилы Кузьминой обжалует включение организации в список иностранных агентов; сама Кузьмина заявляет, что в этом вопросе «для истории» планирует дойти до Европейского суда по правам человека. Вместе с тем, ее адвокат также готовит жалобу на обыски в квартире общественного деятеля и в офисе самарского отделения «Голоса».
Жалобу на действия Минюста, который включил «Голос-Поволжье» в список иностранных агентов в конце прошлой недели, Кузьмина вместе с юристом Оксаной Березовской начнет готовить уже на этой неделе.
«Глядя на сложившуюся ситуацию, мы совершенно не надеемся на какой-то разумный, положительный исход этого обжалования. Но мы непременно пройдем все инстанции, чтобы исчерпать возможности российского правосудия. После этого мы обратимся в ЕСПЧ. И я понимаю, что, может быть, я уже и жива не буду, когда дело дойдет до рассмотрения этой жалобы. У нас одна надежда — оставить это для истории», – рассказала Кузьмина «Новой газете в Поволжье».
Следователи пришли к Кузьминой 5 февраля: обыски проводились по делу об уклонении от уплаты налогов. Еще до вступления закона об агентах в силу «Голос-Поволжье» получил грант от Фонда поддержки демократии «Голос», который, в свою очередь, получил финансирование от Агентства международного развития (USAID). Однако налоговая служба сочла полученные самарским «Голосом» деньги не пожертвованием, с которого уплачивать налоги не нужно, а доходом. Поводом для этого стал, в том числе, комментарий российского МИД, который ранее объявил, что прекращает сотрудничество с USAID. Сумма претензий составляет 2,2 миллиона рублей. Дело ведет второй отдел по расследованию особо важных дел регионального управления Следственного комитета.
После обыска в офисе "Голоса"
Кузьмина отмечает, что закон об иностранных агентах вступил в силу в ноябре 2012 года и с тех пор «Голос-Поволжье» не получал зарубежного финансирования. Последний раз средства организация получила за месяц до этого, чтобы рассчитаться с арендодателями в нескольких регионах. В договоре о пожертвованиях было написано, что деньги выделяются «для отчетов в государственные органы», говорит правозащитница. «Закон об иностранных агентах предполагает наличие двух признаков: текущее, а не прошлое иностранное финансирование и проведение мероприятий. Мероприятие предполагает его описание: место, время, организатор, программа мероприятия. В материалах обвинения этого нет. Они почему-то описывают книжки, которые нашли в офисе. Например, книгу «Возможны ли в России честные выборы», – рассказала Кузьмина. Никаких мероприятий после начала действия закона «Голос-Поволжье»
Кроме того, адвокат Кузьминой Вячеслав Толстов в ближайшее время обратится в суд с заявлением о незаконном возбуждении уголовного дела в отношении его подзащитной. Следом будет обжаловано постановление следователя о производстве обыска в офисе организации. «Мы предполагаем, что обращение в прокуратуру и к начальнику следствия не даст должного эффекта. А более эффективным будет обращение в суд», – пояснил Толстов. Если судья встанет на сторону правозащитницы, то все документы и доказательства, изъятые в ходе обыска, доказательствами считаться не будут (у нее забрали ноутбуки, электронные носители, загранпаспорт и записные книжки). Также будет обжалован и обыск в квартире, но он, в отличие от следственных действий в офисе, проводился по постановлению суда, а не следователя.
Ближайшее заседание суда у Кузьминой, кстати, пройдет на этой неделе. 12 февраля Мировой суд Самарского района рассмотрит вопрос о наложении административног